Кому Б-г дал Тору на горе Синай? «Б-г дал Тору Моисею», – отвечает большинство людей. А что делали евреи, когда Моисей получал Тору? «Поклонялись Золотому тельцу». Как бы вы ни удивились, эти ответы не соответствуют тому, что говорится в Торе!
Приведенные выше ответы взяты из классического фильма Сесила ДеМилле «Десять заповедей». Удивительно, как один-единственный фильм может повлиять на еврейское образование целых поколений евреев. Фильм отличный, но ДеМилле определенно следовало ознакомиться с оригиналом.
Ибо в Торе приводится другая версия событий. В Торе говорится, что весь народ слышал, как Г-сподь говорил на горе Синай, пережив откровение в масштабе всего народа. Б-г говорил с Моисеем не в частном порядке. Он явился всем трем миллионам евреев. И в Торе об этом упоминается многократно.
Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих о том дне, когда ты стоял пред
Г-сподом, Б-гом твоим, при Хориве, и когда сказал Г-сподь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих. Вы приблизились и стали под горою, а гора горела огнем до самых небес, (и была) тьма, облако и мрак.
И говорил Г-сподь к вам из среды огня; глас слов (Его) вы слышали, но образа не видели, а только глас; и объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях;
(Второзаконие 4:9-13)
Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Б-г человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? слышал ли (какой) народ глас Б-га, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты? или покушался ли (какой) Б-г пойти, взять себе народ из среды (другого) народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Г-сподь, Б-г ваш, в Египте пред глазами твоими? Тебе дано видеть (это), чтобы ты знал, что (только) Г-сподь есть Б-г, (и) нет еще кроме Его; с неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огнь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня;
(Второзаконие 4:32-36)
И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их. Г-сподь, Б-г наш, поставил с нами завет на Хориве; не с отцами нашими поставил Г-сподь завет сей, но с нами, [которые] здесь сегодня все живы. Лицем к лицу говорил Г-сподь с вами на горе из среды огня;
(Второзаконие 5:1-4)
В Торе подчеркивается, что весь еврейский народ слышал, как Г-сподь говорил на Синае. И это утверждение считалось частью истории нашего народа на протяжении тысячелетий.
Ошибка ДеМилле значит так много, потому что национальное откровение, в отличие от откровения личного, это ключевое определяющее событие, которое отличает иудаизм от всех остальных религий.
История и легенды
Частью любого национального наследия является два типа историй. К первому относятся легенды. В эту категорию попадают известная всем американцам история о том, как Джордж Вашингтон срубил вишневое дерево, и история о Джоне Чапмане по прозвищу Джонни «Эплсид» («Яблочное зернышко»), который засадил десятки тысяч квадратных миль яблонями.
Второй тип – это исторические факты. Например, Джордж Вашингтон был первым президентом США. Вильгельм Завоеватель победил в битве при Гастингсе в 1066 году, в которой погиб король Англии Гарольд. Евреев Испании выслали из их страны в 1492 году, в тот год, когда в путь отправился Христофор Колумб.
Так в чем разница между легендой и историей?
Легенду невозможно проверить. Такова уж природа легенд, что свидетелей у них обычно находится немного. Может быть, малыш Джордж действительно срубил вишневое дерево. Мы этого наверняка никогда не узнаем. Это не значит, что легенда – обязательно ложь. Это значит лишь то, что проверить ее достоверность невозможно. Никто не принимает легенды как факт.
История же – это события, которые происходили в действительности. Истории можно верить, потому что в нашем распоряжении есть разные способы, с помощью которых можно проверить, имело место некое событие или нет. Один из способов подтвердить достоверность события – это доказать, что его наблюдало множество свидетелей.
Почему количество свидетелей является принципиальным определяющим фактором в достоверности исторических сведений? Давайте установим это на практике. Прочитайте нижеприведенные утверждения и оцените степень их надежности.
1. На прошлой неделе после обеда я пошел прогуляться в лес неподалеку от дома. Вдруг все озарилось невероятным светом, и мне явился Г-сподь, назвав меня Своим пророком. Он велел мне объявить вам об этом откровении, когда я вернусь домой.
Верите? Теоретически такое могло произойти. Это кажется маловероятным, но вы не можете знать, лгу я или говорю правду. Если у меня нет каких-либо существенных доказательств, то почему вы должны мне верить?
2. Прошлым вечером я обедал с семьей, как вдруг комната затряслась, и мы все услышали гулкий голос Г-спода. Он назвал меня Своим пророком и велел мне объявить об этом откровении.
Верите? Это тоже могло произойти. Если бы я смог привести своих родственников, которые подтвердили бы мой рассказ, то этой истории можно было бы поверить в большей степени, чем первой. И вы, конечно, не можете знать, лгу я или нет. Но раздали ли бы вы 10 тысяч долларов, если бы я сказал вам, что это велел вам сделать Г-сподь? Нет. Доказательств достоверности моей истории все еще недостаточно – потому что, вполне возможно, что мои родственники лгут.
3. Вы помните, что случилось 10 минут назад, когда вы только начинали читать эту статью? Вся комната затряслась, потолок раскрылся, и мы с вами услышали гулкий голос Г-спода, нисходящий с небес. Он сказал: «Ты должен прислушаться к гласу Нехемии Куперсмита, потому что он – пророк Мой!» А затем все вернулось в обычное состояние, и вы продолжили читать. Вы это помните, не так ли?
Верите ли вы в это? Это утверждение носит совершенно иной характер. Два предыдущих сценария, по крайней мере, оставляли возможность того, что это правда. Вы решили не принимать их, потому что их невозможно проверить. Однако в третий сценарий невозможно поверить в принципе. Ибо я утверждаю, что с вами произошло то, чего, как вы знаете, с вами не происходило. И вы знаете, что я лгу. Я не могу убедить вас в том, чего, вы уверены, не происходило.
Первый тип утверждений – что что-то с кем-то произошло – невозможно проверить, потому что вы не знаете наверняка, ложь это или нет. Поэтому человек может решать, принимать ему это утверждение как правдивое, если он готов в это поверить, или нет.
А последнее утверждение – что что-то произошло с вами, в то время как этого не происходило – это совершеннейшая ложь, и вы это знаете. Люди не принимают откровенно ложных утверждений, особенно тех, которые могут иметь значимые последствия.
Синай: невероятный обман?
Мы ознакомились с двумя типами утверждений – недоступными для проверки и откровенно ложными. Может ли откровение на Синае быть хитрым обманом, обманом миллионов человек, которых заставили поверить в то, что с ними говорил Г-сподь?
Давайте представим себе эту сцену. Моисей спускается с горы и говорит: «Мы все сегодня слышали, как говорил Г-сподь, все вы слышали голос Г-спода из огня».
Предположим, что Моисей это придумал. Как мог отреагировать на его историю народ?
«Моисей! О чем ты говоришь? Парень, ты, конечно, поводил нас немного. Возможно, мы поверили бы тебе, если бы ты спустился и заявил, что Б-г явился лично тебе. Но ты сам все запорол! Теперь мы знаем, что ты лжешь, потому что ты сказал, что с нами произошло то, чего, как мы знаем, с нами не происходило! Мы не слышали, как
Г-сподь разговаривал с нами из огня».
Если откровения на Синае не было, то тогда Моисей пытается убедить народ во лжи, и все знают, что это ложь, потому что никто из них не слышал гласа Г-спода. Было бы полным абсурдом думать, что Моисею простили бы заявление, о лживости которого знали бы все.
А если откровение было придумано позднее?
А может быть, обман был осуществлен позднее? Может быть, утверждение о национальном откровении родилось не на Синае, а, например, спустя 1000 лет? Вот на сцене появляется Эзра, представляя книгу, якобы написанную Г-сподом и давным-давно врученную народу, который стоял у Синая.
Смог бы он осуществить подобный обман? А вы, поверили бы вы, например, в нижеследующее?
«Я хочу поделиться с вами малоизвестными, но правдивыми фактами. В 1794 году в мае месяце вся Северная Америка загадочным образом погрузилась под воду. Континент находился под водой четыре месяца, но все животные, растения и люди как-то сумели приспособиться к этим новым странным условиям. Затем 31 августа континент неожиданно всплыл на поверхность, и жизнь вернулась в обычную колею».
Есть ли вероятность того, что я говорю вам правду?
А вы уверены, что это ложь? В конце концов, все это было так давно, и откуда вам знать, что этого не было? Может быть, вы слышали об этом в школе и просто забыли об этом?
Но вы знаете, что Северная Америка не уходила под воду сотни лет назад по одной простой причине: если бы она ушла под воду, вы бы об этом слышали. Событие столь уникальное и интересное, свидетелями которому должно было стать множество людей, должно было бы обсуждаться и стать частью истории. Тот факт, что о нем до сих пор никто не слышал, означает, что вся эта история – выдумка и принять ее невозможно.
Окончание следует
Перевод Ирины Ревякиной, Sem40.Ru