— Добрый день, рав Эссас
Как быть, если брит мила (обрезание) выпадает на Йом Кипур или 9 Ава? Если делают, то как быть с кидушем и трапезой?
С уважением,
Аркадий, Израиль
— Если на восьмой день от рождения ребенка ему можно, как и положено, сделать брит милу, то есть для обрезания нет никаких медицинских противопоказаний (более чем в 80 процентах случаев таких противопоказаний нет) — процедуру эту осуществляют даже в шаббат. И соответственно — и в Йом Кипур, и в пост 9 Ава.
Суть Вашего вопроса заключается в том, что брит мила — это праздник. Для семьи, родственников и друзей родителей ребенка, а также для всей общины. И этот праздник обычно сопровождается праздничной трапезой, которую принято устраивать после процедуры обрезания.
Но ведь в указанные Вами два дня весь наш народ постится. Как же тогда быть с трапезой? В этой ситуации в трапезе участвуют 3 человека: отец ребенка, моэль (специалист, реализующий процедуру обрезания) и сандак. Естественно, трапезу делают, с одной стороны — скромной, с другой — с праздничными элементами.
Попутно отмечу, что мать ребенка в течение первого месяца после родов — освобождается от любого поста. По согласованию с раввином и врачом, этот период может быть и более долгим. Все сказанное здесь легитимно только в том случае, если брит милу осуществляют именно на восьмой день от рождения ребенка. Если же по какой-либо причине на восьмой день брит милу совершить не удалось ее нельзя назначать ни на шаббат, ни на дни праздников (йом тов), ни в Йом Кипур, ни 9 Ава.
Более того, известно, что в первые три дня после обрезания ребенку требуется особое внимание и забота. Поэтому из уважения к шаббату «отложенную» брит милу не принято проводить ни в четверг, ни в пятницу. И в заключение подчеркну, что здесь перечислены лишь основные правила и традиции. Однако в жизни могут возникать самые разнообразные ситуации, которые невозможно предусмотреть заранее. Хороший, опытный моэль, как правило, знает ответы практически на все вопросы, касающиеся законов обрезания.
Отвечал Рав Элиягу Эссас.