На фоне ситуации в Ираке и поражения республиканцев в сенате в США вновь всплыло обсуждение темы китайского шпионажа во всех отраслях, и в частности в сфере высоких технологий.
По мнению многих американских официальных лиц, работающих в структурах безопасности, агентура Китайской Народной Республики проникла во все сферы, которые интересуют Пекин, и «качает» информацию на родину. Дейв Зади, один из бывших глав отдела контр-шпионажа в ФБР, вообще заявляет, что, по имеющимся у него данным, Китай занимает сегодня первое место в мире по количеству шпионов в США и объему похищаемых в Америке технологий, деталей, секретной информации. «Это самая большая угроза безопасности США, так как шпионаж этот невероятно эффективен», -отмечает он. По официальным данным, сегодня в США открыто более 400 дел о шпионаже в пользу Китая, гораздо больше, чем о шпионаже в пользу любой другой страны, даже России. В последнее время был зарегистрирован резкий рост количества попыток получения и вывоза информации и технологий выходцами из Китая. Занимаются этим практически все — от бизнесменов до студентов. Иногда даже доходит до казусов: у экспертов в сфере шпионажа на устах самое интересное дело прошлых лет — дело профессора Гао Жан, правозащитницы китайского происхождения, которую вызволил из застенков Пекина лично президент Джордж Буш, позвонивший лидеру КНР Дзян Дземиню. Гао Жан, жившая с 1989 года в США, была арестована в 2001 году китайцами во время ее пребывания в КНР по обвинению в шпионаже в пользу Тайваня. Правозащитники в США добились того, чтобы в дело вмешались самые высокие чины. После освобождения она работала в вашингтонском университете, параллельно продавая китайцам… высокотехнологичные устройства двойного назначения. Как минимум, 80 микропроцессоров, которые могут быть использованы в устройствах военного назначения — системах наведения баллистических ракет, были проданы ученой правозащитницей спецслужбам КНР, которые заплатили ей около полутора миллионов долларов. Судя по всему, она согласилась содействовать следствию и выдала американским спецслужбам немало своих контактеров и информации о других случаях экспорта-хищения запрещенной техники в Китай. Также, по всей видимости, спецслужбы получили и примерный список технологий, в которых заинтересованы китайцы. Именно это и помогло выявить в последнее время несколько случаев хищения технологий. Среди приоритетных направлений «экспорта технологий» — новинки, внедряемые в американские ВМС И ВВС.
Так, недавно был пойман работник одной из контрактных компаний, работавших с Пентагоном, Билл Мо, пытавшийся купить детали самолетных двигателей. Агент военной разведки КНР попался на «подставного контактера».
А пару дней назад стало известно, что другой завербованный китайцами агент, на это раз уроженец Индии Носир Говадия, пытался добыть для китайской разведки документацию по модификации моторов для самолетов В-2, считающихся ключевым элементом в военной доктрине Пентагона. Это также самый «горячий» пункт в списке приоритетов Пекина. Агента, работавшего до этого 21 год в засекреченном проекте В-2, завербовали, когда он открыл свое дело, став контрактором Пентагона по разработке стелс-технологий для баллистических ракет, которые он также продал китайцам… Он 6 раз тайно посещал Пекин, заработав 2 миллиона долларов.
Интересно, что Говадия не хотел работать только с китайцами и попытался заинтересовать в поставке американских военных технологий израильтян, немцев, швейцарцев и представителей еще 8 стран. Представители спецслужб одной из первых трех и сдали индийского агента Китая американцам. Остальным 8 он уже успел что-то продать…
Но этот случай не показательный. Как отмечают источники в спецслужбах, основная угроза исходит именно от выходцев из Китая, чья община вроде бы давно «абсорбировалась» и вжилась в систему. Связи диаспоры в США с родней — одна из основных угроз, так как китайские спецслужбы используют их как инструменты давления при вербовке. Упор при этом делается на студентов университетов и преподавателей вузов, в рамках которых работают официальные исследовательские институты с доступом к секретной информации. Именно в них на сегодняшний день самые слабые системы защиты от агентов, ищущих новейшие технологии, и именно в них завербованный агент-студент может подняться на очень высокий уровень, чтобы поставлять Пекину самую засекреченную информацию.




