Витебск против Марка Шагала. К 130-летию великого художника

Окончание. Начало тут

Марк Шагал
Марк Шагал

В последующих номерах журнала заглавная тема «Шагаломания» углублялась, вовлекая всё новых авторов – от безвестных ветеранов «войны и труда» – до известных художников и учёных. Наконец, в 5- м номере журнала был опубликован итоговый комментарий – заключение за подписью народного художника СССР Михаила Савицкого и трёх докторов наук – философа, искусствоведа, историка. Михаил Савицкий был очень известен и популярен в это время: академик, Герой Соцтруда, депутат Верховного совета СССР перестроечного периода, бывший узник фашистского концлагеря и… земляк (!) Марка Шагала. Его цикл лагерных этюдов был издан отдельной книгой, которая широко и восторженно комментировалась. Правда, до издания книги случился скандал, и М. Савицкому пришлось переписать одну работу юдофобского содержания. В комментарии Михаила Савицкого столько политических инсинуаций, грязи и цинизма, что я ограничусь только несколькими выдержками: «…Приведём мнение о нём, высказанное на самом высоком уровне. Как сообщило агентство ЮПИ, в 1974 году правительство Ливана запретило выступления скрипача Исаака Штерна и актрисы Шелли Винтерс и показ картин Марка Шагала в связи с их сионистскими наклонностями». Вот, буквально так: правительство Ливана – самый высокий уровень – и…наклонности. В отношении художника даётся разъяснение: «…Его витражи в иерусалимской синагоге. Трудно сказать, что на них изображено, но чётко просматриваются символы иудаизма: шестиконечная звезда, менора, скрижали Ветхого завета (о том, что художником расписан потолок «Гранд-Опера» в Париже, витражи Реймского собора во Франции, огромные панно в торце Метрополитен-опера в Нью-Йорке и в нём же витраж-панно в здании ООН и много других монументальных работ, – ни слова). Далее… «Если жившие в иммиграции деятели русской культуры внесли вклад в эту культуру, то «необычный» еврейский художник связан с нашей страной лишь местом своего рождения…». Далее: «А уход Шагала от сопротивления фашистам?…Художник для безопасности перебрался в США…
Советский патриотизм не доказывается звонкими словами о любви к Витебску… Тёплое отношение Шагала к Израилю всегда находило отражение в его поступках». Естественно, с точки зрения откровенно враждебной политики, проводившейся СССР по отношению к Израилю, позиция художника рассматривалось как предательство Родины. Все эти инсинуации, особенно «…перебрался в США», когда в реальности знаменитого художника и его жену Бэллу буквально вырвали из застенков гестапо в Марселе стараниями легендарного Вариана Фрая и его команды, и оппонировать-то недостойно… Результатом такого «контрнаступления» стал «глас народа»: «Никакой музей Шагала нам не нужен!». Я, что называется, «пошёл по инстанциям» – газета «Витебский рабочий», местное ТВ, где мне приходилось выступать с сообщениями о последних достижениях техники, республиканская газета «Знамя юности», в редакционной коллегии которой я состоял. Однако ни одно из этих СМИ не захотело связываться с издательством ЦК. Тогда я направил подробный «разбор полётов» в редакцию журнала «Огонёк» – ответ прилагаю. Однако дискуссия Василя Быкова и Алеся Адамовича, с одной стороны, с В. Бегуном и В. Бовшем, с другой, на которую ссылалась редакция «Огонька», шла в принципе о гуманизме, войне и мире («Советская культура», 10 декабря 1987). Упоминался и «потухший фонарь гласности», но ни слова о том, что В. Бегун в качестве аргументации своей позиции прибегнул к клевете с откровенно антисемитском подтекстом о несуществующих преступлениях Марка Шагала на посту ректора института.
image001Вскоре «контрнаступление», инициированное журналом, воплотилось и в конкретных практических действиях. Буквально за два дня до начала работы был запрещён вечер в краеведческом клубе при областной библиотеке, посвященный столетней дате, хотя уже ожидалось прибытие из Ленинграда младшей сестры и племянницы Марка Шагала. Дальше – больше. К запланированной художественной выставке группой энтузиастов была отлита скульптурная композиция основоположников Витебского художественного училища. Было уже поздно отменять выставку или не выставлять скульптуру, указанную в каталоге…
Выход был найден: фигура «приверженца сионизма» была отпилена, и образ ненавистного художника отделён от его сподвижников.
Тем временем борьба за реабилитацию имени Марка Шагала вышла за пределы республики. Академик Дмитрий Лихачёв направил письмо Первому секретарю ЦК Белоруссии Соколову о необходимости создания Шагаловского мемориала в Витебске. Газета «Советская культура» опубликовала письмо о необходимости защитить имя великого художника современности от грязных политических инсинуаций и создать в Витебске музей М. Шагала.
Письмо подписали В. Быков, А. Вознесенский, Д. Симанович. Их поддержали Е. Евтушенко, В. Каверин, Ю. Нагибин, Р. Рожденственский. Как сказала Анна Ахматова: «Шагал остался тут, хотя унёс свой волшебный Витебск и понёс его по всему миру».
Времена стремительно менялись: 1990-й год стал годом возвращения великого земляка на Родину – первые Шагаловские дни в Витебске! Открывет чтения Д. Симанович: «Будь благословен, художник Марк Захарович Шагал», – говорим мы сегодня, возвращая его имя и его наследие из небытия, из тьмы наветов и лжи… С возвращением! И навсегда!».

Дом Шагала
Дом Шагала

Действительно, вскоре Дом-музей Марка Шагала был открыт в том самом кирпичном доме по ул. Дзержинского, №11, который ровно за 90 лет до этого был построен родителями 13-летнего Мордуха Шагала. Первым директором музея был назначен Аркадий Подлипский – журналист, историк-краевед, член Союза журналистов Белоруссии. Аркадий Михайлович был одним из инициаторов возвращения имени Шагала в родной Витебск. Однако с большой натяжкой можно говорить о том, что отныне великому земляку был дан «зелёный свет» на его Родине. Об этом можно судить на основании многих фактов. Например, истории создания «Шагаловского международного ежегодника», главным организатором, а затем и редактором которого тоже стал А. Подлипский. Необходимость в создании этого журнала возникла практически сразу с созданием музея: А. Подлипский мечтал объединить вокруг журнала не только искусствоведов, занимающихся изучением наследия знаменитого земляка, но и поклонников его творчества, которые были, есть и будут всегда во многих странах мира.
Но все попытки Под­ли­п­ского найти спонсора для создания журнала были обречены, т. к. местным потенциальным спонсорам прозрачно намекали o сложностях, с которыми они могли бы столкнуться при ведении своего бизнеса… В этих условиях Аркадий Михайлович обратился ко мне, т. к., с одной стороны, члены нашей семьи, проживавшие в Нью-Йорке, никогда не оставались в стороне от нужд еврейской общины Витебска, а с другой, – мною было опубликовано много статей о семилетнем периоде жизни великого Шагала в Нью-Йорке (1941–1948 гг.)

Маэстро у своих шедевров
Маэстро у своих шедевров

Выяснив, о какой сумме идёт речь, я обратился к своему племяннику Игорю Райхельсону, успешному бизнесмену и не менее успешному музыканту. Игорь выполнил мою просьбу, и в 2003 году вышел первый номер журнала «Шагаловский международный ежегодник», редколлегия которого состояла из представителей Витебска и Минска, а также США, Великобритании, Израиля, Германии. Я был включён в редакционную коллегию, и первую вступительную статью мы подготовили вместе с Игорем. Этот номер журнала был настолько успешным, что финансирование последующих номеров взяла на себя известная организация «Джойнт». В 2003 году я приехал в Витебск, и в первый же день отправился в сопровождении А. Подлипского в музей. Встретила нас Хмельницкая, директор музея. Небольшой дом-музей Марка Шагала был переполнен посетителями, а на противоположной стороне улицы стояли туристические автобусы с номерами некоторых стран бывшего Союза (в это время в Витебске проходил ежегодный фестиваль «Славянский базар»). Хмельницкая оказывала нам всяческое внимание: гость из США и создатель музея… Вдруг зазвонил телефон, и директор побледнела. Ей сообщили, что Лукашенко и мэр Москвы Лужков, приехавшие на фестиваль, изъявили желание посетить музей. К музею подъехали «мерседесы» с мигалками, обеспечивавшие безопасность высоких персон. Автобусы мгновенно уехали, публика была спешно «эвакуирована». Ну и времена пошли, подумал я, разве могло Марку Захаровичу присниться такое признание!
Прошло несколько лет. Как-то в программе «Сегодня в Израиле» показали небольшой репортаж, снятый в Витебске. На вопрос репортёра к жителям города: «Знаете ли вы, кто такой Марк Шагал?» – большинство ответили отрицательно.

Кадр из кинофильма «Шагал – Малевич»
Кадр из кинофильма «Шагал – Малевич»

Известный российский кинорежиссёр Александр Митта в августе 2012 г. начал в Витебске съёмки художественного фильма «Шагал – Малевич». Для воссоздания города 1920-х годов прошлого века центр города на стыке улиц Суворова и Крылова «состарили». Для Витебска выход ленты на экран – долгожданное особое событие, поскольку город на Двине – главный «участник» фильма.
Много познал Марк Шагал в своей почти вековой жизни: успехи и провалы, бедность и богатство, равнодушие и всемирную славу. Как-то я спросил А. Подлипского, есть ли мемориальная доска на здании школы, в которой учился наш великий земляк. Ответ был: «Нет и не предвидится».

Гирш РАЙХЕЛЬСОН

В предыдущем номере газеты в статье Гирши Райхельсона «Витебск против Марка Шагала» была допущена неточность. Следует читать: «Автор статьи — один из основателей Международного шагаловского ежегодника, член редколлегии».

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 2, средняя оценка: 4,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора

2 thoughts on “Витебск против Марка Шагала. К 130-летию великого художника

  1. Сегодня в Витебске, кроме дома-музея, есть еще Арт-центр Шагала. Правда ни одной картины художника в нем нет. Есть еще два памятника и мемориальные доски. Музей, кстати очень хороший.
    А в Витебском Художественном музее есть несколько залов с картинами Иегуды Пенна, замечательного еврейского художника, который всю жизнь прожил (и был убит) в Витебске. Шагал некоторое время учился у него, и потом, до самой смерти Пенна, они переписывались. Картины Пенна — это энциклопедия еврейской жизни начала 20-го века.
    Так что в Витебске кое-что меняется к лучшему. Теперь там уже не так боятся сионистов.

  2. Был на выставке Шагала в Милане.
    Подумал, останься он в родном Витебске, в гуманные 30-ые годы непременно схлопотал бы незначительный срок (лет 10-12) за изображение людей, ходящих по стенам (горизонтально к земле).
    Так сказать, «за систематическое и злостное нарушение законов гравитации в своих произведениях». ))

Comments are closed.