Всегда с интересом читаю публикации Исаака Вайншельбойма. Его статья «Уроки Бабьего Яра» («Еврейский Мир», № 753) вызвала у меня небывалое волнение. Он убедительно доказывает, что корни трагедии 11 сентября 2001 года и всех иных террористических актов «надо искать, начиная с Хрустальной ночи, с которой фактически началась новая эра и новая историческая полоса мировой катастрофы».
Об ужасах Бабьих Яров, лагерей уничтожения евреев, кошмарах тысяч гетто написаны тома литературы. О причинах, способствовавших Катастрофе нашего народа, об уроках Холокоста миру напоминают редко, об этом почему-то не принято говорить. И в этом огромная ценность статьи И. Вайншельбойма. «Еврейский Мир» начал важный разговор. Его необходимо продолжить на всех уровнях общественной жизни. «Уроки Бабьего Яра» — не только крик души автора. Он сказал о боли всего нашего народа и сделал это с такой силой и мастерством, которые никого не могут оставить равнодушным. Если человечество не осознает глубокие и подлинные причины того, почему стал возможен Холокост, и не извлечет соответствующих уроков, его ждет катастрофа непредсказуемого масштаба.
Список преступного бездушия мира и его последствий, которые привел автор «Уроков…», можно и нужно назвать и продолжить. Мне хочется вспомнить только некоторые позорные факты. О трагическом положении узников Варшавского гетто Президенту Рузвельту рассказал очевидец — молодой польский офицер, который дважды, рискуя жизнью, проделал немыслимый путь из Варшавы в Вашингтон. О реакции Президента почему-то не принято упоминать. В 1946 году, после окончания войны, когда стали известны гигантские размеры Катастрофы евреев Европы, в Польше, в которой были уничтожены миллионы евреев, граждане одного города убили сотни своих спасшихся соседей-евреев. О реакции государства и мира на это кошмарное коллективное преступление также не принято говорить. В России на эти события Холокоста откликнулся писатель, который в исследовании о 200-летней истории евреев России обвинил евреев почти во всех бедах страны. Генерал Макашов публично произносит погромные речи, а заместитель спикера Думы Жириновский демонстративно отказывается почтить память жертв Холокоста. Можно ли удивляться, что юный Скопцев с ножом врывается в московскую синагогу. А мир адекватно прореагировал на призыв президента Ирана уничтожить еврейское государство? Это ли не уроки Холокоста?