Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает!
Я за тобою следую тенью,
Я привыкаю к несовпаденью…
М. Танич
Эта статья посвящена вполне материальным вещам, четырёхдневному отпуску в Праге. Сейчас в туризм в той или иной степени вовлечена большая часть человечества. Одни, мечтая убить на это время, тратят собственные деньги. Для других это служит единственным средством заработка. Существуют экстремальные, сексуальные, гастрономические и другие формы туризма. Каждому по вкусу. Хочешь – спишь со скорпионами, хочешь – имеешь дело с малолетними партнёршами, хочешь – кушаешь хинкали, а хочешь – жареных ящериц.
Мне это все не подходит. Рисковать жизнью ради удовольствия Тора не позволяет, только для заповеди, и то – не всякой. Насчёт эротики – так мне на это и смотреть нельзя. О пище и вообще не говорю – кашрут, и ещё какой! Да и вообще уезжать без серьёзной причины из Эрец Исраэль не рекомендуется. Только для заработка, и то – если дома голодные дети. Или для женитьбы, или ради учёбы Торы.
Пока мама была жива, я каждый год ездил в Тбилиси её проведывать. Выполнял заповедь уважения родителей.
За последние 23 года я раз шесть получал предложения поехать: в Москву, Петербург, Берлин, Могилев, Витебск, Гомель. Не получилось ни разу – иногда из-за здоровья, чаще – рав не рекомендовал, хотя и не запрещал. Вот я и не ехал.
Лет 10 тому назад супруга спросила меня, можем ли мы поехать в Прагу. Я не сомневался, что мы не можем. Некогда мне всякими глупостями заниматься за пределами своей страны. Но спорить с супругой не хотелось. Кроме того, я нашёл кошерную причину. Сказал раву, что хочу помолиться на могиле одного из величайших еврейских мудрецов – Маараля из Праги. Это не было неправдой. Раввин спросил: «У тебя есть особая причина молиться на могиле Маараля? Тебе не хватает могил в Израиле?». В вопросе я услышал неодобрение и в итоге не поехал. Кроме того, я и мой брат обычно проводили весь свой отпуск рядом с мамой в Тбилиси. В этом году мама скончалась, причина ехать в Грузию у меня пропала. Жена даже не просила, в Тбилиси поехала одна без меня.
Но брат отправился в июне со своей супругой в Прагу и рекомендовал сделать мне тоже самое. Там есть кошерный отель, где я мог молиться и читать кадиш по маме, кошерная пища. И кроме того, та самая могила Маараля. Я пришёл к своему раввину и сказал: «Для мира в семье хочу поехать в Прагу». Маараля не упоминал, сказал только, что брат мне рекомендовал. Рав ответил утвердительно, только попросил, чтобы я поехал во время каникул, хотя это стоит значительно дороже. Впрочем, если люди тратят деньги на экстрим, то на кашрут и удобное время мне полагается потратить тем более.
Жена заказала путёвки, время вылета с туристической компанией не обсуждала. И они то ли все перепутали, то сэкономили, но время вылета было очень неудобное – 7 утра. В итоге я не спал всю ночь, часа четыре простоял в очередях и во время полёта чувствовал себя отвратительно. В голове мелькали нехорошие мысли в сторону жены, которая как всегда, вы сами понимаете, что-то напутала и к тому же заснула. А я из-за неё спать не мог.
Я вдруг взглянул на неё и в голове возникла мысль: «Ведь в Прагу она летит только ради меня». Я стал молиться: «Сделай так, чтобы со мной эти четыре дня ничего плохого не случилось. Не порть жене отпуск». Мы приехали в гостиницу. Легли спать. И утром на мою молитву ответили. Все последующие три дня мы гуляли по Праге, в том числе дважды молились на могиле Маараля. Жена даже плакала.
Наверное, чем больше учишь Тору, тем лучше знаешь, что надо просить у Б-га. Или о чем спрашивать раввина. Ведь рав говорит тебе всегда те слова, которые Б-г хочет, чтобы ты от него услышал!
P.S. Может, слишком поздно я вдруг стал понимать, что брак – это не когда люди похожи друг на друга как две капли воды. И более того: самая праведная жена, которая по определению Талмуда «выполняет все желания мужа» — этого, наверное, достаточно для земного счастья. Но это совсем не является гарантией того, что счастье будет Вечным. Даже более того – что Вечность у тебя будет. Ведь если ты все получил тут, за что тебе платить там? Я не говорю об отдельных праведниках, которые могут удостоиться и того, и другого.
Рав Деслер пишет, что супруги должны дополнять друг друга. Я, например, как любой шахматист, ярко выраженный интроверт. А моя супруга – экстраверт. Причём Юнг говорит, что интроверты подсознательно ищут в пару экстравертов, а потом всю жизнь находят в ней (нём) «недостатки», которые являются типичными чертами экстравертов. Нужно понимать, что женщина – это совсем другой мир, и её «недостатки» Б-г послал для того, чтобы ты сам мог себя исправить.
Теперь, пока супруги нет дома (она у меня человек занятой), поговорю о личном. Вспомню только жизнь в Израиле. Моя супруга по профессии педагог. Значит, естественно, властный и сильный человек. Если позволить классу сесть на голову, не помогут никакие знания математики. При этом с коллегами и подругами она сама уступчивость.
Удалось ли мне, если честно, хотя бы раз в жизни что-либо в ней поменять? Сделать что-то против её воли? Думаю, это было только один раз. Когда я вдруг стал религиозным и перестал кушать дома. Учитывая, что покушать я всегда любил, а готовит она прекрасно – жертва с моей стороны была немалая. Но тут я проявил настойчивость — и в дом постепенно зашли кашрут, Шаббат, хупа. Она вошла в мой мир — и тут полностью отыгралась! Ведь её природная экстравертность, умение принимать множество гостей, готовить сотни блюд в моём мире показалась сверхправедностью. Начальство её очень ценило и ценит.
А как же я? Меня это дико раздражало и раздражает до сих пор. Хотя я прекрасно знаю, что моё ворчание не примут благосклонно Небеса. Что её стараниями мы оба выполняем важную духовную работу по приближению людей к Б-гу.
То есть, если бы я считал, что всё, что она делает для других, она делает для меня, мне было бы стыдно за себя с ней жить. Мне было бы неуютно от её праведности. Как бы то ни было, я, оставаясь глубоким интровертом, начал жить жизнью экстраверта. И у меня неплохо получалось. Более того, я начал писать песни, рассказы, давать уроки для тысяч людей.
А теперь упомяну о поездке в Германию к уже, увы, покойному кузену Саше. Ведь мы побывали не только в Праге. Год тому назад мы узнали, что жить ему осталось месяц. Супруга во время нашего с ним разговора вмешалась и, решив его успокоить, сказала, что через год мы приедем к нему в гости. Она просто сболтнула, а я расхлёбывал, злился на неё и понимал, что не знаю, выдержу ли я такое нервное перенапряжение. Застану ли Сашу живым? Но возможно, выполню самые большие мицвот в мире.
В принципе, так, по-моему, и получилось. Я ворчал на неё в душе до сегодняшнего дня, но делал всё, как она сказала. По-моему, она оказала на семью моего кузена больше позитивного влияния, чем я. То, что я «чокнутый», как и мой родной брат, в семье давно догадывались. Но если моя разумная супруга села со мной в одну «палату № 6», то это что-то значит!!!
«Счастье — такая трудная штука:
То дальнозорко, то близоруко.
Часто простое кажется вздорным,
Чёрное — белым, белое – чёрным».