Когда читается Изкор

– Почему Изкор следует читать именно по праздникам, а не в траурные дни? В чем смысл этого?

Роман, Израиль

– Молитву – обращение ко Всевышнему, которую мы называем Изкор (по первому слову в ней, что в переводе означает «Помни»), читают во время утренней молитвы в Йом Кипур, в Шмини Ацерет – в Израиле (вне Израиля – Симхат Тора), последний день праздника Песах и в Шавуот (вне Израиля – во второй день Шавуота). Итого – четыре раза в году.

Суть этой короткой молитвы заключается в подтверждении духовной связи, существующей между живущими ныне людьми и умершими, в желании ощутить, что душа умершего связана «в том мире» с душами праведников. В тексте Изкора содержится также обещание дать цдаку (пожертвование, в первую очередь – на изучение и распространение в мире Мудрости Творца, Его Торы), которое тот, кто произносит этот текст, дает Небесам в память об умершем.

В молитве упоминается имя умершего: такой-то, сын такого или такая-то, дочь такого-то. Например: «Авраам бен Моше» или «Дина бат Давид». Читают Изкор по отцу или матери, а также по другим близким родственникам, если одного из родителей уже нет в живых. Если оба родителя живы, их сын/дочь Изкор не читают и вообще на время чтения Изкора выходят из синагоги.

Читают эту молитву про себя, тихо, ибо она индивидуальна. Разрешается прочесть Изкор и по евреям (не родственникам), которые погибли, потому что они – евреи. Это – «коллективный» Изкор, и в некоторых синагогах от имени всей общины его читает один человек (скажем, раввин синагоги).

Принцип – «живые должны поминать умерших» установлен Устной Торой. Об этом говорится в Мидраше Танхума (к недельной главе Гаазину).

Учителя ашкеназских (европейских) евреев постановили, что делать это нужно четыре раза в году (в дни, которые отмечены выше). Сефардские евреи (выходцы из Испании и стран Востока) произносят Изкор в любой день из тех, когда в синагоге читают Тору. И особый текст, аналогичный Изкору, по просьбе человека (обычно в годовщину смерти близкого), читает староста синагоги.

Решение ашкеназских Учителей выделить для чтения Изкора четыре дня в году основано на том, что духовная работа, которую совершает еврей в эти дни, способна поднять его душу на максимально высокий уровень (см. на сайте материалы, посвященные упомянутым праздникам и разъясняющие духовную суть этих дней, в разделе «Библиотека»). Ибо именно эти, а не траурные дни имеют «потенциал» высшего подъема души человека.

Обратим внимание, что в Торе названы лишь четыре «группы» праздников. Это – цикл дней тшувы и исправления (Рош Хашана – Йом Кипур); дни, акцентирующие веру в Творца и близость к Нему (Суккот – Шмини Ацерет – Симхат Тора); дни, отмечающие физическую и духовную свободу (Песах) и день дарования Торы (Шавуот). Это разъяснение дает нам возможность понять, что Изкор следует читать в последний день каждого «цикла», ибо именно в этот день человек, проведя духовную работу, соответствующую сути дней конкретного «цикла», способен достичь наивысшего духовного подъема.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора