Приближение. Недельная глава Торы «Ваикра»

Книга «Ваикра» — третья в Пятикнижии. Ее называют также «Торат-коаним», учение священников, поскольку она содержит законы храмовой службы и жертвоприношений, относящиеся к функциям коэнов из колена Леви (отсюда ее христианское название «Левит»).

Призвав Моше из Шатра Откровения (Миш­кана), Б-г сообщает ему общий порядок храмовых жертвоприношений. Первая категория жертв называется «олот», жертвы всесожжения. Животное (обычно быка) приводят к входу в Мишкан, и хозяин возлагает руки на его голову. Затем быка режут, и дежурный коэн окропляет его кровью жертвенник. С животного снимают шкуру, вынимают внутренности, разрезают тушу на части и раскладывают на огне жертвенника. Так же обрабатывают и жертвы всесожжения из мелкого рогатого скота и птиц. Далее описаны различные виды «хлебных даров» («менахот»), которые готовят из муки, растительного масла и ароматных благовоний. Часть из них сжигали на жертвеннике, часть отдавали для еды коэнам. Запрещено добавлять в хлебные дары закваску и мед. Следующая группа жертвоприношений – «шламим», мирные жертвы, для которых также используют быков, овец и коз. В отличие от «олот», эти жертвы частично сжигают и частично съедают. Нельзя употреблять в пищу кровь и определенные виды животных жиров – «хелев». Далее описаны жертвоприношения, искупающие преднамеренные грехи, совершенные первосвященником, всей общиной, ее руководителями и рядовыми членами. Приведены детали грехоочистительных жертв, искупающих лжесвидетельство в суде, невыполненные клятвы, нарушение законов ритуальной чистоты и другие прегрешения. Каждое жертвоприношение должно сопровождаться искренним раскаянием и дополняться, если необходимо, возмещением материального ущерба. Если у виновного нет денег для покупки жертвенного животного, разрешается заменить его более дешевым хлебным даром. В конце раздела описаны жертвы, которые должны приносить люди, случайно злоупотребившие святыней или доверием ближнего, либо совершившие другой грех по неведению.

* * *

«Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу» (1:2).

При чтении раздела «Ваикра» возникают два вопроса. Во-первых, для чего нам, современным людям, надо знать конструкцию Храма и порядок храмовой службы, да еще с такими подробностями? Ответ: Хотя последний Храм, Второй Иерусалимский, перестал существовать две тысячи лет назад, память и знание о нем сохраняли нас как народ и наше право на Эрец-Исраэль в течение всех веков изгнания. Недаром дети начинают изучать Тору в хедере именно с книги «Ваикра». И, во-вторых, все мы с нетерпением ждем прихода Машиаха, который должен восстановить Храм. Появление Третьего Храма не застанет нас врасплох: благодаря Торе мы знаем, что надо делать в нем и как себя вести.
Теперь перейдем ко второму из двух вопросов: что такое жертвоприношения? В практическом смысле это посвящение Б-гу животного из крупного или мелкого рогатого скота или птицы, а также всевозможные виды других приношений. Их сжигали на жертвеннике полностью или частично.
Жертвы были разных видов: общественные и личные, благодарственные, искупительные (за совершенные грехи), праздничные и другие. Жертвоприношение составляло главный аспект служения Творцу, и его разрешалось совершать только в специальном выделенном месте, в Храме. В отсутствии Храма роль жертвоприношения выполняет сегодня молитва, «служение сердца».
Главная цель жертвоприношения заключалась в максимальном приближении к Б-гу. Само ивритское слово «корбан», жертва, означает именно «приближение». Русское слово «жертвоприношение» и его составляющие «жертва» и «приношение», равно как аналогичные термины в других европейских языках не передают значение ивритского слова «корбан». Их семантика заимствована из языческих культур, где цель жертвы состояла в том, чтобы умилостивить, задобрить, подкупить грозное божество.
В слове «корбан» скрывается более глубокий, философский смысл, идея близости к Единому Б-гу. Близость и расстояние не всегда измеряются в метрах и милях. Люди могут быть близки, даже если находятся на разных континентах, и наоборот, двух человек, сидящих рядом в автобусе или живущих в одном доме, могут разделять целые миры и эпохи. Короче, близость может быть не только физической, но и эмоциональной, интеллектуальной, духовной.
Атмосфера высшей духовности и святости, царившая в Храме, создавала почти физически ощутимую близость к Творцу, и эту близость испытывал каждый человек, приносивший жертву. В разделе «Ваикра» Б-г обращается к сынам Израиля: «Когда кто-нибудь из вас захочет принести жертву Б-гу». На иврите эта фраза может также означать: «Человек, который принесет жертву от себя». Другими словами, человек как бы предлагает себя через «корбан», вкладывает в приношение свою душу, чтобы приблизиться к Творцу. Ведь близость к Б-гу — это, фактически, единственное реальное «благо», высшее наслаждение. Все остальные «блага» и наслаждения преходящи, неполны; они подобны дешевым имитациям дорогого бриллианта.

В чем душа держится

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше: «Скажи сынам Израиля: Если какая-нибудь душа согрешит по ошибке…» (4:1).

Что значит «по ошибке»? И вообще, что такое «непреднамеренный грех»?
«Простите, это ваш кошелек? Уф, сам не понимаю, как он попал ко мне в карман…». Это и есть грех «по ошибке»? Нет, конечно. Ошибка есть, но несколько иного рода.
Человек представляет собой чудесную, уникальную комбинацию души и тела. Тело рождается в нижнем, физическом мире, и душа поселяется в нем, спускаясь из высших миров. Сосуществование этих двух начал в человеческой личности — одно из величайших таинств мироздания.
Человек не может жить без тела, но если он позволяет телу совершить «дворцовый переворот» и захватить власть, он теряет другой, более важный компонент своего бытия — свою долю в Мире грядущем и вечную жизнь, в которой тело и душа вновь и навсегда объединяются.
Грех «по ошибке» совершается телом, физической частью личности. Душа, «нешама», непричастна к нему. Когда тело ведет себя недостойно, оно лишается права на вечное партнерство с душой в Мире грядущем. Поэтому согрешивший человек обязан принести в жертву животное; «корбан» восстанавливает в нем убеждение, что тело, взбунтовавшееся против своей души, не желающее ей подчиняться, сродни животному на жертвеннике — оно лишено вечности и превращается в большой скоропортящийся бифштекс.
Принося жертву в Храме, человек должен был представить самого себя горящим на жертвеннике. Он как будто отдает Б-гу свое тело, сохранив лишь душу. Но возможна ли жизнь в физическом мире без телесной оболочки?
Душа человека может существовать вне тела только в одном месте на земле — в Храме. Именно поэтому жертвоприношения разрешено было совершать только на храмовом жертвеннике. Храм был чистой духовной субстанцией, естественной средой обитания бестелесной души. В Йом-Кипур, когда Первосвященник вступал во внутренние покои Храма, в Святая Святых, он целиком отделялся от физического мира, как будто превращаясь в ангела.
В том и состояла искупительная задача жертвоприношения: видя, как горит на жертвенном огне принесенная им жертва, человек всем своим существом понимал, осознавал, что на самом деле, на жертвеннике должно лежать его собственное грешное тело, а не эта безвинная скотина.
Он испытывал душевное потрясение, стремление к искреннему раскаянию, к «тшуве» и выходил из Храма, полный решимости начать жизнь сначала. Благодаря «корбану» грешник преображался, получал новую «инкарнацию»; его душа как будто переселялась в новое, послушное ей тело. И он возвращался в физический мир совсем другим — чистым и просветленным.
— Что стало с Хаимом после поездки в Иерусалим? Его словно подменили!

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Нахум Пурер

Израиль
Все публикации этого автора