Время теперь судьбоносное, предвыборное. Как пелось в популярной футбольной песенке, всех тревожит вопрос: «Кто кого в этот раз победит?» Победит та сторона, за которой правда? Увы, только в том случае, если нам лапшу на уши не навешают. Про ту лапшу напомню песенку Никитиных на слова Окуджавы: «На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь — и делай с ним, что хошь».
Вот про эти три короба и пойдет у нас речь. Ложь — то ли пропагандистская, то ли от заблуждения — витает над нами, куда ни глянь: якобы Путин за Трампа, а Трамп — за Путина. Чушь неимоверная, но картинки в западных СМИ и даже граффити на стенах, где они изображены целующимися, получили в последнее время широкое распространение. Откуда это взялось?
В декабре прошлого года Путин в ходе пресс-конференции отозвался о Трампе как о ярком человеке и лидере президентской гонки в США. Вряд ли это было программное или, по крайней мере, заранее продуманное заявление. Скорее, это была просто констатация очевидного в ответ на чей-то вопрос. «Не наше дело определять его достоинства, — заметил тогда Путин, — это дело избирателей США». Но в России любое его слово воспринимается окружением как приказ, и вся пропагандистская свора сразу стала Трампа похваливать, создавая в обществе иллюзию нового путинского приобретения.
Но Путин не так прост. На самом деле, думаю, он прихода Трампа опасается, поскольку Трамп для него, в отличие от Обамы и его двух госсекретарей, непредсказуем. Ну, похвалил на всякий случай, тому похвала понравилась. «Он, по крайней мере, лидер, — сказал Трамп. — Не то, что мы имеем у себя в стране». И добавил: «Лестные отзывы Путина обо мне ему не помогут».
Трамп, заметим, не спешит раскрывать свои долговременные планы, еще не время, и его слова на данном этапе порой звучат намеренно двусмысленно, а то и провокационно. Пообещав, например, разделаться с ИГИЛом, он тут же предупредил, что не будет заранее объявлять, как он намерен свое обещание осуществить. Так и по другим аспектам, включая Россию и Путина. Говоря сегодня о планах Трампа, надо иметь в виду еще и то, что они если и сформулированы, то лишь в общих чертах, он как политик все еще на стадии становления, его штаб еще не укомплектован, как и будущий, в случае победы, аппарат его президентской администрации. То есть Трамп на сегодня в определенном смысле инкогнито.
К восприятию в российском обществе похвалы Путина в адрес Трампа вернусь ниже. Здесь же коснусь восприятия этой похвалы в Америке. Оно в основном негативно, и на недавнем экономическом форуме в Петербурге известный американский журналист Фарид Закария, пытаясь добиться от Путина новых дифирамбов в адрес Трампа, несколько развил его предыдущее высказывание. Путин его прервал: «Зачем вы все передергиваете? Я на ходу сказал, что Трамп — яркий человек. А что, не яркий? Яркий. Никаких других характеристик я ему не давал».
Делаю вывод: если в прошлом году Путин, забрасывая удочку в сторону Трампа, на что-то надеялся, то позже, видимо, понял, что наживка не сработает. Но система масс-медиа инерционна — как раскручена, так и продолжает крутиться, и что Трамп ни скажет, она подхватывает и, слегка переврав, выставляет как радостную весть. Вот, скажем, спросили Трампа, что он думает о Крыме и санкциях. Он сказал, что будет готов этот вопрос рассмотреть. Ура, закричали в России, он признает Крым нашим и отменит санкции. Сказал, что все члены НАТО должны вносить свой вклад, — ура, он развалит НАТО! Этой трескотней пропагандисты Кремля так отравили общественное сознание, что на нее клюнули даже такие оппозиционные и глубокоуважаемые мыслители, как Пионтковский и Каспаров. Первый сгоряча обругал Трампа, второй увидел в Трампе «американизированную версию чертовски эффективной пропаганды страха и ненависти, которую сегодня использует Владимир Путин в России».
Горько это читать. Принимая предвыборный эпатаж Трампа за принципиальные убеждения, которые могут воплотиться в его реальной политике, критики Трампа, я думаю, ошибаются. На данном этапе он не стратег, а тактик, ибо сперва надо привлечь электорат и выиграть выборы, и если тактика, включающая эпатаж, этому способствует, то цель оправдает средства. От многого им наговоренного он потом, наверно, откажется. Не скажу, что мне такая тактика по душе, и повторю: как политик он все еще на стадии становления. Но с кандидатом в вице-президенты, которого он выбрал, и с программой партии, с которой он сблизился, его становление, надеюсь, ускорится.
Взлом серверов Национального комитета Демократической партии, осуществленный, похоже, российскими хакерами, поддал жару сторонникам конспирологической версии о сговоре Трампа с Путиным. Тысячи опубликованных документов подрывают позиции Клинтон, выигравшей праймериз, как оказалось, не в честном состязании с Сандерсом, а по протекции да с недопустимым использованием средств административного ресурса. Объективно это на пользу Трампу, поэтому он уже и заподозрен. Штаб Клинтон высказал предположение, что за утечкой партийной переписки может стоять Россия, «заинтересованная в победе Трампа, который ранее обменялся комплиментами с российским президентом».
Этой линии своим эпатажем поспособствовал и сам Трамп, обратившись к России со свойственным ему сарказмом: «Россия, если ты меня слышишь, надеюсь, что тебе удастся разыскать те самые пропавшие 30 тысяч электронных писем». Он имел в виду те 30 тысяч, которые Хиллари Клинтон стерла со своего сервера, объявив их не касающимися государственных дел. Эта его фраза (по сути дела шутка) на съезде Демократической партии в речи Леона Панетты (бывшего министром обороны и директором ЦРУ в то время, когда госсекретарь вела секретную переписку со своего частного сервера) была абсолютно необоснованно и ложно интерпретирована как призыв иностранного государства к кибершпионажу против США. Нелепая интерпретация.
Нелепостью назову и мнение Гарри Каспарова, высказанное в статье, опубликованной в New York Daily News, и сводящееся к тому, что Трамп — это якобы проект Путина. Великий гроссмейстер, я думаю, ошибается, но главная ошибка его в том, что, выступив с этим ничем не обоснованным мнением не только на своем сайте, но еще и в американской прессе, он вторгается в ход американских выборов на стороне Клинтон, что непонятно и досадно. Кстати, и на сайте kasparov.ru прочитал в новостях: «Клинтон обеспокоена поддержкой Путина Трампом». Может быть, Гарри Кимович так поглощен мрачными мыслями о России при Путине, что американское будущее ушло от его внимания?
В мысли гроссмейстера трудно вникнуть, но нас с вами, уважаемый читатель, трогает именно будущее Америки, причем гораздо больше, чем российское, гораздо больше, чем обеспокоенность г-жи Клинтон о Трампе и даже мнение о нем Путина. Мы в ежедневном нашем практикуме общения с новостями научились распознаванию лжи. И когда Хиллари Клинтон обвиняет Дональда Трампа «в полной преданности российским политическим целям», мы ей не верим. И не только потому, что к изолгавшейся даме испытываем недоверие, а еще и потому, что этого просто не может быть. Почему? Элементарно, Ватсон: потому что резко негативное отношение к российским политическим целям с полной ясностью представлено в программе Республиканской партии, которую Дональд Трамп и Майк Пенс, приняв номинацию, обязались проводить в жизнь.
Президент Обама озаботился признаками вмешательства России в процесс американских выборов. Кремль это категорически отрицает. Хотя попытки влияния на американский электорат очевидны. Поэтому нам увертки Кремля смешны: лапша с российских телеканалов подается в Америку конвейером.
То, что хакерский взлом электронной почты демократов оказался на руку Трампу, отнюдь не означает его в этом участия. Думаю, и Путин хакеров не нанимал. Похоже, кто-то из близких ему «пацанов» проявил инициативу в уверенности, что шефу это на пользу. Возможно, не пожалел на это и пару коробок от обуви с семейными накоплениями. Ведь не только у главного таможенника — у всех друзей Путина есть такие накопления, и шефу за их использованием не уследить.
Не уйду от темы, спросив: почему дело с убийством Бориса Немцова никак не поддается расследованию? Потому что одни «конкретные пацаны» хотят его раскрыть, а другие — не хотят. О заказчике преступления все давно догадались, и это, конечно, не мелкий шоферишка, подсунутый следствию Кадыровым. Но пока Рамзан Путину нужен, он его не сдаст. Не сдаст и того, кто хакерский взлом задумал, ибо он свой и проявил инициативу из «добрых» побуждений.
Разве что очередной налет оперативников ФСБ на кого-то с обыском обнаружит, что не все коробки на месте…
Оставляю российские дела ради возвращения к американским. Заявления Дональда Трампа порой озадачивают, кажутся непродуманными. Он вроде бы вызывает ими огонь на себя, подставляется. А может быть, они только кажутся нам непродуманными? Вот, например, он сказал, что попытка вернуть Крым Украине может привести к Третьей мировой войне. Мне кажется, это предвыборный ход, спекуляция на пацифистских настроениях в обществе. Войны никто не хочет, и за него проголосуют. А потом? Потом видно будет… Он, может быть, ошибается. А может быть, это я ошибаюсь?.. День выборов быстро приближается, надо решать. А разве есть приемлемая альтернатива Трампу? Имеющаяся альтернатива отталкивающа.
В заключение — о новости, распространенной «Голосом Америки»: «Федеральный апелляционный суд признал недействительным закон штата Северная Каролина, согласно которому избиратели должны предъявлять удостоверения личности… Суд постановил, что закон является дискриминационным в отношении афроамериканцев». Ложь самоочевидная: закон штата касается всех избирателей, в нем нет никакой дискриминации. А решение суда, фактически поощряющее вброс фальшивых бюллетеней, как верно отмечено в сообщении, на руку Хиллари Клинтон. Вот оно, вмешательство в избирательный процесс. Не со стороны иностранного государства, а от своей же президентской администрации.