Я пишу утром в понедельник, 26 сентября, за полсуток до начала первых президентских дебатов между кандидатом республиканцев Дональдом Трампом и кандидатом демократов Хиллари Клинтон.
Пишу рано, потому что завтра будет поздно — газета уже выйдет. В 9 часов вечера вместе с предполагаемыми ста миллионами телезрителей я застыну у телевизора, по которому покажут этот долгожданный словесный поединок волны и камня.
Местом полуторачасовой дуэли Дональда и Хиллари будет спортивно-выставочный комплекс университета Hofstra в Хэмпстеде, на Лонг-Айленде, где соберутся 1100 человек — 300 студентов и по 400 гостей с каждой стороны. Еще 500 студентов университета будут помогать репортерам в пресс-центре проверять приглашения и рассаживать важных гостей. Секундантом, а точнее модератором, дуэли будет ведущий вечерней программы новостей телеканала NBC Лестер Холт, на которого Трамп недавно пожаловался Биллу О’Райли на Fox News, будто 57-летний сын иммигрантов с Ямайки — демократ, хотя Холт — зарегистрированный республиканец.
Как решила Комиссия по президентским дебатам (Commission on Presidential Debates), они будут состоять из шести 15-минутных сегментов, в каждом из которых модератор задает вопрос. Кандидатам дается по две минуты на ответ, а за оставшееся время они могут углубляться в тему, то есть с привычной яростью терзать друг друга.
Опросы показывают, что шансы кандидатов примерно равны, и вся надежда, что за полтора месяца до выборов дебаты выдвинут одного ощутимо вперед.
Дебаты 26 сентября ожидались с невиданным нетерпением и обилием прогнозов, что можно понять по ходу предвыборной борьбы и личностям кандидатов. 70-летний Трамп считает соперницу лживой и не совсем здоровой, а Клинтон, которой через месяц исполнится 69 лет, утверждает, что Трамп не годится в подметки президенту, так как для такой должности ничего не знает, ничего не умеет, а к тому же непредсказуем из-за буйного темперамента.
В воскресенье агентство АР сообщило, что на дебаты в университете Hofstra «будут устремлены глаза американцев и почти всего мира», а советник Трампа, бывший нью-йоркский мэр Руди Джулиани назвал их «возможно, одними из самых важных президентских дебатов в истории Америки». По мнению Джулиани, «если речь идет о различии их позиций — росте против зависимости и сильной Америке против слабой», то у Трампа очень хорошие шансы на победу. Того же мнения кандидат республиканцев в вице-президенты Майк Пенс, который добавил, что в дебатах Трамп, «как и по ходу предвыборной кампании, сосредоточится на том, что волнует американский народ».
Робби Мук, менеджер кампании Хиллари Клинтон, повторил, что никто не знает, какой новой выходки ждать от Трампа в университете Hofstra, поскольку «его эксцентричный темперамент уже достаточно обсуждался, и я бы сказал, что поэтому он не годится в президенты». Политконсультант республиканцев Сьюзен Дел Персио сравнила дебаты 26 сентября с одной из серий реалити-шоу «Даллас», так как «каждый хочет увидеть, что сделает Дональд Трамп и как на это ответит Хиллари Клинтон». Политконсультант демократов Дан Герстин назвал подготовку к президентским дебатам с позиции связей с обществом одной из самых трудных задач, так как «нужно знать собственную позицию, слабые места оппонента, что вы хотите заявить и как обороняться», чего якобы нет у Дональда Трампа.
В пятницу кампания Хиллари Клинтон на 19 страницах изложила «семь смертных грехов» Дональда Трампа, включая ложь, будто он с самого начала выступал против войны с Ираком.
Мнение трампофобов активно поддерживает большинство наших средств массовой информации, создавая странное для демократического общества впечатление свободы слова. В начале кампании первичных выборов демократов за Хиллари Клинтон выступили 82 газеты, а за Берни Сандерса — 18. У республиканцев 52 газеты поддержали Джона Кейсика, 22 — Марко Рубио и по 4 — Джеба Буша и Дональда Трампа. За Теда Круза выступили 3 газеты, за Криса Кристи — 2 и за Бена Карсона — 1.
На сегодня к протрамповским New York Post, New York Observer, National Enquirer и Santa Barbara News-Post прибавились Breitbart News и Drudge Report. Хиллари Клинтон сегодня поддерживают 22 газеты, включая украинскую англоязычную Kyiv Post плюс New York Times, которая в субботу в редакционной статье написала, что сравнивать Хиллари Клинтон с Дональдом Трампом — «пустое дело, где у нашего кандидата рекордный послужной список и уйма прагматических соображений, а у Дональда Трампа ничего конкретного ни о себе, ни о своих планах, а только обещания луны и звезд». Кандидата республиканцев «седовласая леди» Times назвала «самым плохим номинантом основной партии в современной истории Америки». Газета выходит с сентября 1851 года, и сегодня ее тираж больше миллиона — уступает только газетам USA Today и The Wall Street Journal.
Консервативная пресса, последнее время не то чтобы подобревшая, а ставшая немного терпимее к Трампу, хранит сдержанное молчание, все же предпочитая следующего президента-республиканца, даже если им окажется баламут.
Редактор журнала National Review трампофоб Рич Лури в пятницу написал: «В понедельник вечером Хиллари Клинтон почти наверняка победит в дебатах, хотя… все может быть». По мнению Лури, «трудно представить, как Клинтон, которая 30 лет мариновалась в политике и готовится к дебатам так, словно это высадка в Нормандии, не побьет Трампа по всем статьям». Лури подробно перечислил все прорехи в эрудиции Трампа (кандидат в президенты не знал, что Китай не входит в Транстихоокеанское партнёрство и что Россия уже напала на Украину) и предупредил, что Трампу не удастся расправиться с Клинтон, как с шестнадцатью соперниками-однопартийцами, а к тому же полтора часа один на один с ней без телесуфлера могут «болезненно выявить слабость его знаний. Любой его ответ или заявление, которое не подобает хорошему главнокомандующему, не пройдет незамеченным». Однако, признает Рич Лури, Трамп может победить. Ему может помочь его образ наглеца-правдоруба и сам факт, что, несмотря на все заскоки и промахи, он выбился вперед и дошел до этих дебатов.
«У Хиллари Клинтон есть харизма, но она есть и у Дональд Трампа, который много лет был звездой реалити-шоу The Apprentice, — сказал советник Трампа и бывший спикер Палаты представителей Ньют Гингрич, — а потом представьте Хиллари с ее опытом чтения тысяч страниц».
«Хиллари Клинтон, — написал Рич Лури, — построила свою кампанию почти полностью на том, какое Трамп бесноватое чудовище. Это был вполне понятный расчет: она хотела дисквалифицировать его как соперника и изолировать от других республиканцев. Получилось же, что она сделала больше других, чтобы опустить для Трампа планку приемлемости». Ему не нужно доказывать, какой он умный знайка и на чем основаны его планы, ему нужно выглядеть человеком, который, в отличие от Хиллари Клинтон, говорит правду, хотя иногда рубит ее сплеча. «Если Трамп и научил нас чему-то, — признал трампофоб Лури, — это тому, что простое и образное заявление может заменить тысячу недомолвок и полуответов… Хиллари и замечательно подготовлена к дебатам в понедельник, и сильно рискует».
Прочитав статью Рича Лури, я подумал о сравнении редактора National Review с покойным советским профессором Борисом Збарским, который бальзамировал уже мертвого Ленина и видел его в гробу как живого, а еще живую Крупскую видел уже в белых тапочках.
Как написала обозреватель Washington Post Катлин Паркер, колонка которой раз в две недели появляется там и еще в четырех сотнях газет, ее совершенно не очаровывает перспектива первого президента-женщины. «Это было бы мило, — написала Паркер, — но занижало бы стандарты логики обращения с социальными задачами при отборе кандидата в президенты».
Катлин Паркер проголосует за Хиллари Клинтон, только если убедится в ее президентской квалификации, а пока, то есть, возможно, до дебатов в университете Hofstra вечером 26 сентября, она выражает уникальное мнение довольно многих независимых избирателей: «Я точно не хочу, чтобы Трамп победил, и очень хочу, чтобы Хиллари проиграла».