В Европе, включая полуевропейскую Турцию, участились теракты, или, как их все чаще называют, не имеющие отношения к терроризму одиночные нападения людей, случайно оказавшихся мусульманами, на людей, тоже случайно не оказавшихся мусульманами. Последним можно считать произошедшее в субботу, 6 августа, в бельгийском городе Шарлеруа с населением больше 200 тысяч человек.
Примерно в 4 часа дня 33-летний алжирец, пока известный под инициалами К. Б., который жил в Бельгии с 2012 года и задерживался за уголовные преступления, подошел к зданию городского управления полиции, остановился у КПП, достал из спортивной сумки тесак-мачете и с криком «Аллах акбар!» напал на двух женщин-полицейских. Одна получила легкую травму, а другую увезли в больницу с глубокими порезами лица. Третий полицейский выстрелил в К. Б., и тот умер в больнице.
В тот же день террористическая группировка ИГИЛ через свою службу новостей Amaq взяла на себя ответственность за это нападение, объявив К. Б. «солдатом джихада», действовавшим в ответ на авиаудары союзников по антитеррористической коалиции во главе с США по объектам ИГИЛа в Сирии и Ираке. Все, кому положено, выразили негодование и сожаление, а трагедию в Шарлеруа назвали терактом, который расследуется.
В полиции сообщили, что джихадист Халиль аль-Бакру, который 22 марта взорвал себя у станции метро в Брюсселе, убив 14 человек, снимал в Шарлеруа конспиративную квартиру, которой пользовались боевики ИГИЛа перед терактами в Париже в ноябре 2015 года.
Куда больше известно о поножовщине, которую учинил 3 августа в центре Лондона 19-летний сомалиец Закария Бельхан, причем терактом его действия пока не считают. Бельхан родился в Норвегии, откуда мать увезла его в Англию в 2002 году, когда Закарии было 5 лет. С матерью, братом и сестрой он жил в лондонском районе Туинг, 27% населения которого составляют пакистанцы, индусы, тамилы и поляки. Там Бельхан окончил школу, где его считали тихоней, поступил в колледж, болел за футбольный клуб «Челси» и наблюдался у психиатра. За последние полгода в его дом трижды приезжала скорая помощь, вызванная в связи угрозами юноши покончить с собой.
Примерно в 10:30 вечера Закария оказался на площади Рассел-сквер, рядом с Британским музеем и офисом его психиатра, и с ножом, который якобы нашел на улице, напал на группу туристов, после чего был арестован.
64-летняя американка Дарлин Хортон получила несколько ударов ножом в спину и скончалась на месте. Она была женой Ричарда Вагнера, профессора Университета штата Флорида, который прочитал в Лондоне курс лекций летней программы университета, и 4 августа супруги должны были улетать домой в Таллахасси. Остальные жертвы Бельхана — американец Мартин Хониш, англичанин Бернард Хепплуайт, австралийцы Дэвид Имбер и Лилли Селлетин, а также израильтянка Ювель Левронски — получили травмы различной тяжести.
18-летняя Левронски рассказала, что ее призвали на военную службу и перед началом службы она с дедушкой полетела в Лондон. В среду они после ужина возвращались в гостиницу рядом с Рассел-сквер, и Ювель увидела, как к ним бегут двое мужчин. Один из них оказался Бельханом с ножом в руке, а другой — полицейским, который в итоге укротил его электрошоком. «Во мне проявились израильские инстинкты, — рассказала девушка в интервью Радио Армии Израиля. — Я подумала, что это теракт и эти двое убегают. Подошла к одному, чтобы помочь, и почувствовала боль в руке». В другом интервью Ювель сказала, что в Израиле привыкла не бояться террористов и не понимает, почему их нужно бояться в Лондоне.
В субботу Закарию Бельхана доставили в суд, где обвинили в умышленном убийстве и пяти попытках убийства, после чего оставили под стражей. Следователи не установили признаков его исламистской радикализации или следов связи с ИГИЛом, но на сайте оценки книг в Интернете написано, что читатель Закария Бельхан «интересуется исламской теологией, включая биографию пророка Магомета, а также книгой стихов Корана и кадис» (преданиями о словах и делах этого мусульманского пророка).
Мэр Лондона, мусульманин Садик Хан, подтвердил, что нет следов связи поступка Бельхана с ИГИЛом или подобными группами террористов, и заверил, что безопасность лондонцев для него прежде всего и, «хотя уровень угрозы терактов в Лондоне не изменился, он остается высоким, а в свете недавних нападений со смертельным исходом в Европе особенно важно, чтобы мы были готовы к самому немыслимому».
Напомню, что 7 июля 2005 года четыре исламских террориста взорвали себя в центре Лондона, убив 52 человека и ранив несколько сотен. При взрыве вагона метро между станциями «Кингс-Кросс» и «Рассел-сквер» погибли 26 человек. Но то был полноправный джихад, а не вылазки «одиноких волков» ислама, которых почему-то террористами не считают.
4 августа газета New York Times опубликовала статью «Как секретное отделение ИГИЛа создает глобальную сеть убийц». Ее автор Рухмини Мария Каллимачи посетила тюрьму строгого режима под Бременом в Германии, где досиживает три года лишения свободы за терроризм 27-летний Гарри Сафо, африканец неуточненного происхождения, который родился в Германии, оттуда попал в Англию, а оттуда в Сирию, чтобы стать «солдатом джихада». Там с ним провели беседу, объяснив, что в халифате и так хватает бойцов, а вот в Европе, напротив, ощущается «кадровый голод». То есть джихадист принесет больше пользы, вернувшись в родную страну и создав там террористическое подполье. Кто знает, возможно, для этого согнав в стаю «одиноких волков».