Говоря главам общин: «…То, что вы будете печь — пеките и что будете варить — варите» (перед шаббатом) (16:23), Моше фактически заповедовал нам готовиться к субботе до ее наступления. С наступлением шаббата все подготовительные работы прекращаются. А указание «сидите каждый у себя, да не выходит никто из места своего в день субботний» (16:29) содержит сразу два важных субботних запрета: в шаббат нельзя переносить предметы из одного владения в другое и удаляться от границы поселения больше чем на две тысячи амот (локтей), что примерно соответствует одному километру.
Чудо небесного мана высоко ценится в еврейской традиции. Некоторые авторитеты ставят его даже выше, чем рассечение Красного моря, именно за безотказную систематичность этого явления: ман — универсальная пища, обладавшая несравненными вкусовыми и питательными свойствами. Он выпадал в строго отмеренном количестве ежедневно, кроме субботы, на протяжении всех 40 лет странствий. Чудо мана имело не только важное воспитательное значение, приучая сынов Израиля полагаться на Творца, оно и легло в основу еврейского отношения к «парнасе», заработку.
Например, из слов Творца «услышал Я ропот сынов Израиля» (стих 12) мы учим, что Всевышний всегда откликается на призыв обеспечить наши материальные нужды, даже если обращение к Нему сформулировано не вполне цивильно. Причем Он старается щадить наши чувства — не бросает подачку, а помогает в уважительной, достойной манере: ман выпадал между двумя слоями росы, как драгоценное украшение в эстетичной упаковке.
Б-г повелел евреям собирать ман — «каждый сколько может съесть», по числу членов семьи. В результате «оказалось, что не было лишнего у того, кто собрал много, а у собравшего мало не было недостатка». Отсюда следует, что Всевышний удовлетворяет наши нужды по коммунистическому принципу — строго по потребностям и согласно годовому плану, утвержденному в Рош Хашана. От человека требуется лишь минимальный «хиштадлут» — усилие. Сверхнормативные усилия не дадут прибавки — Б-г найдет способ отобрать «излишне» заработанное. Но тот, кто вообще не хочет трудиться, прилагать «хиштадлут», останется ни с чем.
«Не оставляйте от мана до утра», — требует Моше. Это значит, что Б-г способен обеспечивать нас заработком постоянно, изо дня в день — это Его забота, а не наша. В талмудическом трактате «Сота» приведено положение, выведенное рабби Элазаром а-Модаи из данного стиха: «Если у кого-то достаточно еды на сегодня, но он спрашивает с беспокойством: “Что я буду есть завтра?” — такому человеку не хватает веры». В современном обществе потребления этот принцип Торы вопиюще нарушается. Алчность и бездумное стяжательство переходят часто все разумные границы.
Но где гарантия, что, приложив минимально необходимые усилия, мы получим свою долю материальных благ? Она — в самой Торе. Прочтите стих 16:16: «Вот что повелел Б-г: “Собирайте его (ман) каждый столько, сколько ему съесть, по омеру на человека, по числу душ ваших, сколько у каждого в шатре — собирайте”». В тексте оригинала этот стих содержит все 22 буквы еврейского алфавита (единственный случай во всем Пятикнижии). Отсюда следует важное положение: тот, кто учит Тору от «алеф» до «тав», или, если хотите, от «а» до «я», ни в чем не будет испытывать нужду.
Не случайно, Аарон получает от Б-га указание наполнить один сосуд дневной нормой мана и сохранить его «на все поколения ваши, дабы вы видели хлеб, которым Я кормил вас в пустыне, когда Я вывел вас из Египта». Этот сосуд хранили в самой священной части Храма — напротив Ковчега со скрижалями Завета, как напоминание евреям о том, что их материальное благополучие целиком в руках Творца.
Много лет спустя, когда пророк Ирмиягу упрекал народ в пренебрежении Торой, они ответили ему: «Если мы все оставим работу и будем только изучать Тору, на что нам жить?» Пророк достал сосуд с маном и сказал: «Смотрите на слово Творца (именно «смотрите», а не «слушайте»)! Вот чем питались наши предки — все сорок лет странствий они не работали, но исправно получали ман. И знайте, у Б-га есть много способов обеспечить вас пропитанием».
Как видим, известный большевистский тезис «владыкой мира будет труд» не вписывается в еврейское мировоззрение. У Торы другие приоритеты. Зарабатывая себе на жизнь, человек должен помнить с абсолютной убежденностью, что конечные результаты его труда и его благополучие целиком зависят от Б-га, а не от его личных усилий.
Руки выше головы
«И пришел Амалек, и стал воевать с Израилем в Рефидиме» (17:8).
Трудная у нас судьба. Не успели евреи воспеть хвалу Б-гу за избавление от одного врага (мы отмечаем не победы, а избавления), как подоспел следующий неприятель — Амалек.
Весь мир с восхищением и страхом наблюдал за чудесами, сопровождавшими Исход, десятью казнями, побегом двух миллионов еврейских рабов, рассечением Красного моря и гибелью фараоновой конницы. И лишь один небольшой воинственный народ — Амалек — решился атаковать уставших от долгого перехода евреев, бросив открытый вызов самому Творцу вселенной. За это беспримерное вероломство и фанатичную ненависть к евреям Всевышний поклялся: «Сотру Я совершенно память об Амалеке под небесами…» и завещал нам «помнить, что сделал тебе Амалек». С тех пор Амалек считается воплощением самых черных сил, самых лютых врагов нашего народа, и война у нас «против Амалека из рода в род».
Во время сражения в Рафидиме еврейские полки, возглавляемые Иегошуа бин Нуном, бились насмерть с амалекитянами, «а Моше, Аарон и Хур (их племянник, сын Мирьям) взошли на вершину холма. И было — как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль, а если опустит руку свою, одолевал Амалек» (17:10–11). Комментаторы утверждают, что ход сражения определяла духовная мощь Моше Рабейну, сила его молитвы. Но есть у этой метафоры еще один, более глубокий смысл, о котором пишет в одной из своих книг раввин Акива Татц.
Есть в мире сила, которая пытается заключить реальность в узкие границы человеческого разума, втиснуть все мироздание в черепную коробку «гомо сапиенс». Все, что находится вне разума, объявляется несуществующим. Эта сила называется Амалек. Но ей извечно противостоит еврейский народ. Всем своим существованием, всем образом жизни, своей особой судьбой мы отстаиваем тот непреложный факт, что мир не ограничивается рамками человеческого знания.
Еврейский народ ставит действие впереди слов. Получая Тору у горы Синай, мы поклялись: «Наасе ве-нишма» («Сделаем и (потом) услышим»). Вот почему наши заповеди — это в первую очередь заповеди действия. Мы присягаем на верность Творцу еще до того, как понимаем или пытаемся понять значение Его законов. Это и есть наш «фирменный знак», символ нашей веры и интеллектуальной честности.
Когда Моше поднимал руки над головой, евреи теснили врагов. Иначе говоря, когда действие (руки) опережает интеллект (голову), еврейский народ побеждает Амалека. Но когда голова возвышается над руками, нас теснит Амалек.
Хлеб — с неба, вода — из земли
Раздел «Бешалах» наполнен чудесами: удачный побег нескольких миллионов рабов из самой могущественной империи древнего мира, где граница была всегда «на замке»; противоестественное рассечение водной стихии на двенадцать туннелей, по которым прошли двенадцать колен Израиля — мужчины, женщины, дети, старики, со скотом и большим количеством вынесенного из Египта ценного имущества; бесславная гибель отборных «бронетанковых» частей египетской армии; и наконец, вода из скалы и ман с неба, которыми питались беглецы.
Обычно вода спускается с неба в виде дождя, а хлеб растет из земли. У сынов Израиля было все наоборот: они получали хлеб (ман), падавший с неба, и воду из-под земли: «колодец Мириам», сестры Моше, сопровождал евреев все сорок лет странствий в пустыне. Всевышний как будто хотел показать, что ради своего избранного народа Он готов перевернуть природу вверх дном.