Продолжение. Начало в № 724
Перевод, обработка и комментарии Моше Фандо
Мы уже упоминали, что многие сторонники земельных сделок с арабами повторяют, как мантру, «пекуах нефеш», что значит — спасение жизни. И действительно, согласно Галахе, ради спасения жизни евреи могут и даже обязаны нарушить заповедь о шаббате. Ради спасения жизни мы призваны взять в руки оружие, причём для применения самых решительных мер обороны достаточно даже подозрения на угрозу нашей жизни. Имеется в виду, что если недруги собираются у стен твоего города или района и пока еще не стреляют или не бросают камней, но тебе понятно, что у них на уме, можно занять исходные позиции или даже применить превентивные меры. Конечно, речь не идёт о нелепых подозрениях, когда отдельному еврею на улице Манхэттена не понравился взгляд прохожего.
Ради спасения жизни ближних и своей собственной, как и ради предотвращения нападения, еврей должен принять все меры, включая и денежные дары, и уступки, и даже определённые формы обороны.
Но о каких конкретно обстоятельствах идёт речь, ведь, как говорится, у страха глаза велики, и иному шторм померещится в стакане воды? В таком случае местный адвокат вряд ли поможет… Согласно постановлениям Галахи, существует четыре момента, когда еврей обязан нарушить закон и применить принцип «пекуах нефеш», драться или пожертвовать жизнью: во-первых, когда еврея заставляют совершить убийство другого; во-вторых, когда заставляют совершить прелюбодеяние или извращение; в третьих, когда заставляют предать веру в Единого, т. е. отступить от Торы; и в четвёртых — когда унижают тебя именно как еврея, то есть в случае, когда антисемит насмехается над тобой и еврейским народом и требует нарушить даже самую обыденную мицву.
Что же объединяет все эти критерии применения принципа «пекуах нефеш»? Как видите, общее в том, что в них речь пока идёт об отдельных личностях. Однако нас, как вы понимаете, интересует кардинально иной случай. Это случай национального масштаба. Когда же мы имеем право применять этот принцип на национальном уровне?
Задам вопрос более конкретно. Возьмём, к примеру, индивидуальный случай, когда враг требует мзду за избавление твоего родственника, и ты, чтобы спасти его жизнь, обязан собрать нужные деньги, скажем, за счёт продажи части своего земельного надела. Так спрашивается: имеем ли мы право, в случае опасности всему народу, откупиться от врага посредством отдачи земли?
Можем ли мы ради сокращения числа военных жертв отозвать всех солдат из армии или, быть может, вовсе не вступать в войну, а просто понемногу уступать вторгающемуся противнику? Глядишь, помилует по доброте душевной?
Еврейский Закон предельно ясен: ради спасения народа евреи должны быть готовы пожертвовать жизнью (Шулхан Арух, Законы шаббата, гл. 329).
Этот принцип относится не только к Иерусалиму, но к каждому городу, каждому «поселению», каждому сантиметру Святой Земли. Устная Тора прямо говорит, что жители пограничных городов обязаны провести мобилизацию и противостоять врагу, даже если он потребовал хоть одну соломинку из наших стогов. Это и понятно, ведь безопасность границы — это гарантия безопасности всего государства.
Как же с точки зрения Галахи оценивать «дальновидные» решения по отдаче территории Газы или постановления в отношении Западного Берега Иордана или Голанских высот? А ведь, чуя запах лёгкой добычи, арабы уже требуют и Яффу, и Лод, и сам Иерусалим! Для такого утверждения у нас, к сожалению, есть все основания. Вот что чёрным по белому напечатано в Хартии ООП (эти параграфы не отменены и сегодня):
Параграф 5: Палестинцы — это арабские граждане, которые проживали в Палестине постоянно до 1947 года, вне зависимости от того, были ли они изгнаны оттуда или оставались там….
Параграф 7: Воспитание палестинца в арабском и революционном духе… и подготовка его для борьбы и вооружённого конфликта, а также готовность пожертвовать своей собственностью и самой жизнью для восстановления своей родины, вплоть до освобождения. Всё это — его долг перед нацией.
Параграф 8: Данный период жизни палестинского народа — это период национальной борьбы… за освобождение Палестины… На этом основании народ Палестины… составляет единый фронт национального движения, который действует с целью восстановления Палестины и освобождения её путем вооруженной борьбы.
Параграф 15: Освобождение Палестины, с арабской точки зрения, — это национальный долг по защите против сионистского империалистического вторжения на территорию великой арабской родины вплоть до полного уничтожения сионистского присутствия в Палестине…
Параграф 19: Разделение земли Палестины в 1947 году и создание Израиля изначально и принципиально неприемлемо и противоправно… так как противоречит воле народа Палестины и его естественному праву на обладание своей родиной…
Параграф 20: Бальфурская Декларация, Документ Мандата, и всё, что основывалось на них, считать не имеющим силу и противоправным. Претензии на исторические и духовные связи между евреями и палестинцами не соответствуют истине, а также принципам государственности в их исконном смысле. Иудеи, называющие себя носителями религии откровения, не являются национальностью с независимым существованием… одним народом с независимым статусом. В гораздо большей степени они — граждане тех государств, к которым принадлежат.
Параграф 22: Сионизм — это политическое движение, которое органически связано с всемирным империализмом и враждебно всем освободительным и прогрессивным движениям в мире. Это расистское и фанатическое движение; экспансионистское и колонизаторское по своим целям, фашистское и нацистское по своим средствам. Израиль — это инструмент сионистского движения, а также человеческий и географический плацдарм мирового империализма… Израиль — это постоянная угроза миру на Ближнем Востоке и во всем мире… Освобождение Палестины устранит сионистское и империалистическое присутствие…
Что же за таинственные процессы происходят в сознании наших «вождей», если им не понятно то, что ясно даже нашим детям? Недавно я спросил у своей пятнадцатилетней дочери Ханны, как объяснить европейцам или нашим же левым, что отдавать землю Израиля — безумие? В ответ я услышал: «Пусть попробуют отдать почку, печень, сердце, мозг — долго ли продержится спасённый таким образом организм?» Что же за таинственные процессы происходят в сознании наших «вождей», если им не понятно то, что ясно даже нашим детям?
Продолжение следует