Окончание. Начало в № 1263
В январе 1945 года Красная Армия освободила Краков. Юрек в счастливой надежде встретить свою любимую отправился пешком за 40 километров по заснеженным дорогам на ферму… Но опоздал всего на четыре дня. Циля, не зная, что Краков освободили через три недели после Грушова, уже уехала. Она решила, что Юрек либо отказался от своего обещания встретиться с ней, либо погиб. Приняв решение разыскать родственников, оставшихся в живых в ее родном городе Ломжа, как посоветовала ей Геновефа Черник, Циля отправилась туда. Провожая ее, женщина со слезами на глазах сказала: «Б-г дал мне дочь, а теперь забрал».
В поезде по дороге в Ломжу Циля познакомилась с молодым человеком, Давидом Захаровицем, за которого позже она вышла замуж. В надежде получить визу для выезда в Америку, где у Цили жил дядя, вместе с Давидом она перебралась в Швецию, где оба они устроились работать на швейную фабрику.
Все это время Циля продолжала переписку с Геновефой, каждый раз интересуясь, нет ли у нее какой-то весточки от Юрека. И вдруг от нее пришло сообщение, что Юрек погиб. После этого письма с болью в сердце Циля окончательно потеряла всякую надежду на встречу с ним. Юрек же все это время был в контакте с тетей Геновефой, надеясь получить через нее весточку от Цили. Но каждый раз тетя сообщала ему, что не имеет ни малейшего представления, где она находится.
Однажды Юрек получил от тетки фотографию Цили из больницы, куда она попала, находясь в Швеции. В письме, приложенном к фотографии, тетка сообщала, что, находясь в больнице, Циля умерла. «Бедняжка, — писала ему тетка, — она так ждала, каждый день бегала на гору, все высматривала тебя». Это фото Юрек носил потом постоянно при себе. Оно было единственным, что напоминало ему о Циле.
Вот таким образом Геновефе Черник удалось разлучить двух любящих друг друга людей, сломав их судьбы. «Похоронные» письма обоим влюбленным она отправила в одно и то же время, будучи в душе очень довольной успехом своего замысла.
После окончания войны Юрек переехал в городок Новы-Тарг, где, отучившись, получил специальность инженера-автомеханика. Позже его назначили директором автомеханического техникума. В 1947 году он женился, у него родилось трое детей.
Циля через пять лет, получив с мужем выездные визы, переехала в Соединенные Штаты. У них родилась дочь. Дядя Цили помог супругам открыть в Бруклине ювелирное дело. В 1975 году муж Цили умер.
…Телефон звонил пронзительно громко, как будто хотел прокричать о чем-то очень важном. Голос телефонистки задал вопрос Юреку, взявшему трубку: «Это Новы-Тарг? Я могла бы поговорить с паном Билецким?» «Я слушаю», — настороженно ответил Юрек. «Я соединяю вас с Нью-Йорком», — сказала телефонистка. Он стал лихорадочно вспоминать, кто это мог звонить. «Я услышал, как мне тогда показалось, не то смех, не то плач, а затем женский голос взволнованно произнес: “Juracku, это я, Циля!”», — вспоминал Юрек. Так его называла только она одна…
7 июня 1983 года в аэропорту Кракова состоялась их долгожданная встреча. Юрек, увидев свою любимую, подарил ей букет из 39 красных роз. Столько лет они провели врозь! Годы изменили их, но при виде друг друга сердца их забились снова.
С тех пор Циля прилетала к Юреку в Польшу несколько раз. Они вместе посетили мемориальный комплекс Аушвиц, где когда-то полюбили друг друга. Посетили они и тетю Геновефу Черник в деревне Грушов. Она была поражена, увидев их вместе. Они спросили ее, почему она им обоим тогда лгала, сообщив о смерти друг друга. В ответ на это Геновефа разрыдалась, не произнеся ни слова в ответ. О причине этого можно было только догадываться. На встрече с матерью Юрека Циля услышала от нее слова извинения. Мать извинялась за причиненное ею Циле беспокойство…
Им было хорошо вместе, и во время одного из приездов Циля попыталась предложить Юреку соединиться с ней, переехав в Америку. Юрек ее предложение не принял: у него семья, дети, и Циля поняла, что вносить разлад в его жизнь не стоит. Линиям их судеб соединиться, к сожалению, было не суждено. Теперь уже никогда.
Вернувшись в Нью-Йорк, Циля написала ему: «Юрек, я больше не приеду». Он много раз писал ей потом, но она не отвечала на письма. Больше они никогда не встречались.
27 июня 1985 года Ежи (Юрек) Билецкий за спасение Цили Цибульской был удостоен «Яд Вашемом» высокого звания Праведника народов мира. Он стал почетным гражданином Израиля и почетным председателем Христианской ассоциации семей Аушвица (Christian Association oft he Auschwitz Families). 20 октября 2011 года Юрека Билецкого не стало. Он пережил Цилю на 6 лет.
В 2006 году дочь Цили, Фай Роземан, успела при его жизни встретиться с ним, с человеком, который спас ее маму. Сердечно поблагодарив Юрека Билецкого, она сказала:
– Если бы вы не спасли тогда мою маму, нашей семьи бы не существовало.
– Я очень любил вашу маму, очень. Иногда я плакал о том, что она не со мной. Она снилась мне, и я просыпался в слезах. Судьба решила все за нас, но, вернись я в то время, я бы поступил так же, — ответил ей Юрек.