Чтобы понять один из главных секретов «еврейских развивающих технологий» необходим правильный угол зрения на человека и на еврейскую «систему духовного роста».
Напомним, что, согласно еврейскому мистическому пониманию, внутренний (духовно-психологический) мир человека состоит из двух сил: инерции и развития.
Сила инерции — в нас сформирована (готова). Сила развития — «начинается с нуля» и формируется в «спарринг-противодействии» силе инерции.
Давайте увидим эту идею, зашифрованную в тексте Торы.
Каждый персонаж Торы — не только человек, но и символическое описание части нас самих, и конфликт персонажей отражает внутренний конфликт, происходящий во время принятия нами важных решений (связанных со свободой выбора между двумя силами).
В Торе говорится о том, как у Ривки рождаются два брата-близнеца — Яаков и Эсав. Внутри мамы — борьба. Первым вырывается вперед Эсав. Его имя — переводится с иврита как «сделанный», т. е. уже готовый.
За ним следом — второй брат Яаков. Второй, но «главный».
Его имя связано со словом «пятка», пятка Эсава, за которую он ухватился, выходя в мир.
А теперь раскодируем этот сюжет на языке наших двух сил-оппонентов. Когда человек сталкивается с конфликтной ситуацией, первым делом срабатывает сила инерции, по-другому — животное начало (на иврите ецер а-Ра). Т. к. она имеет инстинктивную природу, то она уже сразу «готова к бою» (отсюда имя Эсав).
Если человек стал на путь духовного еврейского развития, то в нем должна постепенно пробудиться сила развития или духовное начало (на иврите ецер а-Тов). Т. к. ее проявление (выход в свет) связано с серьезной внутренней работой (не мгновенной), то появляется она второй. Но она должна не только заменить незрелую реакцию Ецер а-Ра, мы можем сказать, что она должна остановить «выбегание» Ецер а-Ра, как бы схватив его за пятку (отсюда пятка — Экев — имя Яаков).
Т. е. в сюжете Торы о рождении Яакова и Эсава зашифрован процесс работы нашего «тренажера». И цель нашей жизни — вырастить мощного «Яакова» — силу развития.
А сейчас мы увидим, как работает наш еврейский «тренажер»?
Человеку предлагается действие, которое в Торе называется заповедь. Сила развития очень заинтересована в этом действии, но вначале (нашего жизненного пути) она не имеет права голоса. Сила инерции, наоборот, имеет монопольный доступ к нашим ресурсам (в том числе творческим). Поэтому в начале пути при столкновении с заповедью сила инерции «очень творчески» придумывает оправдание (excuse), как нам от заповеди убежать (escape). И мы, не подозревая подвоха, озвучиваем это оправдание, и в очередной раз упускаем шанс помочь своей силе развития. Интересно, что Тора про Эсава говорит: «Цаид бэпив» — охотник уст его, т. е. Эсав охотится за «микрофоном на трибуне», чтобы озвучивать от нашего имени все отказы-excuses.
Наша цель — добиться того, чтобы прислушиваться к внутреннему голосу силы развития. Эта сила формируется с помощью заповедей благодаря преодолению силы инерции.
Сейчас мы увидим, как эту проблему решает еврейская система воспитания.
У маленького ребенка есть сознательные родители. Постепенно тренируя ребенка на выполнении заповедей, они своим авторитетом могут компенсировать начальную слабость силы развития ребенка. Помните детские крики: «Не хочу», «Хочу». Это кричит детская сила инерции.
Так вот, пока ребенок маленький, авторитет родителя постепенно «выращивает» силу развития ребенка, совместно преодолевая сопротивление детской силы инерции. И тогда, примерно к 13 годам (именно в этом суть Бармицвы), у ребенка одновременно происходят два важнейших процесса. 1. Ребенок уже имеет достаточно мощную собственную силу развития, которая позволяет ему дальше взрослеть самостоятельно. 2. Именно этот уровень силы развития позволяет ребенку бороться со своей силой инерции, не прибегая к помощи авторитета взрослых. Т. е. внутренняя сила плюс свобода.
Именно поэтому отец во время Бармицвы сына читает благословение: «Спасибо Вс-вышний, который (сейчас) освободил меня (от работы над сыном)». Драма человечества в том, что современные дети получают к 13 годам только вторую часть процесса. Они уже рвутся на свободу, но их сила развития все еще близка к нулю. И двигаясь по взрослой жизни, они так и не узнают, что все еще находятся под монопольным «каблуком» силы инерции — в плену внутреннего «Эсава». Именно поэтому Тора имеет для нас официальный статус «тинок шеНишба» — плененный младенец.
А есть ли у нас, поколения евреев, которых советская власть лишила еврейского детства, шанс уже самим во взрослом возрасте выйти из плена и встать на духовный путь? Об этом — в следующей статье.