Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Ф. Тютчев
Сегодня в субботу я прочитал супруге отрывок из книги рава Шалома Аруша «Сад благодарности», который сейчас привожу.
Спасительный камешек
Эта история произошла с одним человеком, весьма преуспевавшим в делах и очень далеким от иудаизма. Главной его бедой было то, что он оставался неприятным и, можно даже сказать, злым человеком.
Так или иначе, он хотел вложить деньги в торговый центр «Азриэли», купить там весь семнадцатый этаж. Но тут один жулик соблазнил его сделать вложение денег в приобретение земли в Румынии, якобы предназначенной под застройку. Потом обнаружилось, что это обман и речь шла о сельскохозяйственных землях, с которыми ничего сделать было нельзя. Потери бизнесмена оказались огромны: он потерял все имущество и остался в больших долгах. И вот к нему приходит приказ об аресте недвижимости за неуплату долгов.
Он пробовал занять денег у друзей, но ему это не удалось; тогда кто-то посоветовал ему взять ссуду на черном рынке и направил его в контору, располагавшуюся – где бы вы думали? – в торговом центре «Азриэли»… И именно на семнадцатом этаже, который он должен был купить…
Наш друг приходит в «Азриэли», поднимается на семнадцатый этаж, заходит в полулегальную контору. Там ему дают подписать разные бумаги, дают наличные и он уходит восвояси. Перед тем, как выйти из здания, он решил немного прогуляться, подняться на верхние этажи и посмотреть, что там есть. Он поднялся еще на этаж, и еще выше, и увидел, как всюду хорошо и прекрасно, и все время переживал о своей ошибке, пока не поднялся на крышу. Вышел он на крышу, и… дверь за ним захлопнулась.
Он стал стучать в дверь и звать на помощь, но ничего не помогало: кто его услышит на крыше? Он посмотрел вниз, увидел гуляющих там людей, и его осенила идея – бросить что-нибудь вниз, чтобы привлечь внимание толпы. Он подумал о том — что может привлечь внимание людей больше, чем деньги? Он бросит деньги, люди поднимут головы, чтобы посмотреть, откуда они падают и придут его спасать.
Так он и сделал: начал бросать вниз пачки денег, но, к его великому сожалению, каждый, на кого они падали, хватал деньги с большой радостью, но вовсе не поднимал глаза вверх. Так он бросал пачку за пачкой, купюру за купюрой, но никто не искал его глазами. Он был в панике, думая, что ему уже нечего терять; оставалось только умереть с голоду на крыше. Он решил бросить вниз все деньги. На головы людей, стоящих внизу, летела купюра за купюрой, и те, кто там оказались, стали подпрыгивать, чтобы поймать побольше денег. Но снова никто и не подумал поинтересоваться источником падающих денег и поднять глаза вверх – все были заняты только тем, чтобы поймать как можно больше купюр.
Он понял, что положение его безнадежно. И тогда с ним случилось то, что случается с человеком, попавшим в настоящую беду, как бы далек от религии он ни был: ему открылась искорка веры! Он предстал перед Всевышним и сказал: «Спаси меня, Творец вселенной. Я не вижу выхода. Спаси меня». Так он молился из самых глубин сердца — и, разумеется, Создатель услышал его молитву и послал ему новую мысль. На крыше было много камешков, оставшихся от постройки, и человек решил попробовать бросать их вниз – может быть, кто-то задумается, откуда они берутся, посмотрит вверх и увидит несчастного.
Он сбросил вниз несколько камешков — и, разумеется, люди, которым попало по голове, начали кричать и ругаться. Тут же кто-то вызвал охрану здания, оповестив ее, что какой-то негодяй бросается камнями с крыши. Охранники поднялись наверх, нашли нашего бедолагу и собирались его даже арестовать, подумав, что он все это делал умышленно. Среди них оказался один полицейский, который готов был выслушать его. И наш герой объяснил ему все: «Послушай, пойдем со мной вместе на семнадцатый этаж, и ты увидишь, что я там взял ссуду несколько часов назад. Потом я поднялся и застрял здесь, сбросил вниз все деньги, но никто меня так и не заметил. Только когда я сообразил сбрасывать камешки, это помогло: действительно, вы мигом пришли.»
Ему поверили, отпустили его и он вернулся домой: без денег, так и не решив своих проблем с долгами, но приобретя весьма полезный жизненный опыт. Он сидел и думал над тем, что с ним произошло. И вот что пришло ему в голову: «Что это было? Когда я бросал деньги – никто не поднял взгляда. Когда же я бросил камешек – все посмотрели вверх. Творец мира подал мне какой-то знак. Ведь я воззвал к Нему и Он послал мне идею бросить камешек, и тем спас меня».
Он тут же понял сообщение Всевышнего: все это было притчей о нем самом. Когда Всевышний бросал ему деньги с Небес, давал ему заработок и удачу в делах, он никогда не поднимал взор к Всевышнему, ни разу не сказал Ему «спасибо»! И только когда Творец «бросил в него камешком», то есть, разорил его и оставил одного на крыше – только тогда он поднял взор к Небесам.
Так ведем себя и все мы: в период изобилия не поднимаем глаза, чтобы достойно поблагодарить; но когда приходит беда – тут же взываем к Небесам, чтобы попросить о спасении и достатке.
Тогда к этому еврею стали приходить мысли о раскаянии. И он разрыдался и попросил у Всевышнего прощения за все те годы его жизни, когда он был столь неблагодарен. Он восхвалял Всевышнего за чудо, явленное ради него, и за преподанный ему урок. Итак, он был готов обратиться к раскаянию и все сидел и благодарил Всевышнего за блага, данные ему в жизни. Спустя недолгое время звонит телефон и ему сообщают: купленные им в Румынии земли все же направили на застройку — и он в одно мгновение сделался миллиардером! А всего лишь сказал: спасибо!
В этой истории заложен глубочайший смысл: Всевышний в любое мгновение изливает на каждого человека блага, изобилие и саму жизнь. Всевышний, благословенно имя Его, постоянно приносит нам благо, но мы не поднимаем к Нему глаза. Только оказавшись в беде, мы вспоминаем о Творце… Поэтому следует предварять беду благодарением, постоянно благодарить Всевышнего за все, что с тобой происходит, за все блага, милости и чудеса, которые ты видишь.
Супруга сказала, что аналогичная история была у девочки из ее общежития по имени Зоя. Судите сами, насколько эти две истории похожи. Девушка потеряла на улице или в автобусе кошелек с деньгами и карточками, с которых можно снять деньги. Дико расстроилась, позвонила маме в Россию, чтобы та аннулировала карточки. Мне почему-то кажется, что она применяла по отношению к себе эпитеты из современного русского сленга, которые я вряд ли решусь повторить.
Вдруг она вспомнила один из моих рассказов, который я читал в субботу. Я тогда рассказал о переписке с офицером русской армии Андреем Михайловым. «Шалом, уважаемый рав! У меня такой вопрос. Дело в том, что у меня недавно похитили ноутбук. В нем было много ценной информации. Мне очень обидно и очень грустно и очень тяжело смириться с этой пропажей. Скажите, пожалуйста, уважаемый рав, как мне правильно реагировать на эту пропажу согласно Торе и Иудаизму. Спасибо вам заранее. Андрей, Санкт-Петербург». Я отвечаю: «Поблагодарите Всевышнего, что он согласился на оплату Вашего греха вещами». Он ответил: «Благодарю тебя, Владыка Вселенной, Царь мира, за то, что ты согласился на оплату моих грехов моими вещами. Это примерный текст благодарственной молитвы». Я ответил: «Прекрасно!»
Я не знаю, почему этот человек обратился ко мне. Я не мог вспомнить, как мы познакомились. Возможно, в интернете он прочитал один из моих рассказов или послушал мои песни. И решил, что я ему настолько близкий человек, что он может обратиться ко мне в трудную минуту.
Зоя вспомнила мой рассказ, сказала, что Марат врать не будет. И далее прошептала: «Спасибо Тебе, что Ты взял вещами!». И тут же успокоилась. Сразу же после этого директор школы позвонила моей жене и сказала, что кошелек со всеми вещами нашелся. Так что я какими-то словами отыскал дорожку к сердцу неизвестного мне военнослужащего российской армии и девочки по имени Зоя.
Недавно я спрашивал своего раввина, рава Моше Эльяшива, есть ли мне смысл продолжать свою работу. Я старею и не знаю, способен я влиять на кого-нибудь или нет. Рав ответил вопросом на вопрос: «А как ты сам считаешь?». Я ответил: «Да, но думаю, очень мало». – «В вопросах веры к Б-гу нет слова «мало». Как бесконечен Б-г, так бесконечна его награда за самую малость».
Что же – раввин всегда прав, даже если он не прав, хотя прав он всегда. И его любимое выражение: кто слушает рава, никогда не проигрывает. У меня был еще один случай в этом убедиться.
Кстати, сегодня, прочитав статью мудреца Торы рава Вольбе, я понял еще один феномен своего воздействия на людей. Множество людей писало мне, что я помог им своим творчеством выйти из клинической депрессии. Оказалось, ларчик открывался совсем просто.
«Психологи, погрузившись в глубины человеческого «бессознательного», открыли там сильное душевное стремление к Творцу. Если это стремление не получает удовлетворения, из-за того что человек игнорирует его, оно приводит к осложнениям и комплексам (неврозам), и все время, пока не нашел человек живой связи с Б-гом, он не выздоравливает.
…
Человек, который удостоился жить в связи с Творцом, во всем, на что бы не обратил он в этом мире свой взор, видит Его след. Всякий цветок и всякая травинка, сияние звезды и птичье пение, улыбка ребенка и великолепие молнии — во всем открывается доброта Вс-вышнего, Его мудрость и Величие Красоты Его Царства. Тысячи тысяч доказательств находит он в пользу присутствия в мире Б-га, все это вещи осмысленные, ясные и логичные, вне всякого сомнения. И все же математического доказательства существование Творца нет. То есть нет доказательства подобного тому, с помощью которого можно абсолютно точно утверждать, что 2+2=4. Все тысячи бесспорно логичных доказательств того, что Святой, Благословен Он, в мудрости Своей создал Мир, оставляют человеку выбор, верить ему или не верить.
Вера строится в глубине сердца.
В момент, когда открывается для веры сердце человека, он видит перед собой ясный мир, свободный от всяких сомнений в существовании и присутствии Творца. И тогда чувства и разум объединяются в абсолютной уверенности и совершенной вере.
Без сердца же — нет веры!
Верующий видит глубокий смысл в этом факте. Ведь если бы вера основывалась на математических доказательствах, то она перестала бы быть верой. Тогда реальность Творца была бы фактом, который человек обязан был бы принять, как любую математическую истину — без сердца, без выбора. Но не в этом цель Творения. Человеку дано право построить мир дружественности, краеугольным камнем которого является вера, живущая в сердце, или замкнуться в отчужденности. Однако цель веры — видеть Творца.
Итак, из всего сказанного следует, что вера — это одна из черт здорового человека. Невозможно найти вещи более близкой к человеку, чем естественная и простая связь с Б-гом».