С живописью Жени Купермана я познакомился, когда ему было 23 года. Он еще учился, но выглядел уже зрелым мастером, который обрел свою манеру письма и тематику.
Прежде всего это были пейзажи. В них чувствовалась собственная цветовая гамма, свой ракурс и тому подобное, под влиянием и по мотивам творчества любимых, но очень разных художников прошлого. В одном случае манера восходила к живописи Клода Моне, в другом — Исаака Левитана.
Нужно очень любить природу и видеть ее красоту, как Женя, чтобы потом передать «настроение» увиденного пейзажа на полотне через свои эмоции, свое представление о гармонии, через собственные размышления, тем самым уходя от скучного и бесстрастного реализма фотографии. Горожанин Женя нередко бывает в национальных парках США и там пишет этюды с натуры.
Вторая ипостась Жени Купермана — портрет. В портрете у него очень узнаваемая манера: он стремится добиться похожести, найдя характерные черты лица модели и воспроизводя их фотографически точно. Динамику портрету придает фон, в котором совмещаются несколько разномасштабных плоскостей с контурами изображений, так или иначе относящихся к роду деятельности портретируемого, и в этом мне видится влияние Рембрандта.
Что ж, для молодого художника, отмеченного явным талантом, это немало. Как и каждый современный молодой художник, Женя отдал дань экспериментам в духе поп-арта, концептуализма и других авангардных течений, но при этом сохранил верность классическому пейзажу и портрету.
Однако все эти несколько лет, прошедших с того времени, когда состоялась его персональная выставка в Нью-Йорке в рамках проекта Владимира Андреева Art of Inspiration, в Евгении Купермане, которому теперь уже 29, осознанно или исподволь, видимо, зрела мысль о том, что искусство в наше беспрецедентно тревожное время не может быть изолированным от происходящих событий и оставаться только благополучным.
К этому времени Евгений дважды стал победителем интернационального конкурса Plein Air Salon в категории «Лучший художник до 30 лет», и репродукции его работ были напечатаны в разных американских и русских изданиях.
Ощущение от новых работ Евгения Купермана усиливается оттого, что он — сын многострадального еврейского народа.
Вот что думает об этом сам Евгений: «Антисемитизм в мире появился одновременно с иудаизмом. Он сохраняется и сейчас, когда существует Израиль, и, хотя евреи, как и прежде, рассеяны по всему миру, Израиль — единственное государство, которое способно защитить еврейский народ. Для меня, как и для всех задумывающихся о справедливости людей, нет сомнения в том, что Государство Израиль существует легитимно. Тем не менее оно постоянно находится в условиях политической обструкции, а порой и вооруженных атак со стороны других государств. Существует мнение, что Израиль делает все только для себя. Но можно ли Израиль, окруженный врагами, находящийся под прямой ядерной угрозой Ирана, обвинять за попытку оставаться в живых?
А какую позицию в этой ситуации занимает наша страна? Разве США не поступают так же, как и Израиль? Если нет, то почему бы правительству США, например, не признать наконец геноцид армян 1915 года со стороны Турции, 100-летие (!) которого отмечалось в 2015 году? Среди моих близких друзей немало армян. Очевидно, причина в том, что Турция является союзником США на Ближнем Востоке и членом НАТО. Если бы США осудили Турцию за ее преступления против человечности, Турция отказалась бы предоставлять США место для военных баз.
После недавних терактов в Европе политически корректные правительственные чиновники там стали задумываться: а действительно ли Израиль виноват в происходящем? А задуматься нужно! Тенденция постоянного роста антисемитизма в мире существует, к большому сожалению, и среди молодых людей, которые думают, что ненавидеть Израиль — это круто. Вспомним, что геноцид евреев известен со времен древних египтян, а позднее — и римлян. Евреи угнетались в течение веков и тысячелетий. Самый страшный геноцид евреев произошел в нацистской Германии и на захваченных ею территориях. Сейчас нужно всеми возможными способами бороться, чтобы предотвратить уничтожение Израиля теми, кто отравлен антиизраильской и антисемитской пропагандой. Следующему Холокосту не бывать, и единственное условие для этого — существование Государства Израиль!»
Подобная позиция молодого и неравнодушного художника безусловно вызывает уважение. Но это не только позиция! Она оказалась еще и серьезным импульсом для творчества!
«Эти мысли постепенно наполняли меня, и я почувствовал, что должен как-то отразить их на полотне, — продолжает Евгений. — Так родилась картина, которую я так и назвал — Never Again. Она посвящена памяти жертв Холокоста. Все началось с того, что в 14 лет я вместе с отцом поехал в Баварию (Германия). В один из дней мы посетили мемориал в Дахау, под Мюнхеном, где в годы правления Гитлера был создан первый концентрационный лагерь в Германии. Я ощутил весь ужас того, что произошло здесь тогда. Надо сказать, весьма неадекватной мне показалась реакция некоторых людей, которые, стоя перед газовыми камерами и печами, с улыбками фотографировались то ли для себя, то ли для соцмедиа…
А когда мне было 16 лет, я увидел во сне кошмар. Я бегу по улице городка то ли в Германии, то ли в Польше. Нацисты гонятся за мной с собаками. Пробегая через мост, под которым был лес, я прыгнул с него и сломал ногу. Несколько мгновений спустя собаки уже рвали мое тело. Я чувствовал боль, как будто это было на самом деле, а когда проснулся, ощутил онемение в тех местах, где во сне меня кусали собаки.
Еще один сон, повлиявший на мое решение написать картину о Холокосте, связан с очень впечатлившим меня фильмом Спилберга “Список Шиндлера”. Мой сон был о том, как узники Холокоста выгружались из поезда в Освенциме, а позади стоял Шиндлер, наблюдая за происходящим. Проснувшись, я понял, что это как раз то, что мне нужно, и начал работу. Нашел старую фотографию 1940-х годов, послужившую мне основой. На ней запечатлены жертвы Холокоста, когда их высадили из поезда перед отправкой в концлагерь Биркенау.
Я хотел, чтобы в картине фигурировали реальные события, действительно имевшие место, и чтобы прототипами персонажей тоже были реальные люди, а не модели. Фотография эта была нечеткая, с очень низким разрешением, и абсолютно серая. Мой план состоял в том, чтобы изображенное на фотографии реальное событие представить как можно более четко и детально. Картина стилизована под графическую. В ней все окрашено в серо-черные тона, и только звезды Давида на узниках, подчеркивающие их принадлежность к еврейскому народу, желтые.
В историческом масштабе эта трагедия случилась сравнительно недавно, однако мир, кажется, очень быстро ее забывает. Проблем в мире много, а проще всего их решать, ища виновных и назначая козла отпущения. И, как это принято издавна, им становится еврейский народ. Я хотел бы, чтобы моя работа и моя позиция послужили большей осведомленности людей по этой теме. Я стремился вложить в эту картину свое сердце и душу».
C работами Евгения Купермана можно познакомиться на сайте www.kuperart.com.
Виталий ОРЛОВ