Что надо непременно увидеть или услышать тем, кто впервые оказался в Нью-Йорке? Это, конечно, опера в «Метрополитен-опера», коллекция произведений искусства в музее «Метрополитен» и мюзикл на Бродвее.
Америка подарила миру два несомненных достижения в области культуры — это джаз и мюзикл. Роль евреев в обоих случаях значительна.
Джаз родился в Нью-Орлеане, мюзикл — в Нью-Йорке, на Бродвее, и произошел он от американского водевиля и европейской оперетты — сначала как блестящее ревю и только потом как отдельный жанр театрального искусства.
Водевиль как форма театра-варьете был популярен в Америке с 1880-х по 1930-е годы и представлял собой набор номеров, ничем друг с другом не связанных: скетчи комиков, фокусы, акробатика, популярные песни и танцы. Актер водевиля должен был уметь петь, танцевать, смешить, фокусничать, жонглировать, а также делать что-нибудь, что до него никто не делал. Самыми известными создателями водевилей в начале ХХ века были продюсер Джордж Кохан и режиссер Сэм Харрис.
Другими популярными формами развлекательных представлений в США во второй половине XIX — начале ХХ века были бурлеск (пародии на известные спектакли и популярных артистов), экстраваганцы (цирковые и музыкальные номера с использованием дрессированных зверей и пиротехнических эффектов) и ревю на манер парижских постановок «Фоли-Бержар».
Оперетта попала в США в середине XIX века. Небывалый успех имела в 1883 году «Парижская жизнь» Жака Оффенбаха с ритмами и танцами, в том числе знаменитым канканом. Очень популярными были оперетты в стиле Франца Легара американского композитора Зигмунда Ромберга — еврея, родившегося в Вене, а также английские комические оперы Гилберта и Салливана.
Самое знаменитое ревю «Безумства Зигфельда» — серия театральных постановок на Бродвее, которые ставились с 1907 по 1931 год, — создал импресарио Флоренц Зигфельд, сын еврейских эмигрантов из Германии. Он собрал в кордебалете сотню красавиц, которые выходили на сцену его бродвейских шоу, блистая украшениями, перьями и фантастическими костюмами. В его ревю участвовали многие еврейские звезды водевилей. Назовем лишь некоторых из них:
– Софи Такер — первая леди водевиля, родилась по дороге из России в Америку. За темперамент, самоиронию, полноту, сексуальность и грубый, близкий к солдатскому юмор ее называли Red Hot Aidishe Mama;
– Фанни Брайс — популярная комедийная актриса и певица, песни которой становились хитами, участвовала в ревю Зигфельда с 1910 по 1930 год. История ее жизни нашла отражение в мюзикле и фильме «Смешная девчонка», где роль Фанни Брайс исполнила Барбара Стрейзанд;
– Нора Байес — актриса, певица, композитор, либреттист, была необыкновенно популярна в водевилях и бродвейских ревю и шоу начала ХХ века;
– Эдди Кантор — комедийный актер (часто выступал в водевилях в популярной роли черного персонажа, для чего лицо красил черной краской), танцор, певец, поэт-песенник, родился в семье эмигрантов из России. В ревю Зигфельда выступал с 1917 года и был одним из самых популярных исполнителей.
Среди других звезд водевилей, выступавших на сценах бродвейских театров, были:
– Ал Джолсон, родившийся в Литве и ставший в Америке первой (по времени выступлений на сцене) знаменитостью среди актеров-евреев;
– Граучо Маркс — выдающийся комедийный актер театра и кино, выступавший со своими четырьмя братьями и названный как звездой Бродвея, так и звездой Голливуда;
– Джордж Джессел — комедийный актер, певец, композитор, который прославился прозвищем «министр тостов США», так как часто был ведущим всевозможных политических и развлекательных торжественных церемоний;
– Молли Пикон — актриса театра и кино, звезда еврейских водевилей и спектаклей на идиш;
– Берт Лар — один из самых знаменитых комедийных актер в клоунском жанре, выступавший в бурлесках и ревю.
Считается, что первой попыткой создания мюзикла была постановка в 1924 году на бродвейской сцене музыкальной комедии Рудольфа Фримля «Роз-Мари», спектакля о ковбоях и «цветке душистых прерий Роз-Мари, у которой глаза, как небо голубое, родных небес отважного ковбоя». Возможно, многие помнят эту популярную в свое время песню. Фримль родился в Праге в еврейской семье и в Америке стал композитором, автором ряда популярных песен и оперетт, среди которых «Король бродяг», «Три мушкетера» и другие.
В 1927 году в лучшем тогда бродвейском театре Зигфельда состоялась премьера спектакля «Плавучий театр» (Show boat), автором которого была знаменитая еврейская пара — композитор Джером Керн и поэт-либреттист Оскар Хаммерстайн. В качестве литературной основы был выбран популярный в то время роман Эдны Фарбер о жизни на Миссисипи с далеко не бродвейской тематикой, связанной с расовыми предрассудками и несчастным браком. Этот музыкальный спектакль на серьезную тему считается первым настоящим американским мюзиклом, и в приближающемся 2017 году будут отмечать 90-летие его создания.
В 1931 году произошло одно из самых важных событий в истории американского музыкального театра. Мюзикл Джорджа Гершвина «О тебе пою» получил престижную Пулитцеровскую премию, что означало официальное признание жанра.
В 1930-е годы королем музыкального Бродвея называли Ирвина Берлина, родившегося в России и создавшего множество песен и мюзиклов, среди которых самый знаменитый «Зовите меня просто мадам». В становлении жанра важную роль сыграл мюзикл «Оклахома», созданный в 1943 году композитором Ричардом Роджерсом и Оскаром Хаммерстайном, в котором впервые музыкальные номера были не вставными элементами, а определяли сюжет и раскрывали характеры героев спектакля — двух ковбоев, жизнь одного из которых заканчивается трагически.
Довоенный и послевоенный Бродвей — золотая эра мюзикла — подарил миру целую россыпь выдающихся композиторов, и, по данным интеpнет-сайта Jinfo.org, евреи составляют 69% среди тех, кто получил премию «Тони» за мюзиклы начиная с 1950 года, когда ее стали присуждать. Вот только некоторые из них: Ричард Роджерс (премия «Тони» за мюзиклы «Юг Тихого океана», «Звуки музыки», «Король и я»), Леонард Бернстайн («Прекрасный город»), Фредерик Лоу («Моя прекрасная леди»), Джерри Бок («Скрипач на крыше», «Фиорелло»), Ричард Адлер, Джерри Росс («Чертовы янки», «Пижамная игра»), Фрэнк Лоессер («Парни и куклы», «Как преуспеть в бизнесе, даже не попробовав»), Джон Кандер («Кабаре», «Чикаго»), Стивен Сондхейм («Смешное происшествие по дороге на Форум», «Компания», «Маленькая ночная музыка», «Суини Тодд», «Страсть»), Джерри Херман («Хелло, Долли!»), Сай Коулман («Город Ангелов», «Глупости Роджера Уилла»), Мэл Брукс («Продюсеры»).
Не менее известны и композиторы, создавшие популярные мюзиклы еще до присуждения «Тони», среди них Джером Керн («Плавучий театр», «Роберта»), эмигрировавший из нацистской Германии Курт Вайль («Леди в темноте») и другие.
Среди поэтов-песенников и либреттистов, создавших литературную основу мюзиклов и получивших за это премию «Тони», евреи составили соответственно 70% и 56%. Назовем лишь некоторые знаменитые в Америке имена: Оскар Хаммерстайн, Алан Лернер, Дороти и Герберт Филдс, Адольф Грин, Айра Гершвин, Бетти Комден, Лоренц Харт и другие. Интересно, что знаменитый Ричард Роджерс, создавший с Хартом и Хаммерстайном 40 бродвейских мюзиклов, стал одним из двух человек в Америке, когда-либо получивших «Оскар», «Грэмми», «Тони», «Эмми» и Пулитцеровскую премию.
Многие еврейские звезды водевилей стали и звездами мюзиклов. Среди них Ал Джонсон, Берт Лар, Эдди Кантор, Фанни Брайс. Одна из самых знаменитых звезд Бродвея 1930–1950-х годов — Этель Мерман, она сыграла главные роли во многих мюзиклах и получила четыре премии «Тони». Харви Фирстайн — один из первых актеров в Америке, не скрывавший, что он гей, получил две премии «Тони» как сценарист и исполнитель главной роли в мюзикле «Сентиментальная песня». Мэнди Патинкин — обладатель «Тони» за роли в мюзикле «Эвита» и «Воскресенье в парке с Джорджем». Его прекрасный голос звучал более чем в 10 спектаклях на Бродвее. Джерри Орбах дебютировал на Бродвее в «Трехгрошовой опере» Курта Вайля, три раза номинировался на «Тони» и получил премию за роль в мюзикле «Обещания, обещания». Неотразимая Барбра Стрейзанд сыграла главные роли в мюзиклах «Смешная девчонка» и People.
Мюзикл — один из самых сложных сценических жанров, в котором в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкальное, вокальное, хореографическое и пластическое искусство. Поэтому над созданием мюзиклов всегда работали выдающиеся режиссеры, продюсеры, хореографы, художники-постановщики. Среди них такие еврейские знаменитости, как: один из лучших хореографов ХХ века Джером Роббинс (самая знаменитая его работа — мюзикл «Вестсайдская история»); режиссер, продюсер, либреттист Джордж С. Кауфман (премии «Тони» и Пулитцеровская); один из лучших театральных художников США Борис Аронсон, который в начале 1920-х годов уехал из России (среди его работ мюзиклы «Скрипач на крыше», «Кабаре»).
Отдельно нужно сказать о братьях Шуберт — Ли, Сэме и Джекобе, эмигрировавших с родителями в 1882 году из Польши, которые создали на Бродвее несколько театров, сделав его центром театральной жизни Нью-Йорка, спродюсировав множество мюзиклов и ревю, в которые они приглашали лучших американских актеров и режиссеров. В 1924 году братья владели 86 театрами в США, продюсировали 25% всех театральных постановок по стране, а в 2009 году владельцы Театральной ассоциации Шуберт имели 17 театров на Бродвее.
Многие мюзиклы идут по несколько лет и выдерживают десятки тысяч представлений. Среди них «Юг Тихого океана» Ричарда Роджерса, «Отверженные» Клода-Мишеля Шонберга, «Чикаго» Джона Кандера, «Прекрасная и ужасная» Алана Менкена, «Скрипач на крыше» Джерри Бока, «Хелло, Долли!» Джерри Хермана, «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу и другие. Многие из них были экранизированы в Голливуде, получив еще более долгую (если не вечную) жизнь.
А главная сенсация последних лет — мюзикл «Гамильтон», созданный родившимся в Нью-Йорке в семье выходцев из Пуэрто-Рико композитором Лин-Мануэлем Мирандой. Этот мюзикл, получивший 11 премий «Тони», в котором отцы-основатели и герои американской революции объясняются с помощью рэпа и пляшут хип-хоп, имеет невероятный успех у публики.
Юрий Шоткин