Иудаизм даёт еврею чёткие жизненные инструкции: что есть, когда и как праздновать, когда и где молиться, правила интимной жизни. Но информацией, как организовывать государственную жизнь, не снабдил.
В Торе Всевышний разрешает — если мы захотим: «Поставлю над собой царя, как все народы, окружающие меня, — непременно поставь над собой царя» (Второзаконие, 17:14–15). Но, когда евреи пришли к пророку Шмуэлю с просьбой о царе, Всевышний нас за это осудил. Он объяснил Шмуэлю: «Не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними» (8:8).
Отсутствие инструкции «правильной организации» общества означает, догадываюсь, то, что такой «правильной организации» просто не существует. Вернее, она существует, но обусловлена приходом Мессии. Другими словами: если мы замечаем, что наше общество сорганизовано идеальным образом, — это знак, что наступили мессианские времена и Мессия — среди нас.
Вера в приход Мессии — один из 13 принципов веры, сформулированных Рамбамом. В общем, это вера в приход светлого будущего. В частности же — нет другой доктрины, принёсшей евреям столько бед.
В начале нашей эры евреи Иудеи твёрдо верили, что пришло время Мессии. Некоторые приняли за него плотника из Назарета, обещавшего наступление светлого будущего немедленно: «Истинно вам говорю, что нынешнее поколение не исчезнет, прежде чем исполнятся все эти слова» (Марк, 13:30). Прошло поколение (если считать, что распятие Иисуса случилось в 33 году), и евреи, обнадёженные верой, что мессианское время настало, устроили восстание против Рима (68–70 годы), стоившее нам Храма, Иерусалима и 18 веков рассеяния.
Следующим серьёзным кандидатом в Мессии был турецкий еврей Шаббатай Цви, вдохновивший еврейский мир обещаниями, но обескураживший в 1666 году своим переходом в ислам.
После таких провалов мистических мессианских движений евреи создали рациональное мессианство. Внук раввина Карл Маркс составил подробную секулярную инструкцию построения светлого будущего. Главное новаторство Маркса — интернациональный характер его мессианства, касающегося всех народов.
Евреи мира с энтузиазмом приняли мессианский проект Маркса. Первой попыткой его реализации стал российский эксперимент. Еврей Троцкий успешно организовал в 1917 году Октябрьский переворот, создал Красную Армию, привёл её к победе в Гражданской войне и передал власть двум мессиям (концепция о двух мессиях есть в иудаизме, у христиан — два пришествия одного). Мессиями марксизма выпало стать Ленину и Сталину.
Строить светлое будущее в СССР прибыли евреи из Европы и Америки, даже из Палестины. Остальные горячо переживали за успех предприятия. Окончанием еврейского участия в построении светлого будущего в СССР стал 1937 год, когда Сталин попросту поубивал мессианских евреев-социалистов.
В США секулярные евреи оставались приверженными марксовской версии мессианства. Недавно один из них едва не стал президентом. Только жульничество руководства Демократической партии, желающей видеть мессией чернокожего, женщину или кого-то из секс-меньшинств, но не еврея, не позволило социалисту Берни Сандерсу повести страну в светлое марксистское будущее.
Взгляды американских евреев отражает социологический опрос, проведённый моей 9-летней внучкой Нессой. Она сообщила мне, что её соученики в еврейской школе (это значит их родители) считают, будто лучшим президентом для США был бы не Трамп или Хиллари, а Сандерс.
Однако не следует считать, что все американские евреи непроницаемы для опыта. В 70-е годы Ирвинг Кристол сформулировал новую идеологию — неоконсерватизм — как он назвал взгляды «либералов, вернувшихся из мира грез к реальности». В книге «Две похвалы капитализму» Кристол признал, что капитализм заслуживает благодарностей: за то, что «он работает в простом, материальном смысле этого слова», и за то, что он «соответствует понятию личной свободы». Однако для капитализма неокона Кристола требовался ещё моральный посыл. Кристол настаивал, что для сохранения современной демократии любая экономическая философия нуждается в расширении «политической философией, моральной философией и даже религиозной мыслью».
Золотым временем неоконсерватизма стали 8 лет президентства Рейгана, принявшего новую идеологию. Экономические успехи США дополнились идейным торжеством демократии за рубежом — над доктриной социализма и освобождением восточноевропейских стран от кабалы марксизма. Успех был столь оглушительным, что следующий после Рейгана президент, Буш-старший, провозгласил наступление нового мирового порядка — торжества в мире демократии и капитализма, а Фрэнсис Фукуяма написал книгу о конце истории. Казалось, мессианские времена настали.
Разрешать все мировые проблемы по калькам неоконсерватизма предложил и Натан Щаранский в своей книге «В защиту демократии», произведшей большое впечатление на президента Буша-младшего. «Демократии не нападают друг на друга», — повторял Щаранский в своих многочисленных интервью на американском ТВ.
Это так, если речь идёт о Бельгии с Голландией. Но, когда Америка попыталась решить проблемы Афганистана и Ирака в соответствии с найденным секретом неоконсерватизма, оказалось, что демократия для исламских стран — что проповедь вегетарианства в волчьей стае.
Столь же провальной стала попытка президента Обамы вдохнуть жизнь в идею исламской демократии, сменив в Египте союзника США Мубарака на «демократов» «Мусульманского братства». Щедрый Обама поддержал «Братьев» полутора миллиардами американских денег, но египтяне свергли обамовских «демократов». Стало очевидным, что идеология неоконсерватизма для мусульманских стран провалилась.
Формальным завершением неоконсерватизма стала победа на последних выборах Дональда Трампа, отвергшего это мессианство для внешней политики США и провозгласившего приоритетом своего правления национальные интересы страны.
Неоконы впали в панику. Редактор Weekly Standard, сын Ирвинга Кристола Уильям, главный внешнеполитический обозреватель WSJ Бретт Стивенс и их единомышленники создали республиканское движение «Только не Трамп» и объявили, что предпочитают президентом Хиллари. То есть они хотели, чтобы США пошли по пути Венесуэлы, но не отказались от идеализма в своей внешней политике. Антитрамповскую позицию занял интеллектуальный журнал консервативных евреев «Комментари». Самый популярный колумнист Америки Чарльз Краутхаммер в двух еженедельных колонках перед выборами сообщал, что не будет голосовать ни за одного из главных претендентов, то есть фактически тоже поддержал Хиллари.
Такую позицию политолог Дэвид Голдман назвал «одним из самых странных и глупых эпизодов в политической истории евреев». Он к месту процитировал Ирвинга Кристола: «Евреи по сей день продолжают сочетать почти патологически интенсивный интерес к политике со столь же, казалось бы, интенсивной склонностью к политической глупости, часто переходящей в сферу политического самоубийства».
Президент Трамп — наиболее дружественный к Израилю американский лидер за всю историю еврейского государства. Сейчас, если израильтяне не скинут своё правительство мелочными дрязгами о выпитом четой Нетаниягу розовом шампанском и выкуренных сигарах и не погрязнут в очередных выборах, они смогут похерить губительную для Израиля идею «двух государств для двух народов», распространить израильский суверенитет на «зону С» в Иудее и Самарии, то есть на земли, не занятые арабскими городами и деревнями, иметь посольство США в Иерусалиме.
Является ли мессией президент Трамп? Ведь мессия не обязательно должен быть из евреев. Пророк Исайя (45:1) предсказал мессию Кореша (в наших школьных учебниках почему-то звавшегося неприличным в персидском языке именем Кир). Царь Кореш, завоевав Вавилон, действительно позволил евреям вернуться из изгнания в Землю Израиля и повелел им отстроить разрушенный царём Вавилона Навуходоносором Храм. Вполне достаточно для нееврейского мессии.
Трамп — христианин, последователь оптимистического учения преподобного Нормана Винсента Пила, изложенного в книге «Сила позитивного мышления». Имея евреями дочь и внуков, он является естественным мостом между американским сионизмом (так называлась идеология создававших страну пуритан) и еврейским, между словами Авраама Линкольна — почти избранным и совсем избранным.
Трамп обещает сделать многое для Америки. Если в то же время он поможет нам инкорпорировать в еврейское государство наши наследственные земли Иудею и Самарию, вернёт в мире статус Иерусалиму как вечной столицы евреев, готовой к возведению Третьего Храма, он вполне заслужит чести считаться нееврейским мессией. Как персидский царь VI века до н. э. Кореш. Если же этого не произойдёт, то мы продолжим ожидать прихода Мессии. Ведь вера в его приход — один из 13 принципов веры.
Новая книга Бориса Гулько:
Мир еврея. Часть 2.
111 избранных эссе, написанных в 2012–2015 годах.
547 страниц.
26 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Мир еврея. Часть 1.
57 избранных эссе, написанных в 2000–2012 годах.
269 страниц.
15 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Путешествие с пересадками. Три книги воспоминаний.
397 страниц, включая фотографии. Очерки о чемпионах мира от Ботвинника до Каспарова и других великих шахматистах.
20 долларов, включая пересылку по США и Канаде.
Заказать книги можно у автора: gmgulko@gmail.com
Источниками еврейской политической глупости служат избыточные интеллектуальство и идеализм, которые раз за разом порождают противоречащие здравому смыслу доктрины.
Если этого персонажа номинировать на роль Мессии, то да, любовь таки отключает разум.
Позволю себе, в качестве комментария, привести отрывок из моей опубликованной в прошлом месяце статьи (сервер «Заграница», портал «Заметки по еврейской истории», Мастерская): «Религия и геология, фантазия и реальность» с небольшими купюрами.
«Вообще, людей неверующих практически не бывает, каждый человек, во что-то да верит. Кто-то в Б-га, кто-то в чёрта, кто-то в приметы. Т. е., так или иначе, всех людей можно разделить на две категории: верующих религиозных и «верующих» атеистов.
При этом, верующим религиозным из различных религий и конфессий…. намного легче, у них уже имеются веками установленные обязательные ритуалы, в священных книгах всё расписано, есть масса комментариев, которые правда, не всегда помогают…., а ещё больше затрудняют понимание написанного. Тем не менее, людям религиозным хорошо известны все необходимые ритуалы, все священные праздники, когда и как посещать святые места, что можно и что нельзя делать и пр., и пр.
«Верующим» атеистам (верящим в различные приметы), сложнее, поскольку нет четко установленных критериев. Кто-то, боится черную кошку, кто-то, пустое ведро, кто-то, для удачи должен утром встать с правой ноги, кто-то — с левой, кто-то, верит в амулеты, кто-то, перед серьёзным делом стучит по дереву (кто-то, «стучит» начальству), кто-то, плюёт через левое плечо, кто-то — через правое. Но очень мало людей, которые вообще плюют на приметы. Забавно наблюдать, как активный закоренелый атеист при галстуке, в очках и шляпе, останавливается, увидев впереди чёрную кошку или пустое ведро, делая вид, что он протирает очки или поправляет шнурки, пока не дождётся случайного прохожего, чтобы тот обогнал его. При этом, многие даже не догадываются о причинах и истоках той или иной приметы, пришедшей из древнейшей истории человечества, но верят в неё безоговорочно, не пытаясь выяснить и объяснить её появление, верят в последствия».
Прав Б. Гулько: «Отсутствие инструкции «правильной организации» общества означает…., что такой «правильной организации» просто не существует». Примером может служить и Израиль с отсутствующей «инструкцией» в виде Конституции, что во многом и определяет здешний «порядок».
Может быть, БОГ жаждет видеть любовь евреев и к другим народам тоже? Какой инструмент в Консерватории издает ложные звуки? Я очень ценю Вашу Веру, и мне нравился тоже Сандерс , но что помешало его Победе???
В руках Бориса Гулько даже нудное — становится интересным. Ну а вывод прямо в десятку. Вот только боюсь, что все четыре года подаренные Трампу, Нетанияху снова просидит в укрытии — от давно назревших радикальных мер. Такой премьер — хорош для Швейцарии, но не для страны, которая в постоянной осаде. От нашего пассивного сопротивления — враг только наглеет и набирает силу, и ему же, мы передали инициативу. И внутри страны настоящий правовой балаган. Да и еще и «пятая колонна». И однажды, все это сразу ударит…
Сегодня сообщили, что религиозные евреи — вновь бунтуют, против призыва ортодоксов в армию. Я не думаю, что к таким евреям — хоть когда ни будь явится Мессия. А атеисты — его просто не узнают. А может и он нас не узнает?! Разминулись, можно сказать, в самой истории, которую перевирают — сами же евреи, вроде Шломо Занда и левых «интеллектуалов».
ЭТИ ортодоксы составляют меньшую часть нашего народа. Тем более, что никому из них не удастся обосновать такое отношение к призыву текстами Торы.
В ней есть только три конкретных причины отсрочки призыва.
Так что всё нормально — каждый мейнстрим имеет два доп. потока — слева и справа.
«Самый популярный колумнист Америки Чарльз Краутхаммер в двух еженедельных колонках перед выборами сообщал, что не будет голосовать ни за одного из главных претендентов, то есть фактически тоже поддержал Хиллари.»
Нет, это неверно. К сожалению, выборы в США превратились в голосование за меньшее из двух зол. Если продолжать это делать то зло становится непобедимым. И идея Республики заканчивается. Кроме того, каждый такой голос посылает информацию : я за него голосую, значит я поддерживаю его позиции. Ложная информация. Правильная гражданская позиция голосовать только за того, кого поддерживаешь. Или вообще не голосовать. Если большинство это поймет тогда Республика имеет шанс выжить. что маловероятно. Как сказал Аристотель: «Платон мой друг, но, истина важнее»
На мой взгляд (пусть более подкованные поправят) ,и в статье ,и в комментарии очень выпирает именно христианский подход к мессианству.Как мне объясняли, что согласно еврейскому подходу ,Мессии могут быть у каждого поколения и эти Мессии не обеспечивают автоматического решения текущих еврейских проблем.А уж сваливать на евреев вину за все мерзости и гадости текущей жизни людей-это является модернизированной формой «кровавого навета». Гос-дь дал людям как свободу выбора ,так и ответственность за этот выбор.
Но свободу выбора дал Господь в чём? Только в коммунистическом отношении к жизни,то есть в добром,разумном,вечном,достойном!
Ну.. ДА, именно коммунистическое отношение к жизни показало свои результаты в СССР!
Уважаемый Борис, поздравляем Вас с 70-летием! Здоровья и дальнейших успехов, большое спасибо за Ваш труд.
Зай Гезунд унд Штарк !!!
Ваши читатели ЕМ.
Уважаемый FRITZ, большое спасибо за поздравление и тёплые пожелания! Я очень тронут.
Несколько возражений. SHAXOV: «Правильная гражданская позиция голосовать только за того, кого поддерживаешь». В Германии в 1933-м году я бы взирал на социалистов с омерзением. Но голосовал бы за них против Гитлера. Не бывает кандидатов. с которыми вы во всём согласны. Голосование всегда компромис — за меньшее из зол.
LARA BOCHKOVA, Вы, наверное, молоды. Сандерс обещал построить в Америке СССР. Хлебнувшие социализма за Сандерса не проголосуют. К тому же он — враг Израиля, распространял клевету. что израильтяне убивали в Газе мирных жителей, и вообще происламский.
ГЕННАДИЙ КАЦНЕЛЬСОН, есть идея, что в каждом поколении рождается потенциальный мессия. Христиане верят, что мессией будет вернувшийся на Землю Иисус. Я цитирую Исайю — вполне иудейский авторитет.
Кто-то возражал, что Трумэн был самым произраильским президентом. Трумэн сыграл важнейшую роль в признании Израиля. А потом немедленно наложил эмбарго на оружие. Если бы не правившие в то время в Чехословакии евреи, потавившие в Израиль оружие, воевать евреям было бы нечегм. Потом этих чешских евреев Сталин расстрелял за «национаизм».
Именно этот подход и делает двупартийную систему перманентной. И это блестяще используется правящей элитой. В результате происходит переход от Республики к Автократии, или Олигархии, когда различие между двумя партиями стираются. Элита поддерживает иллюзию выбора, успешно играя в игру «хороший полицейскй против плохого используя лозунги и прочую пропаганду. Проблема ш том, что экономические взгляды у обоих партий не отличаются, и, до тех пор пока избиратели будут продолжать голосовать за зло все будет продолжаться как оно есть и становиться только хуже. Привожу выдержку из выдающегося мыслителя прошлого века Людвига Мизеса:
«Массы, состоящие из обычных людей, не могут постичь идеи, состоятельные или несостоятельные. Они выбирают только между идеологиями, разработанными интеллектуальными лидерами человечества. Но их выбор является окончательным и определяет ход событий. Если массы предпочитают плохие доктрины, ничто не может предотвратить катастрофу.
«Социальная философия Просвещения оказалась не в состоянии увидеть опасность того, что может породить распространение и принятие несостоятельных идей. Поскольку утверждения классических экономистов и утилитарных мыслителей не были, и не могли быть, оспорены, они беспечно предположили, что то, что разумно, и логически неопровержимо, выживет и победит просто потому что оно разумно. Они никогда не задумались о возможности того, что общественное мнение может выбрать вредные идеологии, реализация которых может нанести ущерб благосостоянию и благополучию и, в конечном счете, прекращению социального сотрудничества.» (Mises)
Проблема здесь в отделении экономики от политики. Не скажешь лучше чем Мисес:
«Все политические противоречия и конфликты нашего времени сводятся к экономическим вопросам. Так было не всегда. В шестнадцатом и семнадцатом веке конфликты, которые разделяли народы западной цивилизации во враждующие фракции, были религиозными. Протестантизм выступал против католицизма, и в протестантском лагере различные трактовки Евангелий создавали фракции. В Восемнадцатом веке и, в большей части девятнадцатого века, конституционные конфликты преобладали в политике. Принципы королевского абсолютизма и олигархического правительства противостояли либерализму (в классическом европейском понимании этого термина), который поддерживал республику, как форму правительства. В те времена человек, который хотел бы принять активное участие в главных вопросах того времени, должен был серьезно изучить вопрос о тех противоречиях, и только самые необразованные не удосуживались разобраться в проблемах, которые волновали умы их современников.
В наш век конфликт между экономической свободой, представляемой рыночной экономикой и тоталитарного всемогущего государства, представляемый этатизмом, является первостепенным вопросом. Все политические конфликты относятся к этим экономическим проблемам. Только изучение экономики может объяснить человеку, что означают все эти конфликты. Такие понятия как инфляция, экономический кризис, безработица, унионизм, протекционизм, налогообложение, экономический контроль, и все подобные вопросы, не могут быть поняты без изучения экономики. Человек, который рассуждает об этих проблемах, не ознакомившись с фундаментальными идеями экономической теории, является просто болтуном, который как попугай повторяют то, что он подцепил от других товарищей, которые не лучше информированы, чем он сам. Гражданин, который бросает свой бюллетень, при этом не изучив столько экономики, сколько он может, не исполняет свою гражданскую обязанность».