Однажды в Бердичев приехал магид (рассказчик), который, призывая евреев к раскаянию, упрекал их в грехах.
Когда он закончил свое выступление в синагоге, известный своей любовью к народу Израиля рабби Леви Ицхак из Бердичева (1770–1810 гг.) обратился ко Всевышнему: «Милосердный, пожалуйста, не верь тому, что сказал этот уважаемый человек! Евреи нарушают заповеди Торы лишь потому, что их жестоко преследуют. У них нет ни сил, ни времени посвятить себя Торе, они живут в нищете из-за антисемитских законов. Пошли Машиаха, освободи их от гонений, и Ты увидишь, как они любят Тору!»
Рабби Леви Ицхак прославился тем, что, защищая евреев, обращался ко Всевышнему на идиш — Дербаремдикер! (Милосердный!) По преданию, в память о праведнике его потомки по сегодняшний день носят фамилию Дербаремдикер.
Даже разговор с человеком, переставшим соблюдать Тору, ребе превращал в оправдание. Однажды рабби Леви Ицхак встретил еврея с непокрытой головой. «Ермолка не держится из-за длинных волос», — объяснил тот. Но на предложение ребе постричься ответил отказом. Тогда ребе предложил ему денег, но он опять отказался. Ребе безуспешно пытался увеличить сумму. Но когда рабби Леви Ицхак пообещал ему Мир Грядущий, тот согласился. «Милосердный, взгляни на народ Свой — Израиль! — воскликнул ребе. — Этот еврей отказался от больших денег, но согласился постричься только ради Мира Грядущего, которого никогда не видел! Посмотри, как велика вера евреев в Тебя!»
Возможно, кому-то покажется наивным отношение ребе к людям. Но следует помнить, что в действительности рабби был влиятельным лидером и великим педагогом, который изменял к лучшему людские судьбы. Он видел в евреях хорошее, вдохновлял их словами, помогая раскрыться скрытому в их душах добру…
Когда царь Балак готовился к войне с народом Израиля, желая помешать их возвращению в Святую Землю, он призвал Билама на помощь. Балак видел, что и более могущественные народы не могли противостоять евреям, поэтому он решил бороться с ними их же оружием — словом. Билам был известен своим умением проклинать: все, что он проклинал, было проклято. Балак пообещал Биламу огромное вознаграждение за его проклятия. Однако в самый ответственный момент Билам не смог проклясть евреев, и вместо проклятия он произнес благословение: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, и жилища твои, Израиль!»
– Почему ты не проклял Израиль? — разгневался Балак.
– Как могу я проклясть того, кого не проклял Всевышний! — ответил Билам. — Всевышний «не видел греха в Яакове, не усмотрел зла в Израиле. Всевышний с ним (с народом), и любовь Царя с ним» (Дварим, 23:21).
«Всевышний не видит, когда евреи нарушают Его заповеди, потому что Он не относится к ним со всей строгостью», — приводит Раши слова мудрецов (Танхума).
Но почему Всевышний не видит грехов евреев, ведь у них, как и у всех, были свои недостатки? Потому что Всевышний относится к людям так же, как люди относятся друг к другу, утверждает Талмуд. Если мы относимся друг к другу милосердно, то и Всевышний проявляет к нам милосердие. Если мы не замечаем недостатков у других, то и Всевышний не замечает их. Если мы видим достоинства у других, то и Всевышний тоже их замечает.
Концентрируясь на недостатках других, человек недоброжелательным взглядом, подобно дурному глазу, наносит людям вред. Однако настоящий урон он наносит себе — как бумеранг, проклятие возвращается: ибо «проклинающий проклят». Билам не обладал самостоятельными силами, но взял на себя роль обвинителя на Небесном суде, призывая Всевышнего карать людей за их прегрешения. И потому сам был наказан: за попытку проклясть народ Билам был убит.
С другой стороны, «благословляющий благословен». Тот, кто своим добрым глазом находит достоинства в людях, благословляет их, заслуживает сам благословения.
Современники рабби Леви Ицхака утверждали, что приведенные выше слова Торы относятся к ребе Леви Ицхаку, который «не видел греха в Яакове», и в заслугу за это Всевышний был всегда с ним!