Продолжение. Начало в № 754
В 1863 г. в одесских гимназиях обучались 128 евреев, но в 1870 — 80-е гг. количество еврейских учащихся возросло. Положение резко ухудшилось после введения в 1887 г. процентной нормы. В 1887 — 91 гг. число евреев в средних школах Одесского учебного округа сократилось на 48 %. В 1910 г. в средних учебных заведениях Одессы, для которых была установлена процентная норма, обучались 560 евреев. В некоторые специальные средние учебные заведения евреев принимали без процентной нормы. В Императорском музыкальном училище число учащихся-евреев в 1910 г. составило 285 человек (59,5 %) и в художественном училище — около 300 (60 %). В Новороссийском университете в 1886 г. было зарегистрировано на медицинском факультете 30,7 % студентов-евреев, на юридическом — 41,2 %. После введения процентной нормы количество еврейских студентов резко сократилось. Оно вновь возросло в 1906 г. — 764 еврея, после того как в 1905 г. университеты получили автономию и отменили процентную норму, восстановленную, правительством в 1907 г.
В ответ на введение процентной нормы еврейские общественные организации создали ряд средних учебных заведений: мужскую гимназию М. Изницкого, где в 1910 г. было 400 учащихся; пять женских частных гимназий — 1309 учащихся. В коммерческом училище Фейга (основанном в 1888 г.) в 1895 г. власти ограничили число евреев до 40 %. В еврейском профтехучилище «Труд» (основано в 1864 г.) в 1910 г. обучались 212 евреев.
Одесское отделение Общества для распространения просвещения среди евреев России (ОПЕ) финансировало 13 начальных школ и четыре вечерних с общим числом учащихся около двух тысяч человек. Несмотря на светский характер общины, религиозная жизнь одесского еврейства была активной. Действовали обычные и реформистские хедеры: в 1910 г. в 200 хедерах обучались около пяти тысяч учащихся, в трех школах талмуд-тора — 630. В 1905 в Одессе была основана иешива, преобразованная в 1906 г. в высшую школу иудаизма, где все предметы, включая Библию и Талмуд, изучались методами, принятыми в большинстве раввинских семинарий Западной и Центральной Европы. В конце XIX в. — начале XX веков в Одессе существовало семь синагог (Главная, Бродская, Новая, Ремесленная, Явне и др.) и 49 молитвенных домов.
В Одессе работали еврейские благотворительные учреждения: больница, ставшая к концу XIX в. образцовым медицинским учреждением, Общество взаимного вспомоществования приказчиков-евреев Одессы, которому принадлежала одна из крупнейших на юге России библиотек, два сиротских дома, Общество попечения для бедных и бесприютных еврейских детей, Общество санаторных колоний и т. д.
В конце XIX в. — начале ХХ в. Одесса стала еврейским литературным центром. Здесь жили и работали многочисленные еврейские писатели, публицисты, историки, поэты, создававшие свои произведения как на иврите и идиш, так и на русском языке: С. Дубнов, В. Жаботинский, И. Клаузнер, Менделе Мойхер-Сфорим, С. Фруг, Ш. Черниховский и др. В Одессе действовали еврейские издательства, выходили газеты и журналы разных направлений: Одесский комитет издавал серию книг и брошюр об Эрец Исраэль (на русском языке), издательство Я. Шермана — литературу для детей и юношества. В 1907 г. в Одессе возобновилось издание еженедельника на иврите «Ха-Шиллоах», с 1896 г. выходившего в Берлине и Кракове.
В 1910 г. Э. Левинский основал первую в Одессе ежедневную газету на идиш «Гут моргн», с 1911 г. стала выходить газета «Шолом Алейхем». В 1906 — 1907 гг. сионисты издавали в Одессе еженедельник «Кадима» на русском языке, а после его закрытия — газету «Еврейская мысль»; территориалисты… (в отличие от сионизма, территориализм не ставил своей целью достижение политического самоопределения и возник в рамках сионистского движения после смерти Т. Герцля) издавали газету «Еврейский голос». В 1908 г. был создан еврейский театр на идиш под руководством П. Гиршбейна.
В городе действовали различные еврейские партии и общественные объединения. Большинство представителей еврейской общественности, за исключением крайних социалистов, объединились в 1905 г. в «Союз для достижения полноправия еврейского народа» в России.
18 — 20 октября 1905 г. в Одессе произошел самый кровавый погром за всю историю города: были убиты около 400 евреев, 50 тыс. остались без крова. Еврейская самооборона и студенческая милиция пытались остановить погром, и в первый день им это удалось, но против них были брошены войска с использованием артиллерии. Самооборона потеряла 50 человек убитыми. Погром проходил и в районах, примыкавших к Одессе. Были случаи, когда евреев, пытавшихся бежать, убивали в поездах или топили в море.
Положение в Одессе после погрома было очень напряженным. Введенное в октябре 1905 г. военное положение сохранялось до осени 1909 г. Местное отделение «Союза русского народа» почти безраздельно господствовало в городе. Вооруженные банды черносотенцев избивали и преследовали евреев. Ситуация особенно обострилась 10 — 11 июня 1906 г.: в любой момент мог разразиться новый погром. Одесский градоначальник поддерживал черносотенцев. Тяжелое положение евреев в Одессе усилило разногласия в одесском отделении «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России». Во время выборов во 2-ю Думу конституционно-демократическая партия выставила кандидатуру крещеного еврея О. Пергамента (1868 — 1909 гг.), которого поддерживали еврейские либералы. Но против него выступил, с одной стороны, широкий блок от левых социалистов до сионистов, а с другой — представители администрации. Несмотря на их сопротивление, О. Пергамент был избран депутатом от Одессы во 2-ю и 3-ю Государственную думу.
Значительный вклад в развитие науки, русской литературы, искусства внесли евреи Одессы: врач В. Хавкин, организовавший первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями; профессора математики В. Каган (1869 — 1953) и С. Шатуновский (1859 — 1929), основавшие издательство «Матезис» (книги по точным наукам); художник Л. Пастернак; писатели С. Юшкевич, А. Кипен, Л. Кармен (1876 — 1920); скрипачи П. Столярский, Н. Биндер, М. Эльман. Одесситом был и знаменитый биолог И. Мечников.
В годы Первой мировой войны еврейское население Одессы возросло за счет беженцев. Действовало местное отделение «Еврейского комитета помощи жертвам войн» (ЕКОПО). После Февральской революции 1917 г. в городе оживилась еврейская общественная жизнь, действовали организации различных еврейских партий. В 1918 г. состоялись выборы в правление общины; наибольшее количество мест получили сионисты (35) и Бунд (26). Сионисты издавали в Одессе на русском языке еженедельник «Еврейская мысль» (1917 г. — январь 1920 г.), журнал «Палестина» (1917 — 18), выходивший один раз в две недели журнал «Молодая Иудея»; Бунд — еженедельники «Рабочий понедельник» (1918) и «Наш голос»; По’алей Цион — газету «Свободный путь» (1917); Социалистическая еврейская рабочая партия — газету «Рабочая мысль» (1917). Печатались газеты и журналы на идиш. В 1917 — 20 гг. Одесса была основным в России центром книгопечатания на иврите. Из 188 различных изданий на иврите, вышедших в России в 1917 — 19 гг., 109 были изданы в Одессе. Возобновилась деятельность издательства «Мория» (1917 — 20), открылось издательство «Оманут». В 1917 — 18 гг. были изданы литературные альманахи «Кнессет», «Оламену», «Решумот», «Эрец», «Массуот».
Путешествие продолжается
Революции и перевороты – криптоеврейская шумиха, в которой неевреи никогда не участвуют.
Государства – сорганизовавшиеся криптоевреи разного типа – «народы». Неевреи в расчёт просто не берутся. Поэтому, все, от президентов и членов правительств, до «последнего» торгаша на рынке, евреи и криптоевреи. Данный подход поможет сэкономить время, которое тратится на распознавание и выявление евреев. Силовые структуры, естественно, тоже еврейские.
А всевозможные «авторитетные» трактаты на данную тему можно послать… подальше. Учёные и исследователи тоже крипты-недоумки и жулики. Очки и серьёзное, умное выражение «лица» признак недоразвития, евреев.
Умных и гениальных – «передовых умов» в природе не бывает.