В прошлую среду «Вашингтон пост» вышла с шапкой «Русская фирма, которую связывают с прокремлевской пропагандой, во время выборов размещала рекламу в Фейсбуке.
Имелось в виду санкт-петербургское ООО «Интернет исследования», известное как «фабрика троллей» («ферма троллей» по-английски) и неоднократно описанное в прессе США. Это контора, в которой сидят люди (обычно молодежь, но попадаются и пенсионеры), за деньги гадящие в сети, в том числе и в Фейсбуке.
Тролли также проказничают в Твиттере и других соцсетях, на форумах и в чатах. Привычному глазу распознать их почерк нетрудно, хотя в сети полно и самодеятельных идиотов, которые тролят не за плату, а по зову сердца.
Я плохо разбираюсь в российских реалиях и не могу отличить платных путинских троллей от бесплатных дебилов. Вот, например, комментарии на форуме сайта Ura.ru под сообщением о том, что журналистка Юлия Латынина покинула отечество после того как у нее сожгли машину. До этого ее дом облили какими-то химикатами, а ее саму — фекалиями. Сообщение иллюстрируется ее фотографией, которая вызвала самые хамские отклики.
«Блеванул», — пишет некий Мика.
«Обезьяна на фото», — вторит ему Микс.
«В добрый путь», — пишет Олег.
«Туда ей и дорога», — пишет Юрий.
«На гиену похожа», — пишет Зоозащитник.
«Скатертью дорога», — опять возникает Олег.
И в таком духе. Я не могу отличить тех, кто написал комментарии за деньги, от тех, кто написал от души.
Вернемся в Америку. «Нью-Йорк Таймс» в тот же день поместила пространную статью, озаглавленную «Фейковые русские аккаунты купили в «Фейсбуке» политическую рекламу на 100 тысяч долларов».
Одновременно главный специалист соцсети по безопасности Алекс Стамос вывесил в ее блоге сообщение, из которого явствовало, что в связи с разговорами о российском вмешательстве в американский избирательный процесс Фейсбук провел расследование закупок у него политической рекламы, которое обнаружило злоупотребления.
Оказалось, что с июня 2015 по май 2017 года владельцы примерно 470 липовых аккаунтов и страниц истратили вышеуказанную сумму на закупку рекламы, поместив в соцсети более 3 тысяч объявлений.
«Наш анализ приводит к выводу, — продолжал Стамос, — что эти аккаунты и страницы были связаны друг с другом и, скорее всего, находились в России».
Поскольку Фейсбук не признает недостоверных аккаунтов, он закрыл те из них, которые еще продолжали действовать.
По словам Стамоса, оплаченные их владельцами политические объявления в массе своей не содержали комментариев по поводу американских выборов и не упоминали имен конкретных кандидатов.
Вместо этого они касались тем, вызывающих раздоры в Америке, таких, как положение ЛГБТ, расовые проблемы или право на оружие.
Примерно четверть объявлений была нацелена на жителей конкретных географических районов США. В 2015 году такая географическая привязка наблюдалась гораздо чаще, чем в 2017-м.
Эксперты Фейсбука также изучили политическую рекламу, которая теоретически могла иметь российское происхождение. Например, это были объявления, оплаченные с аккаунтов, имеющих американские IP-адреса, но настроенных на русский язык. Они не нарушили никаких правил Фейсбука и поэтому не были закрыты соцсетью.
Ими была оплачена политическая реклама объемом примерно 2200 объявлений и стоимостью 50 тысяч долларов.
Вместе со 100 тысячами, которые потратили для этой цели тролли в России, в общей сложности речь идет о 150 тысячах долларов.
Многие комментаторы не понимают, зачем было огород городить из-за такой суммы, которую один назвал «смехотворной», а несколько охарактеризовали как «капля в море».
СМИ напоминают, что штаб Дональда Трампа истратил на цифровую агитацию ни много ни мало 90 млн долларов, и что доход Фейсбука от рекламы составил в прошлом квартале 9 млрд долларов.
Однако в пятницу появилось несколько публикаций, доказывающих, что даже за такую сумму можно разместить в Фейсбуке политическую пропаганду, которая охватит буквально миллионы людей. Комментаторы расходились лишь в том, сколько миллионов.
Например, Аарон Саари, консультирующий компании по вопросу наиболее оптимального использования рекламы в Фейсбуке, написал на сайте Business Insider, что реклама, купленная в этой соцсети за 100 тысяч долларов, может в конечном итоге достигнуть 100 млн американцев.
Если россияне истратили за два года 100 тысяч, то они тратили около 140 долларов в день. В результате несложных калькуляций Саари заключает, что если бы они целились во все 320-миллионное население США, то, тратя по 140 долларов в день, они сумели бы охватить от 12 до 73 млн американцев. Но, продолжает эксперт, тролли «Интернет исследований», скорее всего, не стремились охватить американцев вообще – они, видимо, рассчитывали достучаться до каких-то конкретных групп населения. Например, они могли бы обрабатывать афроамериканцев возмущенными постами о нашумевших случаях, когда полиция открывала огонь по чернокожим.
По выкладкам Саари, 10 тысяч долларов хватило бы на то, чтобы донести эти посты до 7 млн афроамериканцев. За те же деньги можно было бы охватить пропагандой более миллиона американцев, дорожащих Второй поправкой к Конституции США, которая ограждает их право на оружие.
Автор приходит к выводу, что Россия, вполне вероятно, могла за 100 тысяч долларов прямо или косвенно повлиять своей пропагандой на 100 млн или более американцев.
А популярный сайт The Daily Beast заявляет, что, по выкладкам его экспертов, «русские фейковые новости в Фейсбуке могли достичь 70 млн американцев». Эта цифра вынесена в заголовок статьи, а в ее тексте говорится, что пропагандистские посты, скорее всего, видели в соцсети как минимум 23 млн людей.
Как считают американские комментаторы, цель этой кампании вряд ли состояла в том, чтобы кого-то всерьез переубедить: идея, по всей видимости, была в том, чтобы посеять смуту, усугубить идеологические раздоры и обострить в США расовые противоречия.
Анализ российской пропаганды в Фейсбуке осложняется тем, что он закрыл подозрительные аккаунты и не оглашает имен их владельцев или содержание оплаченной ими политической рекламы. Соцсеть ссылается при этом на свои внутренние правила и на федеральный закон, хотя не указывает, на какой именно.
В СМИ несколько раз мелькало мнение, что вышесказанное – лишь верхушка айсберга, и предсказывают, что Конгресс или спецпрокурор Роберт Мюллер, расследующий предполагаемый сговор Трампа с Кремлем, рано или поздно затребуют у Фейсбука информацию повесткой, которую ему, скорее всего, придется уважить.
Предположение, что Россия помещает рекламу в Фейсбуке, первым высказал в мае журнал Time. Как замечает The Daily Beast, сейчас Фейсбук впервые официально признал, что он «неосознанно сыграл роль в кремлевской кампании активных мероприятий».
Сайт The Verge ехидно напоминает, что не далее как 20 июля соцсеть уверенно заявила: «Мы не видели никаких признаков того, чтобы русские деятели покупали в связи с выборами рекламу в Фейсбуке.
Закон США запрещает иностранным правительствам, компаниям и гражданам участвовать в американских избирательных кампаниях деньгами или агитацией.
«Наша пьяная деревня: Закон США запрещает иностранным правительствам, компаниям и гражданам участвовать в американских избирательных кампаниях деньгами или агитацией.»
Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах. Она гарантирует, что Конгресс США не будет:
Поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию.
Запрещать свободное вероисповедание.
Посягать на свободу слова.
Посягать на свободу прессы.
Ограничивать свободу собраний.
Ограничивать право народа обращаться к Правительству с петициями об удовлетворении жалоб.
Закон США нe запрещает иностранным правительствам, компаниям и гражданам участвовать в американских избирательных кампаниях деньгами или агитацией.
«Еврейская Журналистка» Юлия Латынина имеет очевидные проблемы с психикой. Причём здесь тролли?