Земля, дарующая медом,
Земля, что молоком течет, —
Берёт под ярким небосводом
Здесь мироздание отсчет/
Сквозь вязь времен, веленьем музы,
Во мне проснулась эта связь.
Спешу, коснувшись как к мезузе*,
К земле Израиля припасть.
Галина Маламант
Недавно я получил письмо от автора фильмов на мои песни украинки Мирославы Сидор. Она пламенная сионистка, искренне любит мой народ. Впрочем, это не мешает ей быть ярой патриоткой незалежной Украины.
Не многие правильно понимают, что такое патриотизм. Большинство считает, что для этого надо поливать грязью представителей других народов и превозносить всё свое. Даже зло!
А это — не любовь. Любовь — это как в песне Владимира Высоцкого: «материться, шепча: дорогая!». Наверное, с этой целью Мирослава открыла группу в фейсбуке «Украина без антисемитизма». Как искренне верующая, она знает, что заручиться поддержкой Всевышнего гораздо важнее, чем Евросоюза или даже Америки. И тогда никакой тебе Путин не страшен.
В письме она написала: «Когда я последний раз смотрела на изображение Израиля на карте мира, то эта полоска напомнила мне мезузу. И я подумала: может быть, это правда, что Израиль — как мезуза с охраняющей молитвой на двери дома под названием Земля?!»
Такая ассоциация мне понравилась. Более того, я нашел сходство со словами наших мудрецов. Наверное, от лени попытался переложить свою работу на поэта Арье Юдасина. Он мне ответил, что не все знают, что такое мезуза, а в поэзии не должно быть вопросов. Действительно, пытаясь найти эпиграф к своему рассказу, я обнаружил, что многие путают мезузу с медузой.
Кстати, вспомнил смешную историю. Ко мне двадцать лет тому назад приехал в гости «новый русский». Причем настоящий русский — Витя Иванов. Братки из «крыши» поручили ему купить в Израиле какие-то дощечки, куда кладут какие-то бумажки и это помогает от воров. Можно сэкономить на охране и сигнализации. Ему поручили купить сто штук самых дорогих и лучших. Я передал его слова своему раввину. Он мне сказал — передай ему, что евреям мезуза помогает, а неевреям наоборот. Витя ответил, что мне верит, но прекратил со мной общение на эту тему. То ли братки ему не поверили, то ли нашли у арабов дощечки с такими бумажечками. Кстати добавлю, что когда Витя от меня уезжал в субботу, я попросил, чтобы прислали водителя-араба,- но вместо него приехал грузинский еврей и заявил мне по-грузински: «клянусь мамой, что я араб!».
Попытаюсь объяснить, что такое мезуза и одновременно поразмышлять о предположении Мирославы. Мезуза – это свиток с двумя фрагментами Торы, написанными на иврите. Это первые два абзаца молитвы Шма. Они провозглашают единство Б-га и существование Завета между Ним и еврейским народом.
В обязанности народов мира на основании семи заповедей Ноаха (Ноя) входит осознание единства Б-га и признание существования Завета между Ним и еврейским народом. Из этого вытекает одно любопытное следствие: «праведником народов мира» может стать только человек, с симпатией относящийся к евреям. Мне очень везёт, что я нередко встречаю таких людей!
Мезуза пользуется в народе Израиля особой любовью. Редко можно найти еврейский дом без мезузы: каждый еврей чувствует, что без мезузы в доме чего-то не хватает. Не хватает символа, напоминающего всем входящим в дом, что этот дом еврейский.
Однако главное в содержании заповеди о мезузе состоит в том, что она наполняет дом особой святостью. Мезуза превращает дом в маленький храм, находящийся под защитой Творца. Причем эта защита распространяется на всех обитателей дома, даже когда они сами в нём не находятся. Мезуза постоянно напоминает о том, что все дела этого дома и всё, что происходит в стенах этого дома, должно быть служением Б-гу. Ведь на дверях его приведен договор между Б-гом и еврейским народом!
Не зря в пророчествах о времени прихода Мессии говорится, что мезуза человечества – еврейский народ будет безупречно кошерной, а в мире прекратятся все войны и злодеяния!
P.S. Признаюсь вам, что Мирослава написала мне ещё о своём предощущении будущего: когда наконец раскроется Мессия и народы примирятся с Б-гом и между собой, Святая Земля станет больше, ведь её границы («земли десяти народов») указаны в Торе. И ей, Мирославе, кажется, что тогда она будет выглядеть, как талит — молитвенная накидка, окутывающая еврея — или постоянно (малый талит, талит катан), или дополнительным одеянием во время больших молитв (большой талит, талит гадоль). Я поделился с Арье и этим. Он сперва ответил, что это — тема прозы, а не стиха. И вдруг сегодня, когда рассказ уже был окончен — прислал мне стих. Которым я делюсь с вами.
Страна, как мезуза над миром,
Как знак, что не будет беды,
Как камень с вельможной порфиры…
Но крови откуда следы?
То знак нам, что край непочатый
В сражениях с подлостью дела,
То знак, что стреляют солдаты
И ранят и душу и тело.
Но время для песни всё ближе,
Слог вечный в сердцах разольётся!
Я верю, что скоро увижу,
Как в небе талит развернётся.
И каждый, кто ложью изранен,
Увидит, что радость разлита;
Раздвинутся святости грани,
Земля эта станет талитом.
Народы в него запахнутся,
Служению Б-гу послушны,
И мёртвые в поле проснутся,
И правдой очистятся души!
«Незалежная» православная Украина точно также, как православная Россия без антисемитизма невозможны, к великому сожалению. Хотя в Украине и России много людей искренне любящих и понимающих иудаизм, его значение для мира, как источника, из которого и вышло христианство. Это на современном этапе признают и в Ватикане. Но…
Как и Соловьёв, Бердяев признаёт: «Христианство, в глубинном смысле, есть религиозный антисемитизм или, точнее, антииудаизм». Он даже считает, что «…антииудаизм входит в христианскую религию, как её составная часть».
Более того, Николай Александрович считает, что «…если бы антисемиты хоть на одно мгновение способны были понять тайну религиозной судьбы еврейского народа, то весь их антисемитизм исчез бы, как порождение ничтожных и своекорыстных чувств. Ибо тайна религиозной судьбы еврейского народа есть тайна всемирной истории».
Важным и смелым было заявление Бердяева, что
«…отношение к еврейству есть испытание силы христианского духа».
Мирослава католичка