– Шалом, уважаемый рав! Недавно умер Эли Визель. Он происходил из религиозной хасидской семьи, пережившей Холокост. Судя по его фото, он отошёл от соблюдения заповедей, возможно, частично. Ваше мнение об этом: имел ли человек, переживший Холокост, на это право?
– Нет и не может быть никакой прямой и однозначной связи между силой веры человека и уровнем трагедии, которую он пережил.
Известно, что многие десятки, а может, и сотни тысяч евреев, пройдя ужасы Холокоста (уничтожение европейского еврейства), остались на прежнем уровне веры или даже повысили его. Известно также, что многие тысячи евреев, на долю которых выпали все эти страшные испытания, потеряли веру в Творца или, по крайней мере, в основные Его законы и общие принципы нашего мировоззрения. А некоторые и вовсе стали атеистами. Мне довелось встречаться и с теми и с другими.
С писателем, лауреатом Нобелевской премии Эли Визелем я был лично знаком — виделся с ним дважды. Из наших не очень долгих бесед и в первый, и во второй раз я вынес впечатление, что он добрый и мягкий человек. Безусловно — с верой в Творца. Больше о нем ничего, пожалуй, сказать не могу.
Что касается оценки, которую Вы даете по фотографии, мне сразу вспоминается наставление наших Учителей в Мишне, в трактате «Пиркей Авот». Написано в этом трактате: «Не суди другого (человека, который попал в трудную ситуацию или прошел тяжелые испытания), если сам не оказывался в подобных обстоятельствах. По меньшей мере до тех пор, пока не испытаешь того, что пришлось испытать ему».
И еще наши Учителя подчеркивают, что не судят человека в момент, когда он в расстроенных чувствах. Поэтому люди нашего и последующих поколений, которые родились после Второй мировой войны и не пережили ужасов той Катастрофы, не могут осуждать еврея, который испытал эти ужасы на себе и, к примеру, ослаб в своей вере.
Но мы можем (и даже, наверное, должны) про себя, не вслух, выразить сожаление по поводу того, что человек не устоял в испытаниях. И молиться, чтобы тот человек сделал тшуву (вернулся к Всевышнему и законам, которые Он дал нам).
Кроме того, мы можем и обязательно должны сделать и другой важный вывод. Никогда нельзя быть уверенным в себе. Никогда нельзя точно знать, в какой ситуации ты выстоишь, в какой — упадешь. И это не отвлеченная теория, но реальная жизненная практика. Что приводит нас к осознанию необходимости постоянно, ежедневно изучать Тору. В разных ее аспектах, в том числе и книги, которые укрепляют нашу связь с Творцом, усиливают и поддерживают уважение к учителям Торы, уменьшают в человеке ядовитое чувство цинизма и углубляют понимание задач, стоящих перед еврейским народом в целом и перед каждым евреем в отдельности. Ибо каждый еврей — носитель Имени Всевышнего. И задача каждого из нас — стараться нести Его Имя достойно.
Возвращаясь к началу нашего разговора, отмечу, что нет и не может быть прибора, позволяющего измерить духовное состояние евреев, переживших Холокост. В этом вопросе нет и не может быть каких-либо общих и однозначных правил. Однако некие «статистические» наблюдения (хотя статистики такого рода не существует) показывают, что те, кто еще до войны прилагал серьезные усилия к тому, чтобы укреплять веру в Творца и углублять понимание Торы, лучше справились с испытаниями. И вышли из них, в еврейском смысле, еще более цельными, нежели те, у кого и в довоенные времена вера была ослаблена. Даже если внешне они выглядели как религиозные евреи. Ибо не этим, не «традиционными знаками отличия» должен гореть человек, истинно и искренне верящий в Творца мира.
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com