Турецкий марш. Продолжение темы

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции, композитор нового стиля международных отношений, играет свои марши с демаршами, имитируя османские барабанные ритмы и вовлекая в них всех слушателей в округе. Парадоксально, что его ритмы в той или иной мере захватывают как ближних, так и дальних соседей. Подтанцовывают им и в США с Евросоюзом и НАТО, и в ближневосточном регионе, включая Израиль и Египет, а также и в России.

Тема моей предыдущей статьи (с вопросом в подзаголовке «Совместимы ли НАТО и Эрдоган?») в свете новостей, последовавших позже, получила стимул к продолжению.

Генсек НАТО и президент Израиля договариваются о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Штаб-квартира НАТО в Брюсселе, март 2013 года
Генсек НАТО и президент Израиля договариваются о сотрудничестве в борьбе с терроризмом. Штаб-квартира НАТО в Брюсселе, март 2013 года

Начну с публикации в августовском выпуске чикагского ежемесячника «Шалом», где в рубрике «Взгляд из Германии» представлена статья Григория Галича «Израиль и НАТО — взаимовыгодный союз». Автор, подробно рассмотрев историю сотрудничества Израиля с НАТО и соглашения, подписанные ими в разные годы, заключает свой обзор следующей цитатой (со ссылкой на мнение главы израильского Института политики и стратегии Узи Арада): «Несмотря на расширяющиеся возможности партнерства, сегодня еще никто не говорит о реальном членстве Израиля в НАТО. Это вопрос будущего, и с повестки дня он не снимается».
Будущее, однако, стучится в дверь, и тут же следует ссылка на израильского посла в Евросоюзе Одеда Эрана, вновь поднимающего этот вопрос в переговорах с НАТО, где речь идет именно о приеме Израиля в альянс. «Полагаю, — пишет Григорий Галич, — что в этом случае тональность разговора с Израилем Эрдоган-паши и бешеного аятоллы будет совсем иной, чем сегодня. И мечта Бен-Гуриона о членстве Израиля в НАТО наконец исполнится».
«Лед тронулся, — читаем далее, — НАТО само предложило Израилю открыть у себя его представительство».
«Я приветствую предложение НАТО, — заявил на заседании правительства премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу. — В течение многих лет мы работали над достижением этой цели… Израиль откроет свое представительство при штаб-квартире НАТО в ближайшее время».
Ну представительство — это еще не членство, но заправилам в НАТО это по­истине сигнал: хватит уже тянуть, как говорится, резину в вопросе, приобретшем жизненно важное для Израиля значение. Пока в Белом доме президент Обама, «мечта Бен-Гуриона», очевидно, не исполнится, но следующий президент, за которого я намерен голосовать, обещал НАТО перестройку, и для Израиля в этом плане видится лучшая перспектива, чем до сих пор была. По крайней мере, членство в НАТО Израиля было бы несравненно более органично этому альянсу, чем членство в нем исламистской Турции. В такой же мере союзничество США с Израилем исторически и идеологически органичнее союзничества с Турцией Эрдогана.
В последнее время яблоком раздора между США и Турцией стал казус с требованием Эрдогана к США об экстрадиции Фетхуллаха Гюлена. Я писал о нем в предыдущей статье. Считаю, что уступка Эрдогану в этом деле категорически невозможна — не только потому, что Гюлен абсолютно не виновен в брошенных ему Эрдоганом обвинениях, но еще и потому, что Эрдоган сгоряча публично пообещал ему смертную казнь.
«Недавнее заявление Реджепа Эрдогана о том, что если США не выдадут Турции Фетхуллаха Гюлена, отношения между Анкарой и Вашингтоном сильно испортятся, многие эксперты расценили как риторическое, — пишет в газете «Взгляд» известный российский публицист Михаил Хазин. — Однако, судя по тому, что в Турцию летит вице-президент США Джо Байден, в администрации Барака Обамы это заявление приняли всерьез. Но единственное, что, на мой взгляд, ему удастся сделать, — это лишь ненадолго продлить нахождение Турции в НАТО, хотя и это в текущей ситуации совершенно не факт».

Путин и Эрдоган. Союз креста и полумесяца. Карикатура Сергея Ёлкина на сайте Deutsche Welle
Путин и Эрдоган. Союз креста и полумесяца. Карикатура Сергея Ёлкина на сайте Deutsche Welle

«Конечно, — продолжает он, — Обама и Керри Эрдогана не любят, он для них слишком хитрый, восточный, упрямый. Но объек­тивные обстоятельства столь для них серьезны, что они всеми силами пытаются его удержать. При этом все понимают, что под дружбой США и Турции понимается лишь сохранение Анкары в составе НАТО. Для США отказ от турецкой военной базы Инджирлик и от участия Турции в НАТО — крупнейшее геополитическое поражение. Иными словами, Эрдоган поставил США в абсолютно безвыходное положение, и поделать с этим ничего нельзя».
К сказанному добавлю, что Эрдоган, не раз препятствовавший использованию базы Инджирлик американским союзником по НАТО, теперь допустил ее использование Россией.
Еще одно унижение постигло США в эти дни от Ирана. В ответ на заявление Госдепартамента о проверке, не является ли использование Россией иранской авиабазы в Хамадане нарушением резолюции Совета Безопасности ООН, министр обороны Ирана заявил о готовности предоставить России и другую базу, «если того потребует ситуация». Думаю, все это может сработать на лозунг Make America great again, ибо прежде с Америкой так не играли.
Президент Турции мечется между США и Россией, как между Сциллой и Харибдой (по Гомеру), в равной мере ему не приемлемыми и его не приемлющими партнерами. К тому же Эрдоган успел разругаться с Израилем из-за инцидента с попыткой прорыва блокады сектора Газы так называемой «Флотилией свободы» в 2010 году и с Египтом в 2013-м из-за отказа признать законным свержение тогдашнего президента Мухаммеда Мурси, лидера египетских «братьев-мусульман», на которого Эрдоган делал ставку в своих планах распространения турецкого влияния на Египет. По иронии судьбы на тех же «братьев-мусульман» в те времена рассчитывали также президент США и его незадачливый госсекретарь Хиллари Клинтон под фальшивым лозунгом «арабской весны». Ущерб от их провальной политики будет нелегко восполнить в будущем.
Эрдоган же, оказавшись в затруднительном положении, сейчас заметался в поисках замирения. Израиль пошел ему навстречу, согласившись выплатить $20 миллионов родственникам жертв в качестве компенсации, при этом, очевидно, рассчитывая на экономическое сотрудничество в газовой сфере. Оно было Турцией обещано, но теперь, когда Эрдоган переметнулся к России, вряд ли израильский газ сможет конкурировать с российским «Турецким потоком». Как бы то ни было, турецкий парламент ратифицировал договоренность о нормализации двусторонних отношений с Израилем, правительство Израиля удовлетворено и ждет восстановления дипломатических отношений в полном объеме. Былого стратегического партнерства при Эрдогане, очевидно, не будет, так хоть бы не было войны.
Что касается Египта, то с его стороны условием нормализации отношений с Турцией назван отказ Турции от солидарности с «братьями-мусульманами», объявленными в Египте террористической организацией. Для Эрдогана это было бы потерей лица — как внутри страны и в собственной партии, так и в отношениях с ХАМАСом и вообще с арабским миром.
Турецкий марш в сторону России также проблематичен. На обещание Эрдогана президенту Украины, что Турция никогда не признает Крым российским, Владимир Путин, пожалуй, может не обратить внимания, но два вопроса в недавнем заявлении премьер-министра Турции Йылдырыма ему вниманием не обойти. Это, во-первых, вопрос об Асаде, которому, по словам Йылдырыма, в Сирии не будет места, во-вторых, вопрос о курдах, которых Россия в Сирии использует, а Турция бомбит. Очевидно, что в планах касательно Сирии у Путина и Эрдогана компромисс затруднен, его достижению не помогут ни поток российского газа в Турцию, ни разрешение России на встречный поток турецких помидоров.

120304
В планах Путина, как предполагается, есть варианты раздела Сирии. В сфере интересов России рассматривается западная провинция Латакия, в геополитическом отношении важный средиземноморский плацдарм (где, кстати, и расположены российские военные базы). Населена Латакия главным образом алавитами, к которым принадлежат Башар Асад, его армия и бюрократия. Алавиты в Сирии составляют 10–12 процентов населения, это этническое и религиозное меньшинство долгие годы правило всей страной и озабочено теперь не столько удержанием власти над всей страной, сколько спасением от резни и выживанием хотя бы в ее части под протекторатом Ирана и России.
Процентов 70 в населении страны составляют арабы-сунниты, опекаемые Саудовской Аравией и другими арабскими монархиями. Они в Сирии составляют большинство везде, кроме алавитского региона на западе, друзского на юго-западе и курдского на северо-востоке, у границы с Турцией. Курды нацелены на независимость или хотя бы автономию. Вот этому-то Турция особенно жестко противостоит. В вышеупомянутом выступлении премьер-министр Йылдырым заявил о намерении Турции более активно вмешаться в сирийский конфликт, «чтобы предотвратить раздел страны по этническому признаку».

Американский военный самолет на авиабазе Инджирлик
Американский военный самолет на авиабазе Инджирлик

Участие США в сирийском конфликте, состоявшее в обучении и вооружении повстанцев, в том числе курдов, не было последовательным и к успеху не привело. Как ни к чему хорошему не привело вторжение войск в Ирак в 2003-м. Об этом теперь все говорят, но я скажу иначе: военная операция прошла блестяще, а победу в той войне провалили слабые политики, уклонившиеся от раздела Ирака на три государства: суннитского без Саддама Хусейна и по возможности светского, шиитского, но не проиранского и, главное, курдского, дружественного Америке и Израилю. Такое решение напрашивалось, но, как я тогда писал, побоялись обидеть Турцию, ожиданиями иракских курдов пренебрегли и упустили возможность привлечь на свою сторону симпатии 20-миллионного курдского народа, который добивается самоопределения и, уверен, когда-нибудь добьется и получит свою государственность, как бы турецкие паши этому ни противились.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 3, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Семен Ицкович

Чикаго
Все публикации этого автора