Тёмная ночь. Меир Левин

maxresdefault

 

 

 

Был с Б-гом Моисей на дикой горной круче,
У врат небес стоял как в жертвенном дыму:
Сползали по горе грохочущие тучи —
И в голосе громов Б-г говорил ему…

Воспойте песнь ему! Он радостней и краше
Светильника Седьми пред Б-жьим алтарем:
Не от него ль зажгли мы пламенники наши,
Ни света, ни огня не уменьшая в нем?
Иван Бунин

По стихотворению, приведенному в эпиграфе, я некогда написал песню под названием «Тора». Включил её в диск «Золотые острова», который выпустил полукустарно небольшой серией. Среди 18 песен одна была на мои стихи.

Парень, купив у меня диск, переслал его своему папе в Германию. Тот выразил желание поговорить со мной по телефону. Первый же его вопрос сразу наметил тему беседы: «Вам всю правду сказать или?..». Я ответил: «Конечно». Собеседник начал с похвалы: «Музыкант вы профессиональный». Я промолчал — меня дважды не приняли в музыкальную школу и я даже не знаю нот. Он продолжил: «Почему вы, грузиноязычный, залезли в русскую поэзию?». Я, будучи уверен, что речь идёт о моем единственном корявом стихе, стыдливо пролепетал: «Извините, мне очень хотелось выразить свои мысли. Кроме того, мне сказали, что стихи неплохие». – «Но поймите, нет таких слов в великом русском языке – «врата Небес», «зиждилась», «пламенники»!». Тут я понял, что ругают не меня, а лауреата Нобелевской премии в области литературы, великого русского писателя Ивана Бунина и чуть менее смущенно промолвил: «Это не я, это Бунин». Собеседник чуть не поперхнулся, так как фамилия «Бунин» была ему знакома. Ему сразу куда-то захотелось убежать.

Стихотворение русского писателя и поэта Ивана Бунина – лучшее из всех, которые я читал о Торе и о главе поколения пустыни Моше Рабейну. Оно, по-моему, безупречно. Может быть, за исключением самонадеянной строки: «не света, ни огня не уменьшая в нём». Евреи полагают, что даже ученик и приемник Моше Иешуа бин-Нун, 40 дней проведший на склоне горы Синай, находился на более низкой ступени, чем его Учитель…

Когда-то, 22 года тому назад, читая в недельной главе «Дварим» о претензиях Моше к своему народу, я очень удивился и спросил рава Йосефа Шугермана: «А чего, собственно говоря, Моше Рабейну хотел? В чем он их упрекал? Ему-то было уготовлено постоянное теплое местечко у Престола Всевышнего!»

«Ошибаешься», — ответил рав Шугерман (в последствии я читал эти слова от имени Виленского Гаона), – «душа Моше, как не выполнившая полностью свои обязанности, будет вселяться в тела всех глав поколений до прихода Машиаха». Для того, чтобы спасать евреев от потомков нечестивых попутчиков, примкнувших к евреям во время выхода из Египта.

Что, конечно, справедливо — ведь именно Моше на свой страх и риск взял с собою из Египта миллионы «эрев рав» — разноплеменное сборище тех, кто, увидев в казнях мощь «еврейского Б-га», захотел примкнуть к победителям. Как говорится, кто заварил кашу — тому и расхлёбывать последствия.

Кстати, Виленский Гаон, о котором ближайшие ученики говорили, что его душа — это душа Моше Рабейну, предсказал, раскрывая намёки Талмуда, что перед приходом Машиаха «эрев рав» будут особенно энергичны, прорвутся к власти, захватят средства массовой информации и и станут настраивать людей против Торы, её носителей и особенно против её мудрецов. Так что в наших поколениях у души Моше Рабейну много работы, она должна быть чрезвычайно активна. И потому сегодня ещё более, чем в прежние времена, важно слушать лидеров поколения, мудрецов Торы. С тобою словно говорит сам Учитель, спускаясь с горы Синай!

Не зря день за днём противники Торы изобретают всё новые скандалы, сплетки и издёвки, чтобы противопоставить евреев носителям Б-жественного Завета. Честно выполняя предсказание Талмуда: «(перед приходом Машиаха) наглость неимоверно возрастёт, насмешники умножатся, мудрость книжников станет презренной… о сторонящемся зла станут говорить: он псих». Я слышал от раввина: когда на какой-то еврейской тусовке он подошёл к израильскому министру и представился: «Я — раввин русскоязычной ортодоксальной общины», вельможа так на него посмотрел… Словно тот назвался хозяином разбойничьего притона.

Об этом сказал мудрейший из людей царь Шломо: «Это против того сделал Всевышний». Выбор, и выбор равноправный, должен быть всегда.

И во все времена глава поколения передает Свет Всевышнего в нужной пропорции каждому еврею. У него есть, или по крайней мере должна быть, духовная связь с каждым евреем. А если эта связь отсутствует, то вина или главы поколения, или еврея. И тогда в мире наступает настоящая тёмная ночь.

Для примера рассмотрим два момента из истории еврейского народа. Евреи победили в войне с Мидьяном, взяли большую военную добычу. Колена Реувена и Гада купили многочисленный скот. И перед заходом в Эрец Исраэль пришли к Моше Рабейну с просьбой отказаться от своей доли в стране и довольствоваться землей, богатой пастбищами за ее пределами. А самим идти впереди всего еврейского народа помогать завоевывать Эрец Исраэль.

Казалось, какое бескорыстие и самоотверженность – на 14 лет покинуть своих жен и детей и выполнять задачу, поставленную перед всем еврейским народом, не имея никакого личного интереса!

Однако Моше, вероятно Святым Духом, понимал, что раскол, даже с самыми благородными целями, может впоследствии привести к разрушению Храма и изгнанию. Почему он им не запретил – не знаю. Может, именно потому, что мудрец понимал: нельзя Тору сводить только к системе запретов.

Кроме того, возможно, Учитель предвидел, что в будущем еврейский народ получит важный урок: колена, жившие за пределами заповеданной Эрец Исраэль, первыми ушли в изгнание. Зная, увидев это своими глазами, евреи смогут лучше понять и ощутить ценность дарованной нам Святой Земли. И — абсолютною необходимость следовать Б-жественной воле точно и буквально.

Ведь к чему привели все разумные рассчёты и благие порывы этих мудрых и праведных людей? К преждевременному изгнанию! Можно ли исключать, что наше тысячелетнее стремление назад, на Родину («если я забуду тебя, Иерусалим…») и упорное нежелание большинства народа «улучшить» Тору, упрямая способность не поддаваться разномастным и разноплемённым приманкам во все века — имеют под собой и этот исток?

По поводу изгнания, последовавшего после разрушения Первого Храма, пророк Ирмияу спрашивает: «Есть ли мудрец… или пророк, который сможет объяснить, почему погибла страна?». И получает ответ от Б-га: «Потому что оставили мою Тору». Но разве другие пророки и мудрецы этого не понимали?

Ответ таков: проблема была не в том, сколько они изучали Тору, а в том, как они ее изучали. Между прочим, мудрецы приводят ту же причину (кроме «необоснованной взаимной ненависти между евреями»), объясняя духовные причины разрушения Второго Храма. Тора стала недостаточно важна в глазах людей, чтобы искренне произносить особое благословение перед ее изучением. Многие стали считать Тору просто инструкцией по исполнению заповедей. Не то, чтобы это было неправильно — но Тора больше этого. Само её изучение, даже без «практических выводов» о деталях заповедей, исторической, философской, этической информации и т.д. — является отдельной заповедью и возвышает душу человека. Но, приступая к изучению Торы, они не испытывали радости от того, что исполняют волю Б-га и постигают его мудрость. Это и привело к разрушению.

Почему глава поколения того времени или пророки этого не увидели – не мне судить. Может быть, увидели и поняли — но не не смогли увлечь за собой остальных. Но точно знаю, что темная ночь наступает, когда люди перестают слышать мудрецов. То ли потому, что их душа этого не хочет, то ли потому, что у мудрецов душа слишком слабо кричит.

Под конец вспомню свои личные истории. В 1994 году я первый раз пришел к Стене Плача 9 Ава. Увиденное меня поразило. Я заплакал и стал просить Всевышнего о нереальной вещи: «Сделай так, чтобы я смог помогать другим». Это моя единственная просьба, которую я все время повторяю с того времени. Учитывая мою застенчивость, любовь не к общественной деятельности, а к математике, физике и шахматам – это прямое чудо.

В 2000 году меня начали уговаривать заниматься сватовством. Я отказывался. Чтобы от меня все отстали, попросил помощи у своего раввина, рава Моше Эльяшива, сына главы поколения рава Йосефа Шалома Эльяшива (да будет благословенна память праведника!). В качестве основного аргумента отказа я сказал, что у меня нет руах акодеш, Святого Духа. Рав с улыбкой парировал: «У папы есть рух акодеш, но он не сделал ни одного шидуха». – «Сам не сделал, не надо, но пусть благословит меня. Иначе я не начну». Я был уверен, что мы оба шутим. Но на следующий день рав Моше сказал мне, что его папа говорит, что для меня шидухи – это слишком мало, поэтому он благословляет все деяния моих рук, и эти слова он слышит от папы в первый раз в жизни. После этого такое началось! Шидухи, песни, рассказы, лекции… А в 2004 глава поколения заочно передал мне, чтобы я «внедрялся» в средства массовой информации, то бишь в интернет. При всем при этом он ни разу меня не видел!

Может, просто моя вера в мудрость мудрецов помогает мне спастись самому от пули безверия темной ночью и чуть-чуть осветить темную ночь, когда человек человеку враг? Ведь к моему великому счастью, меня благодарят за творчество евреи и грузины, русские и украинцы, азербайджанцы и армяне… Всех не перечислишь.

Г-споди, дай нам прозреть ради мира
В доме твоем и народе твоем!
(Н. Горовиц)

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (голосовало: 6, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Поделиться

Автор Меир Марат Левин

Израиль
Все публикации этого автора

1 thought on “Тёмная ночь. Меир Левин

  1. Спасибо рав Мейр за душевную простату, с которой вы передали глубокие вещи. Помогая другим мы обретаем себя и спасаем мир.

Comments are closed.