В комментариях к текстам, в которых автор анализирует российские СМИ, часто звучит вопрос: «Зачем вы это делаете? Ведь и так ясно, что они все лгут, можно же заранее практически дословно воспроизвести и предугадать то, что заявит Киселев, покажут Скабеева с Поповым, как будет кривляться Соловьев, и как именно будут изображать припадочных Кургинян и Ж.»
И хотя лгут они на самом деле все время по-разному, и сюжет каждого следующего шабаша предсказуем довольно плохо, в целом можно согласиться с предсказуемостью общего вектора передач, принципа отбора новостей и общего содержания отдельных реплик. Трудно, например, предположить, что депутаты Яровая и Железняк на очередном соловьевском «Вечере» вдруг станут по очереди цитировать доклад Навального «Он вам не Димон», а Соловьев и все остальные будут, раскрыв рты, слушать и лишь в некоторых, наиболее удачных местах прерывать докладчиков аплодисментами.
Медиакритика в современной путинской России – это особый жанр. По сути – это разбитое на части сообщение о преступлении. Это хроника самого главного, первичного преступления, на которое опирается, на котором, как на фундаменте, стоит весь преступный режим. Суть преступления – превращение СМИ в фабрики тотальной лжи. Адресат этого сообщения – российское общество – сегодня глуховат, подслеповат, часто пьян и не готов к адекватному восприятию. И, тем не менее, надо продолжать достукиваться и докрикиваться до этого адресата, поскольку другого нет, как нет и другого способа изменить его и среду его обитания.
Кроме того, анализ того, что происходит в российском телевизоре и на страницах печати, несмотря на всю свою абсурдность, дает немало для понимания российского общества. Расстройство мышления порождает бред, а не заблуждения. Расстройство СМИ порождает не пропаганду, как ошибочно полагают, а медиафрению, то есть то, что мы сегодня можем наблюдать в эфире и в газетах. Врач анализирует бред, его фабулу, пытаясь понять его источник, причудливую связь с реальностью, уточняет диагноз и назначает лечение. Анализ продукции «расстроенных СМИ» позволяет выявить реальное состояние власти и общества.
Своих вершин пропаганда достигала в режимах Гитлера и Сталина. Там она была эффективным орудием власти. Невозможно было представить, чтобы «Правда» напечатала то, что повредило бы политике партии. То же можно сказать и о германском радио времен Рейха. Российский телевизор сплошь и рядом выдает то, что прямо противоречит позиции российской власти и позволяет ловить ее, власть, за руку.
В Международном суде ООН в Гааге начинается рассмотрение иска Украины против России. Один из пунктов обвинения – Крым – звучит так: «Россия спроектировала незаконный референдум, который она стремилась осуществить в обстановке насилия и запугивания». Москва естественно заявляет, что никакого запугивания и насилия не было, а все происходило исключительно по воле самих жителей Крыма, без постороннего вмешательства.
И вот в тот самый момент, когда в Гааге приступают к рассмотрению этого иска, 05.03.17, выходит программа «Вести недели», в которой Дмитрий Киселев заявляет следующее: «День Сил специальных операций стал отмечаться 27.02.17. Именно 27.02.14 «вежливые люди» в камуфляже без опознавательных знаков взяли под контроль здание Верховного совета и правительства Крыма, а также аэропорт Севастополя и все стратегические объекты на полуострове». И далее следует фактически явка с повинной: «Эта операция и предопределила мирное волеизъявление крымчан на мартовском референдуме». Если бы товарищ Поспелов или его предшественник, товарищ Мехлис допустили бы в «Правде» нечто подобное, их расстреляли бы, скорее всего, в тот же день. Аналогично поступил бы и Гитлер в случае подобной глупости со стороны геноссе Гласмайера, гендиректора имперской радиовещательной компании.
Ликвидировав в России свободу слова, путинский режим создал условия для практически полной свободы бреда. Хвали Путина, ругай оппозицию, Украину, Европу и США, и можешь нести любую околесицу!
Долой стыд!
В 1924-25 годах в СССР на волне «культурной революции» и борьбы с религиозной моралью возникло общество «Долой стыд!» Его участники ходили по Москве, имея на себе из одежды лишь ленточку через плечо с надписью «Долой стыд!» Советская власть некоторое время к этому революционно-демократическому нудизму присматривалась, потом прищурилась, сплюнула в сердцах на пол и запретила. Рассудив, что Б-га, конечно, нет, но приличия быть должны, и вообще — у нас не Африка.
В путинском официозе к приличиям отношение сложное. С одной стороны, лидер нации рассказывает на всю страну анекдоты, уместные лишь в тесной компании давно знакомых людей. С другой — Роскомнадзор запрещает четыре заветных слова. С одной стороны, власть потворствует религиозным ханжам надевать трусы на Давида. С другой — создает систему воровства настолько бесстыжего, что у всего мира глаза на лоб лезут.
Путинские медиа настолько не похожи на СМИ Запада, что их вообще сложно рассматривать в одной группе понятий. Одно из отличий состоит в том, что путинские СМИ абсолютно свободны от своей аудитории. Им совершенно плевать, что о них думает зритель, читатель и слушатель. Медийная зачистка привела к монополии в каждом сегменте и в итоге пипл будет хавать, что дают.
Именно это дает возможность Владимиру Соловьеву орать на слушателя своей программы на радио: «Представься, мразь!» Именно эта зачистка и искусственно созданная монополия на «плюрализм» для «Эха Москвы» позволяет редактору этой радиостанции Венедиктову советовать известному блогеру «сидеть своей задницей в своем Екатеринбурге». Малейшие признаки конкуренции и зависимости от аудитории немедленно привели бы «Эхо» с таким редактором к потере самого большого уральского региона, а следовательно, к падению рекламного бюджета, после чего акционеры выгнали бы Венедиктова поганой метлой.
Соловьев задает нижнюю планку бесстыдства, постоянно опуская ее все ниже и ниже. В «Воскресном вечере» от 05.03.17 он, как обычно, глумится над Украиной. Реплики «вы – позорная страна», «идите воевать в Крым, а мы похихикаем», сменяются глумлением над украинскими фамилиями. «Парасюк – это описание Семенченко», — веселится ведущий главного государственного телеканала. Тема «смешных» украинских фамилий Соловьеву так понравилась, что он никак не может с нее слезть. «Этот Семенченко – он такой Парасюк!» — радуется Соловьев. И нехотя подводит итог: «С точки зрения русского языка – это (фамилия Парасюк) оскорбление».
Отбросив за полной ненадобностью всякие нормы межличностного общения, Соловьев с компанией естественно не собираются себя ограничивать чем-либо в рассуждениях на политические темы. «Эксперты» подбираются исключительно без тормозов. Депутат-коммунист Калашников рассказывает о том, что ждет в ближайшее время Украину, буднично перечисляет территории, которые вот-вот станут российскими: «Мариуполь отойдет, Харьков отойдет…» После чего вдруг вспоминает, что есть же еще Киев. И тут депутат-коммунист Калашников обращается к опыту Соединенных Штатов, которые, по его сведениям, постоянно шарят в чужих странах и воруют местных политиков. «Вот, Бута нашего украли!» — ябедничает депутат-коммунист Калашников. Соловьев видит, что депутат-коммунист Калашников чего-то мнется, и приходит ему на помощь. «Предлагаете утащить Порошенко?» — весело спрашивает Соловьев. «А почему нет? Что мы стесняемся?» — решительно отвечает депутат-коммунист Калашников.
Преодолев ложный стыд, депутат-коммунист Калашников продолжает делить Украину: «Мы должны забрать все до Одессы». Соловьев как опытный растлитель понимает, что в этом деле нельзя останавливаться на полпути: «А народ смотрит из Украины и спрашивает: «А почему до Одессы?» Студия счастливо смеется и аплодирует. Украинские эксперты Трюхан и Ковтун пытаются что-то сказать по поводу российской агрессии, но их не слышно, зато ответ Соловьева гремит на всю студию: «Если бы Россия пошла, мы за неделю были бы на польской границе, а ваши завывания были бы слышны так же, как завывания террористов в Алеппо».
Прожженные циники vs мракобесы-романтики
Конфликт прагматиков и идейных присутствует во всех политических культурах, путинизм — не исключение. С каждой из этих категорий есть свои проблемы. Прагматики воруют много, берегов не знают. В условиях стремительно убывающего размера того, что еще не украдено, это приводит к тому, что прагматиков иногда приходится публично сажать. Идейные в среднем воруют меньше, но с ними другие проблемы. Идейный мракобес-гееборец депутат Милонов оказался столь же идейным нацистом-антисемитом. Вылезло. Начальству пришлось утрясать с Израилем и еврейской общиной.
Идейный мракобес декан Третьяков вдруг оказался еще и сексистом с садистскими наклонностями. В ходе записи передачи на ТВЦ Третьяков зачем-то сообщил, что немки мечтают, чтобы их изнасиловали русские солдаты. Садистские откровения декана Третьякова из программы вырезали, но стараниями оппонентов они стали известны широкому кругу сетевой общественности. Теперь сетевая общественность знает, что одним из факультетов МГУ руководит маньяк-мечтатель с садистскими наклонностями.
Главную героиню украденного Крыма, прокурора Поклонскую зачем-то привезли в Москву и сделали депутатом, о чем, скорее всего, сто раз пожалели. Поскольку ее истовое и искреннее мракобесие постоянно лезет куда-то не туда и принимает формы странные и неаппетитные. То она вдруг пошла крестовым походом на фильм режиссера Учителя «Матильда», совершенно не учитывая, что режиссер Учитель — это не какой-то там Шендерович, которого можно гонять по стране, не давая залов для выступлений и срывая концерт за концертом. Режиссер Учитель верный путинец, поддержавший Крым, а посему «Матильду» депутату Поклонской съесть не дали. Депутат Поклонская совершенно не огорчилась, и на минувшей неделе с ней случился кликушеский экстаз, в ходе которого депутат Поклонская поведала миру о том, что предмет ее давнего поклонения, император Николай Второй — замироточил. Точнее, замироточил не сам император, а его бюст, расположенный в украденном Крыму. Реакция официоза на очередной припадок Поклонской была не столь жесткой, как в случае с «Матильдой», но в целом довольно сдержанной. Из РПЦ раздалось глухое ворчание, мол, не знаем, кто там у вас замироточил, мы таких указаний никому не давали. В целом православная общественность отнеслась к выделению жидкости из статуи Николая Второго сухо и отстраненно.
Без припадочных мракобесов политические шоу много теряют, поэтому в студии Соловьева обязательно присутствует парочка «экспертов» этого типа. В передачу от 05.03.17 Соловьев позвал генерала Ивашова. И Леонид Григорьевич не подкачал. Его звездный час настал, когда речь зашла о Сирии. Генерал Ивашов сообщил, что неприятности в этой стране начались, когда в Сирии недавно случилась засуха. После этой сенсации Леонид Григорьевич обвел студию внимательным взглядом, ожидая реакции. Студия затаилась, поскольку большинство из экспертов бывали в Сирии и знают, что засуха в этой стране бывает всегда, по крайней мере, последние шесть тысячелетий. И тут генерал Ивашов выдал одну из своих фирменных сенсаций. Оказывается, засуха в Сирии бывает не просто от того, что большая часть ее территории расположена на засушливом плато, которое не достигают ветры с моря, несущие осадки. Генерал Ивашов раскрыл всем глаза: это против Сирии работает климатическое оружие США.
«Так оно есть, это климатическое оружие?» — пораженно воскликнул Соловьев. И, получив уверенный ответ генерала Ивашова: «Да, я точно знаю, и у нас оно тоже есть», принялся откровенно глумиться над пожилым мракобесом. «А почему же у нас такая погода плохая?» — начал кривляться и дразнить генерала Ивашова фигляр Соловьев. «А это против Москвы давно идет климатическая атака», — с удовольствием поддержал коллегу востоковед Сатановский.
Прожженного циника от романтического мракобеса отличить легко. Прожженный циник улыбчив, модно одет, ухожен, голосом зычен, щедр телом, говорит складно. Романтический мракобес, как правило, сухопар, визглив, одет бестолково, говорит длинно и невпопад. Военный эксперт Михаил Ходаренок, как и генерал Ивашов – типичный романтический мракобес. «Пусть меня осудят гуманисты, либералы и даже демократы, — отважно заявил военный эксперт Ходаренок, — но я скажу, что война в Сирии – огромное благо для Российской армии». Радость свою по поводу участия России в массовом убийстве граждан Сирии эксперт Ходаренок объяснил тем, что «удалось пропустить через войну много летчиков и командиров». Жаль, что в студии Соловьева не прозвучало мнение генерал-майора Петра Милюхина, которого в числе прочих «удалось пропустить через сирийскую войну», в результате чего у генерал-майора не осталось ни одной ноги, а глаз только один. «И вообще, — рассудительно заметил эксперт Ходаренок. — Война ведь более нормальное состояние для общества, чем мир».
Внимательно наблюдая трансформацию содержимого российского телевизора за последние семнадцать лет, я пришел к выводу, что там запущен безотказно действующий механизм отрицательной селекции, своего рода противоестественный отбор. Редкие либералы, которых приглашают для публичного унижения, не в счет. Основная масса спикеров состоит либо из прожженных циников, либо из романтиков мракобесия. Попадаются персонажи, имеющие черты обоих типов. В последние три года механизм отрицательной селекции стал действовать значительно более жестко. Явно взят курс на стремительное понижение моральных и интеллектуальных характеристик тех, кто может говорить с экрана телевизора. Причина на поверхности. Это — войны в Украине и Сирии. Именно эти две несправедливые агрессивные войны приводят к нарастающей деградации политического, экспертного и медийного полей России, превращая правящую верхушку страны в скопище моральных и интеллектуальных уродов.
Игорь ЯКОВЕНКО
www.ej.ru
Я могу (но чем дальше, тем реже хочу) смотреть и читать как российские, так и европейские СМИ. Они друг друга стоят.
Даже на этом сайте масса информации о том, как лживо освещают «демократические» западные СМИ ситуацию на Ближнем Востоке или вокруг Трампа. То же можно сказать и про Международном суд ООН в Гааге — он готов рассматривать любое лживое обвинение арабских террористов против Израиля, но я что-то не припоминаю, чтобы он обвинял хоть когда-нибудь убийц из ХАМАСа или других подобных преступников.
Эта организация (как и все прочие подразделения ООН, да и сама ООН в целом) давно доказала свою тенденциозность и нерелевантность как верховного арбитра в области права и морали.
Поэтому вряд ли стоит подкреплять свое мнение о России ссылкой на столь сомнительные источники.