Два «русских медведя» помогли Трампу

bearО том, что на пути в Белый дом республиканцу Дональду Трампу помогает «рука Москвы», разговоры пошли чуть ли не с первых дней избирательной кампании, причем начали их не демократы, а соперники-однопартийцы.

С тихим укором было отмечено, что его старший политтехнолог Пол Манафорт в свое время за деньги консультировал украинского президента Януковича, и, хотя Киев не Москва, эту связь сочли пропутинской. Советник Трампа по международной политике Картер Пейдж и вовсе оказался с кремлевским душком, так как раньше вел дела с «Газпромом». Когда Трамп выбился в кандидаты своей партии, Хиллари Клинтон в дебатах назвала его марионеткой Путина, но это ей не помогло, и к утру 9 ноября Трампа избрали президентом, что для очарованных либерализмом американцев стало совершенной неожиданностью.
Обвинения Трампа в расизме, сексизме, мизогинизме и пустозвонстве тоже не сработали и постепенно угасли, но «рука Москвы» не просто осталась, а превратилась в мотивированное предположение, что 45-го президента Соединенных Штатов не выбрал американский народ, а через своих опричников-хакеров назначил президент России, бывший подполковник разведки советского КГБ, а затем директор российской контрразведки ФСБ Владимир Путин.
Основанием для этих предположений стали скандальная история нападения хакеров на базу данных Национального комитета Демократической партии (DNC) и публикации электронной переписки ее начальства со штабом Хиллари Клинтон. Хакеров немедленно назвали «русскими», на что Трамп благодушно заявил, что они с таким же успехом могли быть китайскими и вообще кем угодно.
Законность его победы на выборах никто не оспаривал, но утверждалось, что украденные хакерами и опубликованные документы ослабили позицию Хиллари Клинтон и облегчили победу Трампа, на которого давно поставил Путин, известный своими гэбэшными кознями по всему миру — от сирийской пустыни до японских островов, уже не говоря о донецких каменоломнях.
На стороне Трампа остается отрицание связи с Путиным и даже косвенной причастности к нападению на штаб-квартиру демократов, а на стороне демократов нечто более существенное. Со ссылками на данные разведки Путина не зачисляли в кукловоды Трампа, а обвиняли в попытке повлиять на исход выборов в иностранном государстве. Как заявила Хиллари Клинтон на встрече с ее донорами в Манхэттене, «Владимир Путин лично направлял тайные кибератаки на нашу избирательную систему, на нашу демократию, очевидно, из личной неприязни ко мне», и «он решил не только свести со мной счеты, а заодно подорвать нашу демократию». По мнению бывшего госсекретаря Клинтон, президент России затаил на нее злобу, после того как в 2011 году она назвала выборы в российский парламент мошенничеством.
Не питая ни малейшей симпатии ни к Путину, ни к российской Думе и заочно соглашаясь с выводами наших разведчиков, в этой истории я озадачен одной деталью. В наборе средств бывшего советского КГБ, как, наверное, и других разведок, включая нашу, были и есть «активные мероприятия» — «действия скрытного либо обманного характера, предпринимаемые с целью осуществления задач внешней политики». Одним из основных методов таких мероприятий была заброска — желательно через третью страну — дезинформации, то есть неправды под видом правды. Если считать хакерскую атаку на DNC «активным мероприятием» Службы внешней разведки России (ФСБ этим не занимается), то все понятно: в качестве президента США Дональд Трамп для Владимира Путина был куда желаннее Хиллари Клинтон, и Путин добился своего. Но добился публикацией не подброшенной американцам дезы, на которую они клюнули и выбрали не честнейшую Клинтон, а сомнительного Трампа. Похищенная в DNC информация была чистой правдой, о которой наши избиратели никогда бы не узнали без помощи «руки Кремля».
Согласен с тем, что это было грубейшее и совершенно недопустимое вмешательство во внутренние дела другой страны, но как можно «подорвать демократию» публикацией сведений о неблаговидном поведении ее знаменосцев? Сведений, которые привели к чистке аппарата партии на ее же благо? К тому же Демократическая, как Республиканская и все прочие наши партии, — общественная организация, у которой нет секретов от общества, а не Госдепартамент, за «крайне халатное» обращение с документами которого действительно пострадал предвыборный имидж Хиллари Клинтон.
О влиянии Путина на Трампа говорили и писали, поскольку подавляющее большинство наших СМИ болело за Клинтон, «русский вопрос» не терял актуальности с 1945 года, а внешняя политика нынешнего правителя России была смесью великодержавного хулиганства с макиавеллиевской хитростью. Белый дом помалкивал, а Конгресс сдержанно негодовал, потому что почти все не то чтобы надеялись, а были уверены в победе Хиллари Клинтон, после чего от Трампа с Путиным в Америке останется мокрое место. Периодически на популярных каналах ТВ появлялись отставные разведчики самых высоких рангов, которые с чувством положенной безответственности авторитетно заявляли, что Трамп — агент влияния Путина. Никто, повторяю, не ставил под сомнение законность минувших выборов, но их результат был нетерпим.
Статья 2 раздела 1 Конституции Соединенных Штатов гласит: «Каждый штат назначает в порядке, установленном его легислатурой, выборщиков, число которых должно быть равно общему числу сенаторов и представителей, которые штат имеет право направлять в Конгресс». Легальным путем смены избранного 45-го президента оставалось голосование 538 членов Коллеги выборщиков, которые в своих штатах через 40 дней после выборов — 19 декабря — должны подтвердить установленное превосходство Трампа над Клинтон в 74 голоса. Теоретически, если минимум 37 выборщиков перебегут от него к ней, дело в шляпе, а точнее, в шляпке, но такого в истории США пока не было, и за все 57 выборов президентов с 1788 года в общей сложности набралось 156 таких перебежчиков, а за последние 50 лет всего 6.
Следующим этапом утверждения избранного президента станет подсчет голосов выборщиков в Конгрессе 6 января, но это формальность, а затем, увы и ах, грянет инаугурация Трампа — 20 января. Тогда у его противников останется импичмент, который передаст власть вице-президенту Майку Пенсу, тоже ярому консерватору.
Есть, конечно, крайний вариант, предусмотренный преамбулой к Декларации независимости 1776 года: «…Если какой-либо государственный строй нарушает эти права, народ вправе изменить его или упразднить и установить новый строй», и «право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности». Но в наш просвещенный ХХI век такое уж слишком.
Это заметки на полях войны за власть, а практически у сторонников Обамы и Клинтон оставались голоса выборщиков 19 декабря, и в этой игре главным козырем стало протрамповское вторжение киберкамарильи Путина в нашу избирательную систему. Сенатор-республиканец Джон Маккейн назвал Путина «бандитом, убийцей и агентом КГБ», а сенатор-демократ Бен Кардин назвал его «хулиганом» и в интервью «Голосу Америки» пояснил: «Россия атаковала Америку. Она атаковала мышкой или МИГом — это все равно преступление. Она атаковала нас в киберпространстве. Они однозначно пытались сорвать наши выборы».
И грянули залпы орудий главного калибра. 9 декабря газета Washington Post вышла с большой статьей «Секретная оценка ЦРУ говорит, что Россия пыталась помочь Трампу выиграть Белый дом». Три автора статьи не гадали на кофейной гуще, а ссылались на встречу 12 ведущих законодателей с руководителями ЦРУ. В группу вошли лидеры Сената и Палаты представителей от обеих партий, а также председатели-республиканцы и старшие демократы комитетов по разведке и национальной безопасности. Встреча прошла при закрытых дверях в специальной комнате Сената, где обсуждают проблемы, связанные с национальной безопасностью.
«Разведывательные службы (а их у нас 17 — А. Г.), — написали авторы статьи, — назвали связанных с российским правительством лиц, которые передали порталу WikiLeaks тысячи электронных сообщений, похищенных у Национального комитета Демократической партии и у других, включая председателя кампании Хиллари Клинтон (Джона Подесты — А. Г.). Эти известные разведывательному сообществу действующие лица принимали участие в широкой операции России с целью помочь Трампу и повредить шансам Клинтон. Эти лица, по официальны данным, стоят в одном шаге от российского правительства, но не его сотрудники. В прошлом Москва для проведения секретных разведывательных операций пользовалась посредниками для правдоподобных отрицаний».
Авторы статьи в Washington Post Путина не называли, но так оно и произошло: 13 декабря российское агентство РИА Новости сообщило, что, «отвергая эти обвинения, президент Путин указал, например, на то, что в попавших в Интернет данных из штаба экс-кандидата в президенты Хиллари Клинтон нет ничего в интересах России, а истерика нагнетается, чтобы отвлечь внимание от их содержания». В статье Washington Post отмечалось, что разведслужбы не располагают конкретной информацией о кремлевских чиновниках, руководивших этими лицами.
Основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж в телеинтервью заявил, что источник — не российское правительство, а в Белом доме и ЦРУ от комментариев воздержались, хотя на следующий день президент Обама распорядился до 20 января, когда он передаст власть Трампу, провести полный обзор российского хакерства в период избирательной кампании.
Опережая этот обзор, 13 декабря грянул второй залп орудия главного калибра. Газета New York Times опубликовала гигантскую (160 абзацев, 8117 слов) статью под заголовком «Совершенное оружие: как российская кибердержава вторглась в США». Название статьи до боли напоминало вышедшую в 2000 году книгу покойного Роберта Фридмана «Красная мафия: как русские бандиты вторглись в Америку».
Три автора статьи при поддержке четвертого действительно провели полный обзор атак российских хакеров на политическую Америку. Прежде всего они выяснили, что в краже информации ЦК Демпартии виноваты сами функционеры DNC, которые в сентябре прошлого года не послушались агента ФБР Адриана Хоукинса, поднявшего тревогу. Его сообщение было кратким, но тревожным, говорится в статье. Минимум один компьютер DNC поражен хакерами, которых следователи бюро назвали Dukes («Герцоги»), группой кибершпионов, связанной с российским правительством. Разложив по косточкам схему вторжений «Герцогов» с 2007 года, авторы статьи со ссылками на множество официальных и бывших официальных лиц пришли к выводу, что за всем этим стоят два «русских медведя»: Fancy Bear («Чудо-Мишка») и Cozy Bear («Мягкий Мишка»).
«Чудо-Мишкой» (он же APT28, Pawn Storm, Sofacy Group и Sednit) наши контрразведчики назвали группу хакеров, связанную с российской военной разведкой ГРУ, и этот «Мишка» напал на почту растяпы Джона Подесты, который, несмотря на предупреждение, не удосужился сменить пароль доступа на свой сервер. За «Чудо-Мишкой» также числятся кибератаки на DNC, Белый дом, НАТО, Бундестаг ФРГ и французский телеканал TV5Monde. «Мягкий Мишка» (он же Office Monkeys, CozyCar, The Dukes и CozyDuke) якобы работает на ФСБ, то есть контрразведку России, и в июне этого года вместе с «Чудо-Мишкой» напал на DNC. По данным нашей разведки, эфэсбэшный Cozy Bear в августе 2015 года атаковал Пентагон.
Для защиты от хакеров DNC немедленно обратилась в калифорнийскую компанию киберзащиты CrowdStrike, которую четыре года назад основал и возглавил иммигрант из бывшего СССР Дмитрий Альперович. По его словам, в пострадавших от этой кибератаки не был правдоподобно заинтересован никто, кроме России, а к тому же время таких атак совпадало с рабочими часами в Москве. Альперович также считает, что «Чудо-Мишка» ГРУ напал на DNC самовольно, не зная, что там уже несколько месяцев роется «Мягкий Мишка» ФСБ.
Авторы статьи в New York Times признали, что «Соединенные Штаты тоже занимались кибератаками, и за минувшие десятилетия ЦРУ пыталось ниспровергать иностранные выборы». Завершая статью, они написали, что до 20 января, к которому президент Обама приказал подготовить полный обзор действий российских хакеров против США, в Конгрессе может быть инициировано не одно расследование, и главными будут мотивы Владимира Путина. «Хотел ли он замарать облик американкой демократии или сдержать рост антироссийской активности?.. — заключают авторы. — Или ослабить следующего президента США, так как, предположительно, у Путина не было оснований сомневаться в легкой победе Клинтон? Или, как заключило ЦРУ в ноябре, это была намеренная попытка выбрать Трампа?» Именно так, не помочь Трампу победить на выборах, а to elect Mr. Trump.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 1, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Грант

Нью-Йорк, США
Все публикации этого автора