Третья декада мая. У президента США напряженный график работы, «ни сна, ни отдыха измученной душе». На два дня прилетел в Саудовскую Аравию, где дел невпроворот, оттуда в Израиль, затем в Ватикан, далее в Брюссель на саммит НАТО, намеченный на 24 – 25 мая, потом на Сицилию, где на 26 – 27 мая запланирована встреча лидеров «Большой семерки». Повсюду проблемы, надо найти оптимальные пути их разрешения, а каково теперь Трампу под градом обвинений и угроз?
Вот я и подумал: в каком виде он предстанет перед королем Саудовской Аравии, пригласившем его на важные для обеих сторон переговоры, если по уверениям американских СМИ ему уже грозит импичмент? Опасения не подтвердились. Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд лично прибыл в аэропорт и тепло встретил Дональда Трампа с супругой Меланией. Затем в Королевском дворце он вручил гостю высшую награду королевства – золотой Орден Короля Абдель-Азиза ибн Сауда. В знак особого расположения король станцевал с гостем традиционный танец с мечами.
«Этот визит подтвердит прочные партнерские отношения между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией, – говорилось в заявлении Белого дома, – и позволит их лидерам обсудить стратегические задачи, включая усилия по борьбе с террористическими группировками и дискредитацию радикальных идеологий».
Что касается стратегических задач, то всем понятно, что на первом месте в переговорах с обеих сторон мыслилось противостояние Ирану, для чего заранее готовилась и теперь согласована крупная сделка по продаже Саудовской Аравии современных вооружений.
Эту часть работы подготовил в частном порядке советник и зять президента Джаред Кушнер, который провел успешные переговоры с ранее прибывшей в США высокопоставленной делегацией саудитов. Джаред Кушнер с женой Иванкой также прибыли в Эр-Рияд. Кстати, заметим, что ни Мелании, ни Иванке не пришло в голову надеть там платки. Это делает им честь, и думаю, такое исключение из тамошних правил было заранее согласовано с принимающей стороной, высокоуважаемым гостьям это с готовностью позволившей.
В списке закупок, как заранее сообщила газета The New York Times со ссылкой на анонимный источник в Белом доме, значатся самолеты и корабли, бомбы с высокоточным наведением, радиолокационные системы ПРО. Соглашение предусматривает также сборку в Саудовской Аравии 150-ти вертолетов из деталей Lockheed Martin Blackhawk. Общая сумма оружейной сделки составляет 110 миллиардов долларов, причем в течение 10 лет общая сумма контрактов может возрасти до 350 млрд.
Эта новость произвела впечатление на лидеров 50-ти стран, съехавшихся как раз в это время в Эр-Рияд на арабо-исламский саммит, – приняв в нем участие, Трамп превратил его в арабо-исламско-американский саммит и обратился с призывом совместно бороться с террористическими группировками, а также призвал к изоляции Ирана. Предвидение этого уже произвело впечатление на Иран, где в то же время прошли президентские выборы – победил на них действующий президент Хасан Роухани, а представьте себе: среди претендентов был, увы, и наш давний знакомец Махмуд Ахмадинежад.
В США в связи с оружейным контрактом заранее можно предвидеть претензии наших демократов к Трампу по всем возможным линиям придирок: не замешаны ли в этой сделке интересы семьи президента (дескать, какой от сделки будет семье «откат»?), по номенклатуре поставок (новейшие разработки оружия, дескать, составляли государственный секрет), а также и по ценам (явно, дескать, продешевили). Вероятно, в Конгрессе и в прессе потребуют расследования всех обстоятельств оружейной сделки, а то и назначения по этому делу спецпрокурора, как уже настояли на назначении спецпрокурора по российским делам.
Спецпрокурор – им назначен Роберт Мюллер, предшественник Джеймса Коми в должности директора ФБР (12 лет с 2001-го по 2013-й) – возглавит расследование предполагаемых связей президента Дональда Трампа и его окружения с Россией и возможного влияния Москвы на президентские выборы в США. Что касается первого из этих аспектов, то он уже много месяцев расследуется комиссиями Палаты представителей. При всем желании что-то найти, ничего, кроме домыслов, не обнаружили, но настойчиво продолжают кем-то, вероятно, оплачиваемый поиск. Будем надеяться, что независимый прокурор Роберт Мюллер разберется в ситуации и закроет это надуманное дело за недоказанностью. Скорее бы наступил конец этой интриге, чтобы Америка успокоилась, приняла наконец результаты выборов, и предоставила президенту Трампу возможность спокойно и эффективно работать.
Тут же повторю уже давно высказывавшееся мнение: Дональд Трамп, на мой взгляд, в немалой степени сам виноват в развитии этого неприятного для него сюжета. Обрадовавшись хитроватой похвале со стороны Владимира Путина (она прозвучала из Москвы в декабре 2015-го, еще во время праймериз), неопытный и простодушный Трамп проявил беспечность. К сожалению, никто не подсказал ему тогда, что флирт с Путиным опасен и как бы не вышел он ему, как говорится, боком. Ко всему, что ему по этому поводу уже наплели за год, в качестве достойной внимания улики могут представить еще и торжества в Госдуме с распитием шампанского в ознаменование его (и всей России!) победы на выборах.
Этот момент уже более касается не первого, а второго аспекта расследования Мюллера – о возможном влиянии Москвы на президентские выборы в США, иначе говоря, о вмешательстве России во внутренние дела США. Я думаю, что выборы в любой стране обязательно привлекают внимание других государств, и они, по возможности, стремятся оказать помощь тому кандидату или той партии, победа которых им желательна. Помощь может быть моральной, информационной (или дезинформационной), а также и материальной, как, например, помощь Путина Марин Ле Пен на выборах во Франции или помощь Обамы израильским левакам против Нетаниягу. Но вмешательства такого рода, подобные помощи футбольных болельщиков любимой команде, в Международном праве не составляют криминал, и если российские болельщики помогли Дональду Трампу победить, то господа проигравшие, «на зеркало неча пенять, коли рожа крива», вы сами виноваты в своем поражении, так что не ищите «козла отпущения» на стороне.
Возвращаясь к переговорам президента США в Саудовской Аравии, отмечу еще выявленную заинтересованность Королевства в налаживании сотрудничества с Израилем, готовность к отказу от прежней жесткой позиции по возвращению беженцев и к границам 1967 года, а также к отказу от требований возвращения Сирии Голанских высот. Сообщают (israelinfo.co.il), что «Саудовская Аравия готова к изменению парадигмы палестинского урегулирования: высокопоставленный представитель королевства заявил публично, что давление более не будет односторонним, и королевство не сможет вечно поддерживать палестинских руководителей, которые отвечают отрицательно на любое мирное предложение».
Кратко представлю важную миссию Дональда Трампа в ходе визита в Израиль. «Президент Трамп, – говорилось в заявлении Белого дома, – приложит усилия для дальнейшего укрепления американо-израильских партнерских отношений, обсудит с премьер-министром Нетаниягу круг региональных проблем, включая необходимость противостояния угрозе, исходящей от Ирана и его пособников, от ИГ и других террористических группировок. Они также обсудят пути обеспечения подлинного и прочного мира между израильтянами и палестинцами». Обсудили. Тут прежде всего важен заданный Трампом импульс, а о конкретных договоренностях и их возможном развитии поговорим позже, как и о других этапах майского президентского турне.
Возвратится Трамп домой, продолжит отбиваться от неутихающих обвинений в передаче Лаврову каких-то государственных секретов. По сообщению газеты The Washington Post, сославшейся, как уже повелось, на анонимные источники из числа действующих и бывших американских чиновников, Трамп во время встречи с Лавровым передал ему сведения, которые «подвергли риску критически важный источник разведывательной информации по ИГ». Советник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер назвал сообщения СМИ на эту тему ложными. Но тем не впервой это слышать, и подозрения сыплются на президента, как из рога изобилия, – масса изощренных журналистов из СМИ, названных Трампом «фейковыми», с которыми он отказывается общаться, продолжают творить против него «фейковые» новости.
А где в это тревожное для Трампа время такие столпы Республиканской партии как Джон Маккейн и Пол Райан, где Тед Круз и Марко Рубио? Да, на всех этапах президентской гонки они были против него, но теперь-то дело прошлое, Трамп все-таки принес победу их партии, так не пора ли сплотиться, пока Республиканская партия не потеряла в обеих палатах Конгресса большинство? Напомню, что при рассмотрении в Палате представителей вопроса об отмене Obamacare ее спикер Райан не сумел (или не захотел?) собрать большинство голосов, номинально существующее, но частично уже, возможно, перекупленное демократами. Похоже, в Республиканской партии назревает смута, причем, как говорится, «рыба гниет с головы». Если этот разрушительный для партии процесс, начавшийся еще на праймериз, не будет остановлен, в стране – это я даже боюсь предположить – может воцариться смутное время с однопартийной псевдодемократической диктатурой. Так что «кондуктор, нажми на тормоза».