— Здравствуйте, уважаемый рав Эссас!
Я нееврей, интересуюсь иудаизмом и в будущем не исключаю гиюр. Меня интересует вопрос, можно ли будет, когда я решусь на такой шаг, работать там, где я всегда преподавал.
У меня историческое образование, но в связи с тем, что еврею следует всегда избегать каких-либо элементов, связанных с другими религиями, я сомневаюсь, что возможно в дальнейшем работать учителем истории в обычной общеобразовательной школе, либо в архивах и музеях.
Преподавая историю, невозможно совершенно не касаться упоминания других религий. В музеях могут быть предметы, имеющие хотя бы опосредованное отношение к другим религиям, и в архивах содержаться документы, хотя бы не напрямую связанные с другими религиями.
Нужно ли в этом случае задумываться о другой профессии?
Кроме того, меня интересует другой вопрос. Если книги, содержащие какой-либо намек на идолопоклонство, строжайше запрещено читать еврею, то попадают ли в эту категорию монографии по культуре средневековой Европы, написанные нееврейскими авторами? Ведь в случае рассмотрения культуры данного региона нельзя не коснуться, хотя бы не напрямую, христианства, а также учебники нееврейских авторов, кратко упоминающие другие религии в связи с политической и экономической историей различных стран.
Дмитрий, Белгородская область, Россия
— Вы задали очень серьезный, непростой и в определенной степени даже болезненный вопрос. И сами при этом, в общем-то, чувствуете проблематичность ситуации.
Над Вами, как мне представляется, довлеет очень распространенное (особенно, в советской субкультуре) предубеждение, что образование, которое человек получил, будто бы навеки приковывает его к какой-то узкой сфере, которой он должен заниматься всю жизнь, запрягшись, как вол, в некую упряжку, и не отклоняясь ни направо, ни налево от заданной колеи.
Но это неверно. Университетское или подобное ему высшее образование — не дверь в рабство, но, наоборот, ключ к свободе в деле разумного и наиболее правильного (в каждом конкретном случае) выбора рода деятельности.
Если Вы сформировали в себе навыки и привычку систематически трудиться — Вы, наверное, умеете работать с историческими и архивными документами, умеете, как я себе представляю, составить аналитическую картину жизни общества в определенный отрезок времени в определенной стране. Вы, наверное, знаете, как находить связи между процессами в самых разных областях человеческой деятельности — в масштабе страны или иной политико-географической единицы.
Если оставить в стороне школьный курс истории — Вы можете выбрать себе и научно-исследовательскую работу в тех или иных сферах развития какого-либо общества, не касающихся религий. Это и политические, и экономические, и социальные процессы. Тем более, что период, охватывающий XIX и XX века, в большинстве стран мира можно смело назвать секулярным.
Кроме того, есть и такие направления, как, скажем, политология, аналитика геополитических процессов прошлого и современности. Можно работать в соответствующих институтах, которые занимаются прогнозированием возможного развития в любых областях, опираясь, к примеру, на аналогичный исторический опыт прошлого.
Понятно, что я дал здесь лишь несколько примеров, на основе которых Вы, как мне кажется, сможете освободиться от оков некой «неизбежности». И даже если Вам нравится преподавать (и это вполне достойный вид деятельности) — можно разработать очень интересные циклы уроков и лекций, которые подойдут и продвинутым старшеклассникам и студентам разного уровня, от начинающих в своей специализации — до уровня докторантуры.
Но вернемся к вопросу о гиюре, к которому Вы, как мне видится, относитесь серьезно.
Если для Вас это действительно важно — постарайтесь осознать, что это будет центральным стержнем всей Вашей жизни. Потому что гиюр не заканчивается получением документа, выданного раввинским судом.
Когда человек становится гером (то есть, когда он уже завершил процесс гиюра), это только начало его еврейской жизни, суть которой и для еврея по факту рождения, и для гера — служение Всевышнему.
И пусть Вас не тревожит вопрос, не заведет ли новая дорога (если Вы решите идти в этом направлении) в тупик в сфере избранной Вами профессиональной деятельности. Ведь даже те примеры, которые я привел здесь, достаточно убедительно демонстрируют, что можно заниматься исследованием общественных процессов и преподаванием, не касаясь тем христианства, ислама и т.п.
В заключение подчеркну, что все люди разные. Или, как мы говорим, у каждого свой духовный корень его души. Поэтому Ваш путь в еврейство (Вы подняли эту тему, поэтому я об этом и говорю) будет индивидуальным. Не таким, как у другого человека (инженера, программиста, врача или, скажем, музыканта). У них, безусловно, будут свои специфические проблемы, у Вас свои. Но именно это и делает жизнь интересной, возвышенной и наполненной смыслом. А это самое главное.
Отвечал рав Элиягу Эссас