«И позвал Яаков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в грядущие времена» (Берешит, 49:1).
Сегодняшний раздел — особенный, не только потому, что он завершает книгу «Берешит». В отличие от всех других разделов Пятикнижия, он не отделен в рукописном свитке интервалом от предшествующего раздела. Это противоречит общему правилу, согласно которому каждая «сидра» начинается с новой строки или выделяется пустым промежутком размером не менее девяти букв.
Поэтому комментатор РАШИ называет раздел «Вайехи» закрытым, и говорит, что такая текстовая особенность имеет важное смысловое значение. «Закрытость» раздела свидетельствует о состоянии детей Яакова в год его смерти: их глаза были «закрыты» — они не видели, что с уходом отца началось их закабаление в Египте.
Другое объяснение: перед своей кончиной Яаков хотел открыть сыновьям всю предстоящую историю еврейского народа вплоть до эпохи Машиаха («Соберитесь, и я возвещу вам, что случится с вами в грядущие времена»); но Вс-вышний поставил завесу перед его пророческим взором, закрыл историческую перспективу.
Но почему? Главная причина такого «затмения» состоит в том, что Б-г хотел предоставить евреям возможность ускорить приход Машиаха — путем «тшувы», нравственного совершенствования, выполнения заповедей и добрых дел. Ведь если заранее знаешь дату наступления мессианской эры, то зачем стараться? Не случайно мудрецы Талмуда сурово осуждают любые попытки «вычислить» каббалистическими или иными методами точную дату Спасения. Ведь если Яакову-авину, несравненному титану духа, это оказалось не под силу, то кто мы такие, чтобы претендовать на более глубокое предвидение?
На самом деле, точной даты просто нет. Спасение может быть ускорено (или отсрочено) по разным причинам. Например, евреи вышли из египетского рабства не через 400 лет, как было предсказано Аврааму, а уже через 210 лет, поскольку муки угнетения стали невыносимы, евреи могли не выдержать полный срок. Правда, потом выяснилось, что отсчет четырехсот лет надо было вести не от даты прихода в Египет семьи Яакова, а от рождения Ицхака, сына Авраама.
Сокрытие даты прихода Машиаха сохраняло надежду в еврейском народе на протяжении двух последних тысячелетий. Было известно лишь, что Спаситель может явиться в любой момент сразу после разрушения Второго Храма. Он до сих пор не пришел, и наши предки, жившие в эпоху мрачного Средневековья, наверняка пали бы духом, если бы знали, что ни завтра, ни послезавтра Машиах не придет, и поэтому ждать его — и страдать — остается еще очень-очень долго. С другой стороны, надежда, выраженная РАМБАМОМ в одном из его тринадцати принципов веры («Я безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я все же каждый день буду ждать его»), придавала силы евреям на протяжении всех страшных лет изгнания, укрепляла их стойкость и верность Торе.
Дедушка каждого еврея
«И жил Яаков в стране Египетской семнадцать лет…» (47:28).
Что вы понимаете под выражением «преуспеть в жизни»? Проводить каждый вечер в ресторане или диско-баре? Ездить в «Мерседесе» с персональным шофером и ловить на себе завистливые взгляды серых личностей, которые проводят на работе лучшую часть жизни — каждый день с восьми до пяти?
Жизнь «наверху» кажется привлекательной лишь со стороны. «Счастливчики!» — вздыхаем мы, глядя на шикарную пару, лучезарно улыбающуюся с обложки журнала: модный рок-певец женился на суперманекенщице. Ими любуются, им завидуют. Но не прошло и года, как пресса сообщает о скандальном разводе. Оказывается, сказочный принц балуется наркотиками, нещадно бьет жену-красавицу, а от описаний его внебрачных похождений краснеет даже ко всему привычная газетная бумага. Такова изнанка «красивой жизни».
В еврейской традиции «преуспеть в жизни» — это нечто совсем иное. Приехав в Москву после несколько лет жизни в Израиле, один мой знакомый обратил внимание, что на улицах города почти нет беременных женщин и маленьких детей. Это показалось ему странным, даже зловещим. Ведь гуляя по Иерусалиму, он привык лавировать между детскими колясками и стайками детишек.
Одна из самых удивительных особенностей еврейского образа жизни состоит в том, что она жестко расчерчена на этапы. Цикл жизни увлекает нас в нескончаемый хоровод семейных торжеств и памятных дат: «кидуш» по случаю рождения ребенка, «брит-мила» (церемония обрезания младенца), выкуп первенца, «Бар-мицва», прием гостей в честь обручения, свадьба и последующая неделя ее празднования («шева брахот»), похороны, посещение скорбящих («шива»). И так от колыбели до могилы. Вместе делим радость и печаль.
«И жил Яаков…». Да, Яаков жил в Египте полнокровной жизнью. Ему было некогда скучать. Сразу после переселения из Ханаана в его семье произошел мощный демографический взрыв. За 17 последних лет жизни Яакова число евреев возросло с 70 душ до нескольких тысяч. Все его дни были наполнены торжествами: сегодня — «брит-мила», завтра — свадьба, послезавтра — «Бар-мицва» и «шева брахот». И везде он был самым желанным, почетным гостем, и никому не мог отказать. Ведь Яаков-авину был их патриархом, дедушкой или прадедушкой каждого еврея той эпохи.
Лук и меч
«И сказал Исраэль Йосефу: «Вот я умираю… И я даю тебе удел сверх того, что получат братья твои, который я взял у эморея мечом моим и луком» (48:21,22).
Почему евреи молятся по единым текстам, пользуясь сборниками молитв — «сидурами» и «махзорами»? А если я хочу лично поговорить с Тв-рцом. Рассказать Ему своими словами о своих проблемах и попросить Его о помощи? Допустим, у меня с Ним особо доверительные отношения. Разве Он меня не услышит? Не откликнется? Неужели лучше твердить изо дня в день, как попугай, одни и те же заученные фразы?
Что означают предсмертные слова Яакова: «Удел… который я взял у эморея мечом моим и луком»? Ведь, в отличие от своего деда Авраама, наш третий праотец не вел никаких войн.
Нет, Яаков имел в виду не физическое, а духовное оружие — молитву. Помните слова его отца Ицхака: «Голос — голос Яакова!»
Молитва по заданному тексту подобна острому мечу. Даже если ты действуешь им не очень умело и твои удары не всегда точны, в ближнем бою это очень эффективное оружие. То же самое можно сказать о молитвах из сидура: составленные выдающимися еврейскими мудрецами разных поколений, они всегда дают результат, даже когда ты рассеян, невнимателен и говоришь «как попугай», хотя, конечно, лучше всегда молиться «с толком, чувством, расстановкой», вкладывая душу в произнесенные слова.
С другой стороны, лук эффективен лишь в том случае, если стрела попадает в «яблочко». Иначе в нем нет никакого проку. Когда человек молится «своими словами», он подобен лучнику. Если он способен точно направить в цель каждое слово и каждую мысль, то честь ему и хвала — его молитва будет услышана, но если он хоть на долю секунды отвлечется от цели, молитва пролетит мимо, как неточно выпущенная стрела.