Статус нееврейских родственников

– Я, конечно, знаю, что смешанные браки в иудаизме не являются законными. Но ведь они существуют. И в том случае, когда жена еврейка, дети тоже являются евреями. У нас в городе большое число еврейских детей воспитываются именно в таких семьях. Например, в классе еврейской религиозной школы, в которой училась моя дочь, только у двух девочек из 18 оба родителя евреи. У остальных – только мама или бабушка, а у одной девочки только прабабушка. Если родителям сказали бы, что их браки не законны, то они забрали бы из школы своих детей, и эта школа прекратила бы свое существование, а у еврейской общины С.-Петербурга не было бы будущего. Поэтому никто ничего не говорит. Но… Не понятен статус нееврейских родственников в смешанных семьях. Распространяется ли заповедь почитания родителей на нееврейского отца? Как нужно относиться к нееврейским бабушке и дедушке? Имеют ли право они принимать участие в праздновании субботы? Могут ли зажигать ханукию и т. д.

Светлана, Санкт-Петербург

– Вопрос Ваш очень сложный и неоднозначный. То есть ответ в каждом конкретном случае должен быть индивидуальным. Такова судьба большинства вопросов на жизненную тему.

Вопрос Ваш непрост еще и потому, что он отражает ситуацию (в любой смешанной семье), полную потенциальных обид, ссор, недоразумений (это в лучшем случае), а иногда и трагедий.

Скажу больше. Каждая сложность (если не трагедия), с которой приходится сталкиваться смешанным семьям, содержит в себе бесчисленное множество вариантов, которые волна за волной будут накатываться и заявлять о себе всю жизнь. Какую-то проблему, связанную, допустим, с ребенком, как-то еще можно решить, когда ребенку, скажем, шесть лет, а когда ему исполнится двенадцать лет, она станет трудноразрешимой. А когда он (она) вырастет, достигнет восемнадцатилетнего возраста, возникнут другие непростые проблемы и т. д.

И все же постараюсь дать ответ, взяв за основу конкретно сформулированные Вами вопросы.

1. Заповедь почитания родителей распространяется и на отца-нееврея. Ведь он участвовал в рождении ребенка, кормил его, вносил свою лепту в его содержание и по мере своих возможностей – в воспитание. Не будем забывать и о том, что почтительное отношение к отцу формирует человека, становясь важным элементом «самовоспитания», которое продолжается всю нашу жизнь. А непочтительное, наоборот, разрушает личность.

Следует также подчеркнуть, что непочтительность, проявленная по отношению к отцу, – одна из разновидностей хилуль а-Шем (когда человек отворачивается от Всевышнего). Ведь глядя, как обращается с отцом его сын (или дочь), люди могут сказать: «Сделался религиозным евреем и перестал быть человеком». Ибо уважение к родителям – общепринятая, общечеловеческая норма поведения.

Границы этой заповеди заканчиваются там, где возникает конфликтная ситуация, когда отец высказывает пожелание или выдвигает требование, чтобы его сын (дочь) сделал что-то такое, что по законам Торы еврею делать не разрешается. Или не делать чего-либо, что предписано делать по законам Торы. В этих случаях нельзя следовать «заветам» отца – выбрать путь, указанный Торой. При этом всегда нужно стараться избегать конфликта с отцом, ни в коем случае не повышать голос в разговоре с ним, но доброжелательно (и твердо), разъясняя ему причины своего поведения.

2. Все сказанное в первом пункте можно отнести и к отношениям с нееврейскими дедушками и бабушками. Однако в общении с ними у еврейского ребенка появляются дополнительные сложности.

Очень часто (в любой стране и в странах СНГ) родители отца и матери живут отдельно от детей – в другом доме, а то и в другом городе. И если у себя дома ребенок любого возраста без труда создает свой «еврейский мир» (в этом ему должны помогать его еврейские родственники: мама и бабушка по материнской линии), то в квартире дедушки и бабушки со стороны отца он попадает в иную, нееврейскую, атмосферу. Там отсутствует кашрут, не соблюдается шаббат (что вполне нормально для них, ведь они неевреи, но, мягко говоря, неполезно для несформировавшейся еще юной души). Бывает и хуже, когда квартира нееврейских родственников заполнена, скажем, предметами, контакты с которыми еврею запрещены (иконы, книги с текстами о других религиях, предметы культа и т. п.).

Такую квартиру еврейскому ребенку не следует посещать одному. Он может пойти туда, допустим, с мамой (если она принимает еврейское мировоззрение и придерживается еврейского образа жизни).

Тут важно подчеркнуть, что даже в такой «неблагоприятной» для еврейского ребенка ситуации, необходимо делать все, чтобы внук (внучка) проявлял почтение к старшим. Это должно быть неотъемлемой составной частью его поведения.

Окончание следует

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора