Николай СВАНИДЗЕ
В истории с военно-патриотической выставкой, организованной Военно-историческим обществом в московском Манеже и посвященной мифам о Второй мировой войне, налицо абсолютное попустительство и безнаказанность.
Получается, что эти издевательские стрелочки-стикеры на полу дают специальное разрешение тем, кто придет на эту выставку, попирать, топтать ногами всех врагов отечества, среди которых мы вдруг обнаруживаем фамилию Гозмана. И де-факто эта акция надругательства имеет государственную защиту и обоснование. Мы видим, что по меньшей мере два крупных государственных деятеля — федеральный министр культуры Владимир Мединский и вице-премьер Дмитрий Рогозин, под эгидой ведомств которых проходит эта нарочитая кампания, по сути, позволяют все больше и больше расширять пространство хулиганствующего произвола и радикализма. Этим хулиганам разрешается творить самосуд, они пьянеют, дуреют от содеянного, а в ответ их легонько, по-отечески, журят.
Где-то прочитал о таком предложении в связи со случившимся: некий блогер предлагал всем людям с фамилией Гозман объединиться и подать коллективный иск в отношении организаторов выставки. Ведь что произошло? В один ряд с известными именами, имеющими непосредственное отношение к нацизму, вписан некий человек с фамилией Гозман. На сегодняшний день мы все хорошо знаем только одного — это политический и общественный деятель Леонид Гозман, который занимает вполне жесткую и последовательную оппозиционную линию и, кстати, приглашается в этом качестве на федеральные каналы. Он не нарушает законов РФ и, выражая свои взгляды и мнение, ведет себя вполне законопослушно.
Лично мне какой-то другой Гозман, который был бы деятелем нацистской Германии и соратником Геббельса и Гитлера, не известен. Мне также не известно ничего о человеке с фамилией Гозман, который был бы таким громким и признанным врагом нашей страны.
А если это так, значит, на выставке, которая информационно освящена именами двух членов российского правительства и организована Военно-историческим обществом, которое ассоциируется с патриотизмом у очень многих людей, именно этого Леонида Гозмана посетителям предлагается топтать ногами. Я не понимаю, чем это отличается от поливания мочой фотографий на недавно прошедшей выставке Джока Стерджеса. А почему нет? Если можно топтать, то можно, по всей видимости, туда же и помочиться — собственно, разница-то невелика.
Это прямое хулиганство, не шаловливое и невинное, как иногда бывает, а хулиганство, вполне себе агрессивное и общественно опасное. Эти хулиганы, иначе говоря, шпана — они бьют, они оскорбляют, они фактически командуют парадом, потому что они в конечном счете, как выясняется, решают: быть выставке или не быть, состояться спектаклю или не состояться, ходить нормальному человеку, гражданину своей страны, оглядываясь, по улице и опасаться каждого встречного или же ходить ему спокойно и гордо, на что он имеет полное право. Получается, что разрешена в одностороннем порядке хулигански-погромная свобода выражения отношения к тем или иным событиям, к неудобным людям.
С учетом уровня нынешней агрессии, разлитой в обществе, это очень опасная тенденция. У нас есть перед глазами страшные трагические примеры. Один из них связан с именем Бориса Ефимовича Немцова, которого подтравливали-подтравливали, а потом убили. И кто знает, может быть, это было совершено именно из соображений просоответствовать государственной линии, желаниям неких персон, которые ассоциируются с государством?
Я не понимаю: почему такие выходки именно политической шпаны позволяются?! Это не имеет никакого отношения к свободе слова, это беззаконие и произвол! Если охотиться друг на друга на улицах, оскорблять и топтать ногами — это кто-то соврал насчет того, что это есть свобода. Свобода — вовсе не произвол шпаны и не поощрение радикализма, а достаточно жесткое функционирование правовых институтов, которое подразумевает защиту — этическую, моральную, всякую — членов общества, граждан страны.
А когда одни разрушают памятник работы Эрнста Неизвестного в Магадане, другие пытаются закрывать из идеологических соображений какие-то спектакли, третьи ставят в один ряд деятелей нацистской Германии и человека, осмелившегося высказать мнение, отличное от мнения большинства, это уже не просто хулиганство. Это воинствующее хулиганство, которому выгодно сегодня очень произвольно, под красивыми патриотическими или нравственными лозунгами совершать беззаконие.
Как там у Высоцкого поется: «Зачем мне считаться шпаной и бандитом, не лучше ль податься мне в антисемиты?» Эти люди, надев соответствующие политической моде маски, прислонились к власти. Ведь просто подойти плюнуть в человека нельзя — могут арестовать и посадить. А если подойти и плюнуть в человека из патриотических или нравственных соображений, обвинить его в том, что он родину не любит, — тогда можно. Тогда тебя немножко поругают и скажут: «Ну, ты немножко перебрал, парень. Но на самом деле ты правильный хулиганчик, и в конечном счете мы тебя понимаем, ты наш!»
Это опасный тренд, он по сути своей погромный. Эта экстремистская публика потенциально очень опасна, но сейчас ее можно приструнить одной левой. Только этого никто не делает. А может настать такой момент, когда будет уже поздно, когда они настолько обрастут мускулами, что почувствуют себя в силе не только самим назначать врагов народа, но и самим их, врагами назначенных, наказывать. Справиться с этой тенденцией, которая уже сейчас начинает усиливаться, будет крайне сложно. А может, и невозможно.