Глядя из Израиля
Владимир Янкелевич
Совсем недавно казалось, что у Трампа нет никаких шансов победить в избирательном марафоне, но он въезжает в Белый дом. Истеричная компания по этому поводу напоминает зеркальное отражение «обамоэйфории». Выданная Бараку Обаме авансом Нобелевская премия мира была призом за возможные благие действия в будущем.
Помню из своего бакинского детства фразу: «Сделал — не сделал! Зато как сказал!»
А Трампа ненавидят за возможные, но негативные действия тоже в будущем. Но истеричный крик трампофагов рано или поздно закончится. Американцы выбрали президента, с этим придется жить, нравится это кому-либо или нет.
Как это отразится на Израиле? Клемансо поучал молодых журналистов говоря, что предсказывать нужно то, что уже произошло. Мы же можем только гадать. Давайте попробуем.
Трампа избрали не защитником Израиля, а президентом США. Почему бы ему не отстраниться от всяких международных проблем и дальних стран, пусть они разбираются сами, а самому новоизбранному президенту сосредоточиться на решении внутренних проблем, благо их хватает? Нечто вроде доктрины Монро.
Как говорил один мой друг: «Дай мне рациональную причину, зачем США нужен Израиль». Мои рациональные причины его не убедили.
Но дело в том, что США не смогут уйти от реакции на мировые проблемы. Такая попытка приведет лишь к приближению очага опасности к границам США.
— Для чего террористам приближаться к границам США? Пусть там за океаном живут, как им хочется!
— А вот это вряд ли. В сознании основной современной опасности, исламского экстремизма, США — «Большой сатана». Изменить эту парадигму не сможет ни один президент в обозримом будущем, ни голубь, ни ястреб.
Если вдруг «Большой сатана» начинает говорить «ребята, давайте жить дружно», уступать и отступать, превращать красные линии в морковные, что в понимании либералов означает подавать сигналы к миру, то это поймут так, что у США наступило время старческой слабости.
Такое миролюбие будет воспринято, как сигнал к атаке. Значит можно взорвать очередной Твин-Тауэр.
— Зачем?
— А чтобы доказать свое величие. Это возможно двумя путями: поднять себя или опустить противника. Что выберет экстремизм догадаться не сложно.
Никого не остановят наличие авианосцев и суперсамолетов, если нет твердой уверенности в том, что главнокомандующий их готов применить. Ислам знает, что:
«Сила должна применяться каждый раз, когда в этом есть необходимость. Если ты ее не применяешь, значит, либо ее нет, либо есть другая сила, которая препятствует этому»[1].
Президент Обама на внешней арене действовал достаточно активно, но право, лучше бы он играл в гольф.
При взгляде из Израиля, самым кошмарным его «подвигом» является сделка с Ираном. Ну, полил бензином пожар в регионе, ничего особенного нового, не ему расхлебывать. Попредавал старых союзников, так и это уже было не раз.
«Что было, то и будет», — сказал Экклезиаст.
Но это он сказал не про каденцию Трампа, совершенно иного человека на посту президента США, чем его предшественник.
Игорь Ефимов, анализируя причины водораздела между либералами и консерваторами выдвинул идею, что причиной является существенные расхождения жизненной парадигмы между «хозяевами знаний» и «хозяевами вещей».
Кто такие «хозяева знаний»? Это те, кого называли «людьми свободных профессий». Главное достояние этих людей — знания. Знания невозможно отнять, поэтому они меньше зависят от злой судьбы или от злого нанимателя.
В управлении они народ опасный, за идиотскую умозрительную идею обычно не отвечают. Вроде просто моральный ориентир предложили, который должен осчастливить человечество. Ну не получилось, но ведь хотели, как лучше. Если их благородные идеи завели в тупик, то это от того, что общество недозрело, они же хотели как лучше.
Этот подход ярко проиллюстрировал Руссо в трактате «О происхождении неравенства»:
«Давайте начнём с того, что отложим в сторону факты. Исследования подобного рода не должны строиться на исторической достоверности, а только на гипотетических рассуждениях».
«Хозяева вещей», это не только директора корпораций, банкиры, землевладельцы, крупные менеджеры, в общем — «совокупный Трамп», но и любой владелец маленькой химчистки, строительный подрядчик, водопроводчик, фермер, капитан рыболовного судна, вообще, любой независимый предприниматель. Они по-другому мыслят, по-другому видят политическую ситуацию в обществе. «Хозяева вещей» отвечают за свои действия гораздо серьезнее. Если их продукт не работает, никому не нужен или вреден, если их стратегия ошибочна, то их ждет банкротство и очередь на бирже труда. Им тщательне́е надо, конкретнее.
Вот Трамп и есть человек конкретный. Не обаяшка, что и говорить, но от него это не требуется. Нужны не «туалетные революции Обамы», а прагматические решения. Умозрительные благоглупости его интересовать вряд ли будут. Его лозунг — «Make America great again!», что вряд ли получится без восстановления авторитета США в мире.
И вот тут есть достаточные основания считать, что Израиль и США не только восстановят близкие доверительные отношения, но и выведут их на новый уровень сотрудничества.
Что ожидает Израиль от прихода к власти в США новой администрации? Израиль не был бы Израилем, если бы «все как один» желали бы одного и того же. Так не бывает, поэтому просьба написанное ниже считать личным мнением автора.
Прежде всего, Израиль ожидает от новой администрации надежного партнерства.
Такого, при котором во время боевых действий на просьбу «Основного союзника вне НАТО» о поставке оружия не получют ответа: подождите, мы тут посовещаемся, и скоро-скоро вам сообщим решение. Примерно это услышал Израиль во время операции в Газе. Заставили понервничать.
Такого, при котором опасные фантазии, типа сделки с Ираном, не будут выдаваться за надежные гарантии мира. Такого, когда будут учитывать мнение союзников в регионе, лучше знающих местные реалии и особенности местного менталитета.
Такого, при котором деньги американских налогоплательщиков не будут уходить на финансирование арабского террора.
Такого, при котором оплата вмешательства американских специалистов по избирательным технологиям в выборы в Израиле станет невозможна, «мы сами знаем, где у нас чего».
Такого, при котором чиновники в ранге Саманты Пауэр не будут на голубом глазу одновременно сообщать, что, во-первых, не ветировали резолюцию Совбеза по Иудее и Самарии ради продвижения мирного процесса с арабами, а во-вторых «поселения» не могут быть препятствием для мирного процесса.
Израиль ожидает от новой администрации и положительного влияния на разрешение региональных проблем вокруг Израиля.
Какие это проблемы?
- Это стабильность режимов в Египте, Саудовской Аравии и Иордании.
- Это экспансионистская политика Ирана.
- Это непрекращающаяся война в Сирии.
- Это двусмысленная роль России в ближневосточном регионе.
Скорее всего, засилью иранского лобби в США придет конец. И это хорошо.
Но узлом все же являются отношения США с Россией.
— Как ты думаешь, Трамп — пудель Путина?
— Если Путина, то не пудель, а лабрадор.
Из телефонного разговора
США и Россия живут по принципу замещения. Откуда уходят США, там появляется Россия. Россия как бы не дружит с террористами, вот только террористами она считает тех, кого хочет. Захочет, назначит национально-освободительным движением свободолюбивого народа, а может и — террористами.
Примером такого подхода могут служить проходившие 15-17 января 2017 года в Москве межпалестинские переговоры. В них принимают участие представители палестинских организаций, большинство из которых признаны в США и ЕС террористическими, но не признаются таковыми в России. В числе и такой враг Израиля, как ХАМАС со товарищи. Фактическая их террористическая деятельность значения для России не имеет. Как говорится, «ничего личного».
Что они там делают? Рассказывают о деятельности, «направленной на достижение политического и общественного согласия, а также о взаимоотношениях христиан и мусульман в палестинском регионе».
— Смешно?
— Нет, не смешно. Это как в поговорке: «Если бы не мой дурак, так и я бы смеялся».
Сегодняшней особенностью отношений Израиля и России является демонстрация лояльных взаимоотношений. Путин и Натанияху встречаются, как-то договариваются, во всяком случае обвинения сирийцами Израиля в авиаударах не Россией поддерживаются и протесты не высказываются. Одновременно при этом Путин является защитным зонтиком для режима Асада.
Это раньше Асад был для Израиля вполне приемлем. Сегодня он стал проблемой для Израиля. Если его режим с помощью России устоит, то главным бенефициаром окажется Иран. Ливан станет следующий жертвой, он практически в руках иранской марионетки — Хизбаллы. Создастся тот самый «шиитский полумесяц», о котором предупреждал король Иордании Абдалла II еще в 2004 году.
Такой исход приблизит режим аятолл к израильским границам и создаст условия для войны «по доверенности» силами Хизбаллы. Такую войну Иран вполне успешно демонстрирует в Йемене.
Если будет создан такой «полумесяц», то зашатается режим в Иордании, где сегодня арабских радикалов большинство, и далее по принципу домино настанет очередь Саудовской Аравии.
Такой исход Израиль устроить не может никогда, ни под какие гарантии, ни под какие-либо обещания. Но это Израиль. А США?
Наиболее вероятным представляется, что такое развитие событий не устроит и США.
То, что Трамп на крючке у России — это глупая сказка. Воевать они друг с другом не будут, значит будут договариваться. Состав новой администрации позволяет считать, что торговля будет не за счет Израиля. Волноваться, скорее всего, нужно Украине.
Если сирийский узел будет развязан, и Ирану продемонстрирована решительность, то обстановка в регионе стабилизируется.
А с местными арабскими угрозами Израиль в состоянии разобраться и сам, лишь бы была твердая (насколько это возможно в принципе) уверенность в американской поддержке.
Остается пожелать новой администрации успеха в ее работе.
___
Источник — Мастерская: Трамп — оценки и прогнозы
Январь 2017
Всё правильно.Жаль, что соперница США так жидко обосралась