«От трех трясется земля, четырех она не может носить:
Раба, когда он делается царем, Глупого, когда он досыта
ест хлеб, позорную женщину, когда она выходит замуж, и
служанку, когда она занимает место госпожи своей».
Книга притчей Соломоновых
Гл. 30, стихи 21-23
Три вещи в дрожь приводят нас,
Четвертой — не снести.
В великой Kниге сам Агур
Их список поместил.
Все четверо — проклятье нам,
Но все же в списке том
Агур поставил раньше всех
Раба, что стал царем.
Коль шлюха выйдет замуж, то
Родит, и грех забыт.
Дурак нажрется и заснет,
Пока он спит — молчит.
Служанка стала госпожей,
Так не ходи к ней в дом!
Но нет спасенья от раба,
Который стал царем!
Он в созиданьи бестолков,
А в разрушеньи скор,
Он глух к рассудку — криком он
Выигрывает спор.
Для власти власть ему нужна,
И силой дух поправ,
Он славит мудрецом того,
Кто лжет ему: «Ты прав!»
Он был рабом и он привык,
Что коль беда пришла,
Всегда хозяин отвечал
За все его дела.
Когда ж он глупостью теперь
В прах превратил страну,
Он снова ищет на кого
Свалить свою вину.
Он обещает так легко,
Но все забыть готов.
Он всех боится — и друзей,
И близких, и врагов.
Когда не надо — он упрям,
Когда не надо — слаб,
О раб, который стал царем,
Все раб, все тот же раб.
(Р.Киплинг, перевод Л.Блюменфельда)
Я почти два месяца ничего не писал. Не подумайте, что я стал бездельником или, не дай Б-г, заболел. Просто я сейчас даю три устных урока в неделю, не считая Суббот. И все мое свободное время и творческие порывы уходят на подготовку к этим урокам. Но на этот раз пока я не закончу рассказ – не оторву ручку от бумаги.
Вначале процитирую отрывок из недельной главы «Шмот» с комментарием Раши. (Шмот 1:5)
И было всех душ, происшедших от чресл Йаакова, семьдесят душ, а Йосеф (уже) был в Мицраиме. Раши: а Йосеф был в Мицраиме. Но ведь он и его сыновья входили в число семидесяти. О чем же это нам говорит (какое дополнительное указание содержится в этих словах)? Разве мы не знаем, что он «был» в Мицраиме? Но (это имеет своей целью) сообщить тебе о праведности Йосефа: это Йосеф, который пас овец своего отца, это Йосеф, который оказался в Мицраиме и который стал правителем, царем, и он устоял в своей праведности (был и остался праведным человеком, невзирая на испытание рабством и муками и на испытание величием и властью).
Теперь попытаюсь разрешить противоречие между комментарием Раши, царем Шломо и Киплингом. Понятно, что Йосеф был особенный праведник, не входящий в схему царя Шломо. Но что ему дало такие силы? Приведу вначале комментарий Ор аХаима, единственный, который я нашел к этому месту (кроме, конечно, «комментария» Киплинга в эпиграфе). Мудрец пишет, что 12 колен должны были произойти из семени Йосефа. Из-за того, что он чуть не согрешил с женой Потифара, 10 колен были утеряны. Если бы евреи пришли в Египет в количестве 80 человек (вместо 70-ти), то это изгнание было бы последним.
Я думаю, не оттого ли это, что цифра семь соответствует сочетанию материальности и духовности, а цифра восемь — чистой духовности, то есть Будущему миру? Умножение же на 10 в каббале считается выявлением полноты свойств.
Есть и другая сюжетная линия: продажа Йосефа в Египет должна была спасти весь еврейский народ от приговора рабского труда. Незаслуженное наказание имеет такую огромную силу, что Йосеф как бы отработал за весь народ. Поэтому египтяне и были сурово наказаны за принуждение евреев к рабскому труду — ведь теперь это уже не соответствовало приговору Небес!
Но всё-таки, как Йосеф, будучи рабом, все-таки выдержал испытание властью? Дело в том, что праведник всегда видит перед собой Всевышнего. Он не может стать рабом, даже если его закуют в кандалы — потому что Всевышний помогает ему справиться с недостатками собственного характера. То есть выбор прост – или мы будем Его рабами, или рабами Его рабов: гордости, материальности, легкомыслия, страстей. И тогда, соответственно, Вавилона, Персии, Греции и Рима…
Третьего не дано.