О чудесах и вере в Б-га

Рациональная картина мира, как почти все науки, была создана в античной Греции. Демокрит в V-IV веках до н.э. догадался, что наш мир состоит из атомов, и всё сущее объяснил их взаимодействием.

По свидетельству Секста Эмпирика, Демокрит считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений». Эпикур на век позже предложил формулу атеизма: «Истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», то есть рационально.

Согласимся с Демокритом, что вера в Б-га завязана на чудесах. Тора сообщает о них: Вселенная и Земля не существовали всегда, как полагал Аристотель, а были чудесным образом созданы Творцом. Адама Творец слепил из земли, а Еву создал из Адамова ребра. Ни «наблюдением», ни «броском мысли» к такой версии не прийти, а только через полученное из Торы откровение.

Рациональная наука сегодня, правда, пришла к теории «Большого взрыва», по форме, совпадающей с библейской версией, и возникновение Земли уже не выглядит таким уж чудом. Из ребра человека, имеющего полный набор его генов, вполне можно без всяких чудес соорудить двойника («кость от кости моей и плоть от плоти моей» (Бытие, 2:23) — определил Еву Адам). А что пол у Евы оказался другой — так сейчас пол человека стал делом наживным. Ничего чудесного.

Напротив, многое, обыденно наблюдаемое нами вокруг, выглядит реальным чудом. Прелестная бабочка, чудо как хороша, попархав денёк, зарывается в землю и со временем превращается в противную гусеницу. А та, поползав, вновь превращается в бабочку. Это чудо, аналогичное сказке о Царевне-Лягушке, похлеще, чем производство клона из ребра Адама. Или беспомощное дитя, способное, казалось, лишь переваривать материнское молоко, обнаруживает связь звуков с предметами и абстрактными понятиями, начинает эти звуки издавать и в короткий срок овладевает бесконечно сложным инструментом речи. Где вы видели большее чудо?

Установив, что различие между чудесами и обыденными процессами условно, мы обнаруживаем, что в жизнеописании еврейских патриархов Авраама, Ицхака и Яакова-Израиля, на котором основан иудаизм, чудес практически нет. Авраам, правда, слышал Всевышнего, но также Его голос слышали многие пророки. В старину существовали даже школы пророков, учившие слышать Его. Когда в IV веке до н.э. пророчества прекратились, остаточный след этого умения, подтверждающий его возможность, остался в форме патологии синдрома Кандинского-Клерамбо, свидетельствующего о шизофрении слышавшего голоса.

Авраам с отрядом в 318 человек сумел победить армию четырёх царей, «и разбили врагов, и гнали их до Ховы, что к северу от Дамаска» (14:15). Подобное чудо в тех же местах с примерно тем же соотношением сил израильтяне повторили в июне 1967 года в ходе Шестидневной войны.

Нашим праотцам, обладавшим выдающейся духовностью, интеллектом и интуицией, для познания существования Высшей Силы и установления связи с Ней, нарушения законов природы не требовалось. Такой же естественной была связь с Творцом у наших великих царей Давида и Шломо, тоже чудес не совершавших.

Иной случай — Моше. Он сам чудес тоже не совершал, но был инструментом для их свершения. Моше, направляясь к фараону с просьбой отпустить евреев, получил от Всевышнего чёткую инструкцию: «Если скажет вам фараон, говоря: «Дайте о себе доказательное чудо», то ты скажешь Аарону: «Возьми посох свой и брось пред фараоном»; он сделается змеем… И бросил Аарон посох свой пред фараоном и пред рабами его, и тот сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и сделали и они, волхвы Египетские, своими чарами то же. И бросили они каждый посох свой, и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил их посохи» (Исход, 7:9-12).

Мне представляется, что сам Моше должен был удивиться такому завершению представления. Но зачем были нужны все свершавшиеся чудеса, включая 10 казней Египетских? Не мог ли Г-сподь магическим действием просто перенести евреев из Египта в Землю Израиля?

Сам Он объяснил смысл чудес, сопровождавших наш выход из Египта: «И узнают египтяне, что Я Г-сподь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Исраилевых из среды их» (7:5). Но египтяне остались идолопоклонниками. Потребовалось ещё 13 столетий, чтобы среди «египтян» — к тому времени Египет стал греческим царством — начало распространяться единобожие в христианской версии. Чудеса нужны для влияния на души неразвитые, действуют медленно, и не всегда.

Евреи к концу своего египетского рабства опустились, по мнению наших мудрецов, на 49 из существующих 50 ступеней нечистоты и были на грани необратимого. На выход из Египта оказалась способной лишь пятая часть евреев. Но и их происходившие чудеса меняли трудно.

Может быть, поэтому, «когда фараон отпустил народ, Б-г не повел их по дороге земли филистимской, ибо близка она» (13:17). В качестве образовательной меры для евреев было заготовлено ещё одно чудо, возможно, величайшее в истории: «И сказал Г-сподь Моше: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам израилевым, чтобы они двинулись. А ты подними посох твой и простри руку твою на море, и рассеки его, и пройдут сыны Исраилевы среди моря по суше» (14:15-16).

И действительно — «увидел Израиль силу великую, которую явил Г-сподь над египтянами, и благоговел народ пред Г-сподом, и поверили в Г-спода и в Моше, раба его» (14:31).

hanuka11222222222

До этого, значит, не очень верили. Но уже вскоре евреи совершили грех Золотого тельца. Только после 40 лет пребывания в пустыне и изучения Б-жьей премудрости под руководством Моше евреи достигли уровня, необходимого для вступления в Святую Землю.

Прошло ещё почти 5 столетий, и царь Израиля Ахав с его женой-идолопоклонницей Иезавель растлили евреев на поклонение Баалу и Астарте. На помощь был послан пророк Элиягу. Пророк продемонстрировал народу великое чудо на горе Кармель. «И увидел (это чудо) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь — Он Б-г, Г-сподь — Он Б-г» (Книга царств 1 (18:38-39). После этого народ схватил, а Элиягу зарезал всех 450 пророков Баала.

Но на следующий день «послала Иезавель посланца сказать Элиягу: завтра в эту же пору сделаю с твоею жизнью то же, что (сделано) с жизнью каждого из них (пророков Баала)» (2:39). То есть эффект от содеянного на горе Кармель чуда должен был выветриться из сознания народа уже на третий день. Это вновь показывает ограниченную эффективность чудес. Потребовались три тысячелетия напряжённой духовной и интеллектуальной работы евреев, создание Мишны и Гемары, десятки поколений мудрецов, написавших сотни трудов на темы иудаизма, чтобы религиозные евреи достигли сегодняшнего уровня естественной близости к Творцу. Проявление воли Творца рассматривается ими не как чудо, а как естественный ход вещей.

Актом распространения единобожия среди язычников («египтян») стало приобщение их к христианству — к версии иудаизма для неевреев, как назвал христианство в своей книге «Две тысячи лет вместе» Пинхас Полонский. Важнейшим шагом к просвещению язычников стал перевод в III веке до н.э. Торы на древнегреческий — Септуагинты — выполненный семьюдесятью еврейскими мудрецами благодаря энергии и деньгам греческого правителя Египта Птолемея II. Уже эта работа, по легенде, явила язычникам чудо: мудрецы трудились независимо друг от друга, но все сделали идентичный перевод — слово в слово.

Для убеждения язычников требовались события сверхъестественные. Поэтому новой религии — или старой — версии иудаизма для неевреев, понадобился сверхъестественный основатель, непорочно зачатый и воскресший после смерти на кресте. Если бы не эта сверхъестественность, то Иисус рисковал остаться одним из еврейских проповедников, обладавший необыкновенным даром врачевания, тем, кого в наши дни называют «экстрасенсами».

1000 лет православия на Руси дали невзрачные результаты. Катастрофа русской революции с полным пренебрежением христианского люда к заповеди «Не убей» повергла страну в десятилетия кровавого атеистического кошмара. Вина за это лежит не только на всевозможных марксистских искусителях, но и на церкви, не сумевшей привить людям библейскую мораль.

Тем не менее, не нашлось ныне на Руси другого заменителя обанкротившейся атеистической идеологии, кроме как православия. И вновь для его возрождения возникла потребность в чудесах.

Так сложилось, что в последнее время я обсуждал основы веры с несколькими православными священниками, некоторые из них имеют еврейские корни. Священник Гуревич в своей статье поминает: «Апостол Павел в одном из своих посланий пишет, что если не было Воскресения Христова, то тщетна вера наша и упование…» и заключает: «Поэтому факт Воскресения Христова — одна из самых важных… может быть, наиважнейшая из основ нашей веры». Ещё определённее утверждение в письме священника А.Л.: «Если Христос умер и воскрес — истинна наша вера». То есть вера этих поводырей народа зиждется на чуде воскрешения.

ТАНАХ описывает воскрешение пророком Элишей умершего юноши, ставшего известным позже, считают, как пророк Иона, три дня проведший во чреве рыбы. Это второе событие, удивительнее первого, но основой веры, как и первое, не стало. Так что такого убеждающего в чуде воскрешения?

Я задал священнику Гуревичу давно интересовавший меня вопрос: «Мы знаем, что души бессмертны, и, покинув этот мир, до воскрешения мёртвых, предсказанного пророком Иезекиелем, пребывают в высших мирах. Материальное тело не может попасть в духовные миры, в нематериальное место. Где пребывает Иисус со своим телом?» Ответа не получил.

Российская пресса сейчас полна публикаций о чудесах, связанных с возрождением православия. Плачут иконы. А.Косован в журнале «Сноб» сообщил, что «в Москве очередь к мощам Николая Угодника отстояли два миллиона человек». Член Думы Н. Поклонская поведала о мироточении (мирра истекала) в Симферополе бюста канонизированного русской церковью Николая II. «Они (царская семья) погибли для того, чтобы сделать Россию процветающей и великой», — разъяснила депутат. Это о царе, позволившем или повелевшем расстрелять в Кровавое воскресенье 1905 года процессию, шедшую к нему с иконами и прошением; о царе, втравившем Россию в бессмысленную войну, погубившую её.

Много в России публикаций о чуде Благодатного огня, раз в год перед пасхой вспыхивающего в Иерусалимском Храме Воскресения Христова. Уже много лет этот огонь специальным рейсом доставляют в Москву. Описание этого явления и рациональную версию его природы можно найти в статье, помещённой в Википедии.

Меня явление этого огня озадачивает: непременное свойство чудес — их единоразовость. Например, если бы раз в год, в годовщину выхода евреев из Египта, расступалось Красное море, то этот феномен из чуда превратился бы в явление природы, вроде приливов и отливов. Разве не чудо — появление весной на голых деревьях листьев, потом цветов и плодов? Нет, не чудо — это происходит регулярно, каждый год. Как Благодатный огонь.

В помянутой статье из «Сноба» рассказывается о большом успехе православных миссионеров в обращении в свою веру язычников: «В Кении крестили целое племя. На Филиппинах готовятся принять крещение туземцы из племени билаан». Священник Станислав Распутин, миссионерствующий в Индии, рассказывает: «Из 10 крещеных в России, в лучшем случае, трое вернутся в церковь в течение полугода. А в непросвещенных странах… вера глубже и искренней». Георгий Максимов, миссионер на Филиппинах, рассказывает: «Нередки на миссиях чудеса… Мы крестили филиппинку, и у нее пропала опухоль». А миссионер в Монголии Корнелий поведал о другом чуде: «Знаю точно, что к одной монголке перестал приходить мертвый дедушка, когда мы ее крестили».

Я был бы рад пообщаться во сне со своими дедушками, которых никогда не видел. Они погибли до моего рождения. Но ко мне они почему-то не приходят.

Новая книга Бориса Гулько:

«Мир еврея». Часть 2. 111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах. 547 страниц. 26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Мир еврея. Часть 1. 57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах. 269 страниц. 15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

«Путешествие с пере- садками». Три книги воспоминаний. 397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах. 20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.

Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Борис Гулько

Иерусалим, Израиль
Все публикации этого автора

13 комментариев к “О чудесах и вере в Б-га

  1. «Если Христос умер и воскрес — истинна наша вера»
    ——————————————————
    Естественно. Но кроме всего прочего, воскресение Христа означало, что если хоть один человек воскрес из мертвых, значит это возможно В ПРИНЦИПЕ. А если возможно, то это, в свою очередь, значит, что всё, что мы знаем о себе и об окружающем мире в корне неверно, крайне поверхностно и суть нагромождение заблуждений. В действительности всё иначе.
    И тогда возникает жгучий интерес к тому, что Он говорил. Ведь Иисус не только словом укрошал ветры и бушующие воды, воскрешал мертвых и целил слепых и калек от рождения, но и говорил что-то.
    Причем, говорил весьма странные вещи. Его картина мира совершенно отличается от «нормально- человеческой», весьма необычна, и главная задача для каждого ученика Христа — восстановить её для себя.
    Когда между собой играют сильнейшие шахматные программы с зашкаливающимися, нечеловеческими рейтингами 3200-3400 Эло, их ходы тоже кажутся нелепыми, алогичными и лишенными практической целесообразности. Но, тем не менее, заведомо известно, что эти программы без шансов обыгрывают любого человека, включая чемпиона мира. Значит их странные ходы стоят того, чтоб попристальнее вглядеться в них. Улавливаете?

  2. И ещё.
    Г-н Гулько, из эссе в эссе Вы ссылайтесь на эпизод воскрешения Елисеем мальчика (возможно, своего сына) как доказательство тривиальности воскрешений в Библии с плохо скрываемой целью как бы нивелировать воскрешения Христа и главное событие в истории человечества — преславное воскресение самого Христа. Ведь случилось чудо из чудес — один человек воскрес и мёртвых. Причем, Он заранее говорил, что сделает это.
    Между тем, вспомните как в Библии описывается воскрешение мальчика. Елисей прилёг рядом с ним, крепко обнял его и ноздря в ноздрю, рот в рот долго лежал с ним. И мальчик ожил.
    Советские этнографы, совершившие экспедиции в Сибирь и Тибет в 30-50ые годы, оставили свидетельства, что в некоторых местах когда умирал молодой член племени и его тело помещали в пещеру, шаман племени 3 дня, крепко обнявшись, лежал с ним и, вдыхая/выдыхая в рот мертвецу, старался воскресить его. Этнографы не приводят свидетельства положительных случаев (да и вряд ли в те сталинские годы могли об этом писать если бы даже видели или слышали), но логика подсказывает, что если бы хотя бы изредка положительный результат не наблюдался, вряд ли этот обычай мог сохранится в течение тысячелетий .
    То есть, в эпизоде с Елисеем и мальчиком, по всей вероятности имело место оживление какой-то другой природы.

  3. «Мне представляется, что сам Моше должен был удивиться такому завершению представления.»

    Это для нас оно удивительно. Но не для Моше, который до 40 лет жил во дворце фараона. Он наверняка знал, что египетские чародеи и не на такое способны, а может быть, и сам кое-что умел. Так что, скорее всего, ему было удивительно повеление использовать такое неубедительное для египтян доказательство.

  4. 10 или больше лет назад в Москве был очень популярен экстрасенс по фамилии Гробовой. К нему обращались люди, чьи близкие умерли, а Гробовой заявлял, что он знает формулу воскрешения. Он написал несколько книг и одну из них, в которой «была эта формула» мне привезли… Разумеется, не было никакой формулы, а был набор бессвязных предложений …
    Вскоре этого Гробового судили за мошенничество, обещал «воскресить», взял деньги (приличную сумму у многих), но НЕ воскресил и деньги не вернул, мол, «не получилось».
    Священные книги евреев у многих вызывали зависть и желание присвоить их — себе, в крайнем случае, переделать — «под свою религию», чтобы затем заменить Первоисточник — подделкой.
    Чтобы понять, воскрес ли Иисус, нужно сначала доказать, что он умер на кресте, а если НЕ было смерти, то не было и «воскресения»…

  5. «Адама Творец слепил из земли, а Еву создал из Адамова ребра. Ни «наблюдением», ни «броском мысли» к такой версии не прийти, а только через полученное из Торы откровение».

    Ув. Борис, извините, что я Вас в этом спорном высказывании поправляю.
    Тезис о том, что Всевышний создал Еву из Адамова ребра, можно найти только в Библии (Gen 2, 22), но не Торе. История с ребром, это ошибка в переводе, подтасовка под действительно имеющийся анатомический факт, что мужчина имеет на одно ребро меньше, чем женщина.
    В оригинале, как пишет замечательный знаток Торы и Библии Пинхас Лапид, говорится о том, что Господь создал женщину из «Бока» или «Стороны» мужчины. Точно такое же значение слова применяется в Торе при описании Ковчега Завета или Храма в Иерусалиме, ни о каком ребре не может быть и речи. Пинхас Лапид пишет, что ошибка в переводе для Библии возможно несет ответственность в том, что женщина почти две тысячи лет дискриминировалась у христиан, а у иудеев практически всегда почиталась. Ибо без одного ребра человек может легко прожить, без бока — он всего лишь инвалид.
    Факт, что Ева была создана из бока Адама имеет глубокий смысл. Раввины объясняли, что «Если бы Хашем захотел того, чтобы женщина правила мужчиной, то он бы создал её из головы Адама… Если бы Он решил из Евы сделать рабыню Адама, он создал её из его ног (согласно традиций и символики Ориента того времени). Однако он создал Еву из бока (стороны) Адама, предписав, чтобы жена была равноправной партнершей на его стороне».

    «War Eva an allem schuld?: Gespräche über die Schöpfung» / Pinchas Lapide.

  6. Борис, Вы правы в Вашем утверждении в том, что для разных народов необходимы чудеса различного свойства. Напрашивается законный вопрос: Почему христианам необходимы «святые» и чудеса в таком несоразмерном количестве? Не кроeтся ли разгадка в том, что христиане испытывают вечное сомнение в истинности «Нового Завета», который, как они утверждают, заменяет «Старый Завет»? До настоящего времени римской католической церковью признано 1628 ! святых, причем до 1988 г. церковь канонировала 285 святых. Однако в процессе ускоренного распада церкви и выхода из нее прихожан, папа Иоанн Павел II. (1978 – 2005) признал святыми дальнейшие 483 человека, Бенедикт XVI продолжил славную традицию и канонизировал 45, но всех переплюнул Франциск, канонизировавший — 815 человек. Кроме «святых» у церкви существует статут «страдальцев за веру», которых согласно списку «Martyrologium Romanum» более 6.600 человек. Если к этому добавить «страдальцев» провославной веры, число возрастает на более чем 10.000 человек! Занимательно было наблюдать, когда недавно по многочисленным требованиям прихожан было необходимо признать святым Иоанна Павла II. Церковь услышала зов верующих, но для этой цели было необходимо чудо, которое совершил Иоанн Павел II. Для этой цели была найдена монахиня, которая заcвидетельствовала, что Кароль Ю́зеф Войтыла выличил ее от Паркинсона.

    https://www.srf.ch/sendungen/einstein/fuenfmalklug/wie-viele-heilige-gibt-es

  7. Махатма Ганди: «У Бога нет религии».
    _
    Нет истины вернее:
    Во всех бедах виноваты евреи
    Но откуда взялось убеждение это —
    В любых грехах обвиняют, но не дают ответа
    _
    Не о том, друзья, вы толкуете
    Божий глас был распят и воскрес
    Заповеди правильно истолкуйте —
    Бог для вас их ниспослал с небес
    _
    Вторая и третья Заповеди, друзья
    Даны нам Богом неспроста
    Если эти Заповеди чтить
    Молитвы Богу и религии надо запретить
    _
    Изначально Бог задумал
    Правовое государство:
    Религии в нем вне закона
    Молиться богу — святотатство
    _
    Но еврейские цари Заповеди извратили
    Чтоб народом в страхе править
    Веру в Бога превратили в религию:
    Книгу сказок сочинили
    _
    Вот реально чем евреи
    Виноваты перед Богом:
    Продать сказки умудрились
    Окружающим народам
    _
    А народы эти сказки
    Как наживку, заглотили
    Под себя переписали
    И по сказкам этим жили
    _
    В культ возвели молитвы Богу
    Людей в зомби превратили
    На кострах еретиков сжигали
    И невежество плодили
    _
    Столько бед от еврейских сказок
    Но их без конца издают
    В сказки упорно верят
    Во всех бедах евреев клянут
    _
    Наверно, в чем-то евреи
    Когда-то были правы
    Хочешь неконкурентными сделать соседей —
    Религию для них сочини
    _
    Избранным назовись народом
    Только с оглядкой, друзья
    Боженьке все с небес видно:
    Будешь избранным для битья
    _
    http://www.stihi.ru/2012/10/14/9040

  8. Армянин, вопрос, который вы поднимаете, я обсуждал на этих страницах в колонке «Из евреев в греки». Можете посмотреть.
    PRATTO, Моисею, когда он бежал из Египта, было не 40, а 20 лет. Когда змея из посоха проглатила таких же ненастоящих змей, удивился бы любой. Моисей же не знал заранее о таком чревоугодии.
    FRITZ, когда я писал, что Создатель делал Адаму из ребра клона, я хотел подчеркнуть относительность понятия «чудо». Вообще это место в Торе туманно. Создание человека описано дважды, и по разному. Об этом есть замечательное эссе рава Соловейчика и книга Пинхаса Полонского «Две истории сотворения мира».
    Ваши рассуждения о необходимости чудес для христианства илюстрируют мою посылку о том, кому нужны чудеса для веры в бога.

    1. Борис, в вопросе о необходимости чудес для христианства существует еще один аспект, который далек от их прямого предназначения — духовного и вполне прозаичен. Это деньги. Ряд «святых» обязаны своим появлением именно финансовой стороне. Как, например, один из самых знаменитых — апостол Иаков из Сантьяго-де-Компостела или святая Рицца из Кобленца. В обоих случаях необходимость появления святых была вызвана финансовой нуждой и паломники позволили спасти епархии от банкротства.

  9. Пятикнижие говорит, что ему было 40, когда он говорил с фараоном. Что касается времени, которое он провел в Мидьяне, я часто встречал утверждения, что он провел там 40 лет. Между комментаторами есть расхождения во мнениях, как он туда попал. Некоторые полагают, что он попал туда сразу после бегства, а это означает, что ему было 40. Некоторые, к примеру РАМБАН, полагают, что он предварительно скитался и во время бегства из Египта ему было не больше 20.
    Но по-моему 20 или 40 — это не главное. Главное, что и в том и другом случае Моше был уже достаточно взрослым и к тому же хорошо образованным, чтобы быть знакомым с уровнем «технологии чудес» египетских магов и, скорее всего, чудо с посохом было для него чем-то вполне заурядным и потому недостаточно веским аргументом, способным убедить фараона оторвать от работы на несколько дней огромное количество рабов.
    Но если вы имели ввиду всего лишь степень чревоугодия посоха, то тут мне сложно что-то сказать. Я ровным счетом ничего не знаю о повадках посохов, которые превращались в змей.

    1. Борис, мой комментарий попал не туда.
      Это был ответ на ваш: «Моисею, когда он бежал из Египта, было не 40, а 20 лет. Когда змея из посоха проглатила таких же ненастоящих змей, удивился бы любой. Моисей же не знал заранее о таком чревоугодии.»

  10. Раби Элазар бен Йеуда прославился своей щедростью, рассказывает Талмуд (Таанит, 24). Служители общины, собиравшие пожертвования для бедных, прятались от него, опасаясь, что он разорится. Однажды раби Элазар отправился на рынок покупать приданое для своей дочери и увидел человека, собиравшего пожертвования. Узнав раби Элазара, тот бросился бежать, но раби его догнал и попросил рассказать, на что он собирает деньги. «На приданое сиротам, жениху и невесте», — ответил он. Тогда раби Элазар убедил его взять приданое своей дочери, а на последнюю монету купил немного пшеницы, положил ее в пустой амбар, а сам пошел изучать Тору. Вскоре его дочь с удивлением рассказала ему о чуде — амбар полон пшеницей! «Эту пшеницу я жертвую бедным!» — тут же сказал он.

    Рав Элазар не хотел, чтобы его дочь взяла эту пшеницу в приданое, потому что тот, кто использует плоды чудес в материальном мире, делает это за счет своих заслуг в мире грядущем, поясняет Раши.

    А Вы говорите!))

Обсуждение закрыто.