Под личным контролем Всевышнего: Недельная глава Торы «Шлах»

По настоянию евреев и с разрешения Б-га Моше посылает в Землю Обетованную двенадцать разведчиков, по одному из каждого колена.

 Вернувшись через сорок дней в походный стан, разведчики принесли с собой образцы необычайно крупных плодов. Десять из них заявили, что эту «хорошую страну, текущую молоком и медом», невозможно завоевать, поскольку в ней живут люди-исполины под стать принесенным плодам. Деморализованные таким пессимистичным сообщением, евреи впали в отчаяние и потребовали немедленного возвращения в Египет, хотя два других разведчика Иегошуа и Калев пытались убедить их, что Эрец-Исраэль можно и должно завоевать, полагаясь на помощь Всевышнего.

Б-г разгневался на паникеров и решил уничтожить строптивый народ. Лишь страстная молитва Моше спасла евреев от немедленной гибели. Всевышний приговаривает их к 40-летнему блужданию по пустыне — только следующее поколение войдет в страну. Небольшая группа раскаявшихся бунтарей бросается на штурм Эрец-Исраэль вопреки предостережению Моше и терпит полный разгром при столкновении с амалекитянами и ханаанеями. В утешение Б-г сообщает евреям порядок принесения храмовых жертв на Святой земле (когда они войдут туда) и заповедь отделения халы от теста. Тора перечисляет жертвы, которые надо приносить в Храм для искупления непреднамеренных грехов, индивидуальных и коллективных. Лишь умышленное оскорбление Имени Всевышнего не подлежит искуплению: душа виновного «отсекается» от его народа. Приведен эпизод с человеком, который собирал хворост в шаббат и был казнен за это. В конце раздела дана заповедь цицит, ношения кистей из нитей на краях одежды. Эта заповедь включена в текст ежедневной молитвы «Шма, Исраэль».

1

«Пошли от себя людей, чтобы высмотрели они страну Ханаан, которую Я даю сынам Израиля… Каждый из них должен быть вождем». И послал их Моше из пустыни Паран по слову Б-га» (13:2-3).

Идея направить разведчиков в Эрец-Исраэль принадлежала не Б-гу, как можно судить по первым словам раздела, а самим евреям, которые передали свое желание через Моше. Поэтому в тексте употребляется выражение «шлах леха» — «пошлите от себя» или точнее «для себя»: раз вам так приспичило, если вы Мне не верите, то идите, но знайте: это не Моя заповедь. Страна Ханаан, «которую Я даю сынам Израиля» — безупречна; там нечего разведывать.

Разрешив сомнительное мероприятие, Б-г, тем не менее, всерьез опасался народной инициативы и поэтому, как утверждал рав Овадия Сфорно (15-16 вв., Италия), решил взять ее под личный контроль. Если бы снаряжением экспедиции занимался сам народ, то он отправил бы на разведку своих избранников, самых активных демагогов, и те принесли бы такой же пессимистичный отчет, но в отличие от реальных разведчиков, у них не нашлось бы доброго слова для Святой земли, «текущей молоком и медом». Разница состояла в том, что команду подбирал Моше — «по слову Б-га», в соответствии с повелением Всевышнего: «По одному человеку от отчего колена пошлите, каждый из них должен быть вождем».

Вернувшись в стан, эти разведчики, лучшие представители поколения Исхода, вначале похвалили страну, отдали должное ее красоте и изобилию, и лишь потом стали убеждать народ, что завоевать ее невозможно. Ущерб был тяжелым, но поправимым: плач и бунт против власти Моше продолжались недолго. Евреи быстро опомнились и раскаялись в своем грехе.

Вмешательство Б-га в это неправедное дело показывает, как важно подбирать лучших людей даже для ненужной и вредной работы. По крайней мере, их неудачи будут не столь чувствительными и необратимыми. С плохими же исполнителями гарантирован полный крах.

Из двенадцати разведчиков только Иегошуа бин-Нун и Калев не участвовали в заговоре, а наоборот, пытались убедить евреев, что можно и нужно завоевать Эрец-Исраэль. Прежде чем отправить Иегошуа (тогда его звали Ошеа) в экспедицию, Моше-рабейну добавил к его имени букву «йуд». С «йуда» начинается и четырехбуквенное Имя Б-га. Тем самым пророк защитил своего любимого ученика и будущего преемника от дурного влияния разведчиков.

Но почему Моше не защитил таким же образом Калева? Почему не внес изменения в его имя?

Калеву не требовалась защита. Он был женат на Мирьям, сестре Моше-рабейну, великой праведнице и пророчице. Благодаря ее заслугам сынов Израиля сопровождал в пустыне передвижной колодец с водой, и они не страдали от жажды. Именно Мирьям помогла восстановить брачный союз между своими родителями и тем способствовала рождению Моше. Именно она следила за маленьким братом, когда мать, подчиняясь людоедскому указу египтян, оставила его в реке, и затем помогла «пристроить» найденыша во дворце фараона.

С такой праведной женой не нужна дополнительная защита. Она поможет мужу отстоять и свое доброе имя, и свою независимость в оценках и суждениях при любых обстоятельствах.

Приватно, у всех на виду

«И возвратились они с осмотра страны через сорок дней. И пошли, и пришли к Моше и к Аарону, и ко всему обществу сынов Израиля в пустыню Паран, в Кадеш, и принесли ответ им и всему обществу, и показали им плоды страны. И сообщили ему и сказали…» (13:25-27).

Намек и недосказанность — сильнейшее оружие клеветника. Гораздо больше сарказма можно вложить в косой взгляд, кривую улыбку или как будто случайный толчок локтем в бок (мол, послушай, что он говорит), чем в обличающие речи.

«Мне больше нечего сказать…» Такая незаконченная фраза звучит гораздо значительнее, чем слова, которые могли бы ее дополнить. Тонко рассчитанная интонация или пауза действует красноречивее громких заявлений: «Ах, простите, я, кажется, сказал больше, чем хотел». Все это входит в арсенал средств, способных убить репутацию любого человека.

Прочтите внимательно приведенный выше отрывок из сегодняшнего раздела Торы. Обратите внимание, что в первых фразах говорится, что разведчики обращались ко «всему обществу». Но затем следует: «И сообщили ему и сказали…» Сказали только одному Моше.

Во время встречи с «обществом» разведчики хвалили Страну Израиля и ничего негативного открыто не высказывали. Но они дали понять, что есть и другие вещи, которые они предпочитают не обсуждать публично.

Их поведение определялось коварным замыслом. Они хотели напугать евреев, вселить в их сердца безотчетный страх. Для этого они — на глазах у всех — встретились с Моше-рабейну, но то, что они ему сообщили, никто кроме него самого не должен был услышать

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора