С 1960 года он был глазами миллионов советских людей, которые смотрели на мир через созданный им «Клуб путешественников», который позже будет вести Юрий Сенкевич. Он же навсегда остался первооткрывателем жанра кинопутешествий: еще в 1925 году Владимир Шнейдеров на свои деньги купил камеру и отправился в считавшуюся смертельной авиаэкспедицию Москва — Монголия — Китай. Так появился фильм «Великий перелет», потом — «Подножие смерти» и многие другие.
Говорят, он выбрал профессию, которую сам и придумал. С детских лет он увлеченно слушал рассказы о дальних походах, открытиях новых земель и странствиях. А слушая, мысленно представлял себя на месте первооткрывателя, пробирающегося через снежные бури, зыбкие пустыни и джунгли. Ребенком он зачитывался Киплингом и впитывал в себя качества героев его книг, проникался жаждой познания нового. Перо вождя индейского племени и лук отважного воина за спиной со временем сменились компасом и рюкзаком лидера бойскаутского отряда. А когда он вырос и из них, после революции в его руке появилась кинокамера. С ней-то наперевес режиссер Владимир Шнейдеров и вел свои экспедиции, в участниках которых насчитывались миллионы зрителей. Вместе с ним они погружались в неизведанное, преодолевали трудности и опасности, сопереживали героям его фильмов «Джульбарс» и «Ущелье Аламасов». А созданный им «Клуб кинопутешествий» давал возможность увидеть не только все уголки необъятной советской страны, но и краешком глаза взглянуть на страны далекие, неизвестные и запретные.
Об этих землях ему рассказывал еще при жизни отец — Адольф Шнейдеров, совершивший в конце позапрошлого столетия кругосветное плавание в качестве матроса и передававший свои впечатления сыну, рожденному 28 июля 1900 года. Возможно, благодаря этим рассказам и неутолимой страсти к книгам Владимир Шнейдеров, чье взросление сопровождалось революциями, коллективизацией и индустриализацией, гражданской и мировой войнами, остался романтиком. Конечно, у вновь образованного государства была своя разнарядка на граждан, мало учитывавшая их внутренние желания. А потому первоначально отслужившего в Красной Армии 20-летнего Шнейдерова направили в одну из первых в стране школ трактористов, где вскоре он стал уже ее руководителем.
Затем, в 1923 году, в качестве организатора выпуска тематических (тракторных) фильмов его перевели на работу в «Пролеткино», где Шнейдеров впервые познакомился с процессом киносъемки и неожиданно отказался от предложенной ему должности, записавшись учеником в монтажную. А уже летом 1925 года Шнейдерову удается присоединиться к советской авиационной экспедиции по маршруту Москва — Монголия — Китай, к которой были прикованы взгляды всей мировой авиации.
Дальние перелеты случались и ранее, но у американцев и англичан они были неудачными. Конечной заданной цели никем достигнуто не было. Да и начальник советской экспедиции не сильно верил в успех, открыто заявляя, что будет считать огромным успехом, если ему удастся довести до Пекина хотя бы половину машин. Что может случиться в пути с остальной половиной, каждый представлял по-своему, а потому никто из опытных кинематографистов не изъявил желания лететь с экспедицией. Разрешения Союз кинематографистов не дал и непонятно откуда взявшемуся, добровольно желавшему принять участие в экспедиции Шнейдерову. Точнее, не разрешили выдать ему аппаратуру, в потере которой вместе с самолетом где-нибудь над тайгой мало кто сомневался.
Тогда вместе с оператором Георгием Блюмом Шнейдеров в долг, под залог всего своего имущества и даже жилья, приобрел кинокамеру и отправился на съемки своего первого экспедиционного фильма — «Великий перелет». Фильм вошел в золотой фонд советского кино, заставив всех говорить о Шнейдерове как о талантливом кинопутешественнике. А последовавший после этого фильм «Подножие смерти», отснятый в составе советско-германской научной экспедиции по обследованию одной из неизученных областей Памира, только подтвердил мастерство режиссера, преодолевшего Подножие смерти (так переводится с древнеиранского название Памир).
Летом 1929 года уже по поручению киностудии он выезжает в закрытый в то время для иностранцев Йемен. И если геологи и археологи все же изредка бывали там, то до Шнейдерова кинематографистов никто ранее не видел. В одном из йеменских городов сын короля даже принял группу за инженеров, попросив электрифицировать его дворец. Прикинув возможные последствия отказа сыну короля, отпираться и убеждать, что с электротехникой они знакомы более чем поверхностно, не стали. Работу по электрификации сдали за 10 дней. И несмотря на отсутствие необходимых инструментов и инвентаря, использование медицинского пластыря вместо изоленты, гвоздей, обвитых шелковыми нитками вместо изолятора, и прочих неудобств, решаемых по ходу работы, дебют Шнейдерова в качестве электромонтера прошел удачно. В благодарность от принца было получено разрешение беспрепятственно передвигаться по всей стране.
И в 1930 году на экраны вышел фильм «Эль-Йемен». Через два года вышел следующий его фильм — «Два океана», повествовавший о прохождении Северного морского пути на ледоколе «Александр Сибиряков». Каждый из этих фильмов — это тема отдельного увлекательного рассказа об экспедициях, в которых наравне с крупнейшими учеными и исследователями все трудности пути преодолевал и Владимир Шнейдеров со своей командой. Причем не просто наблюдая все в объектив кинокамеры, но и принимая участие в решении каждого вопроса, встававшего на пути путешественников.
В середине 30-х он ставил уже и художественные приключенческие фильмы, среди которых особую любовь у зрителей завоевывали «Ущелье Аламасов», ну и, конечно же, «Джульбарс». Правда, по истории, рассказанной одним из учеников Шнейдерова, в последний день съемок произошла ужасная история. Служебная собака пограничников — всеобщий кинолюбимец, помогавший героям фильма в борьбе с негодяями, — откусила режиссеру фалангу указательного пальца. Произошло это в тот момент, когда Шнейдеров, до этого пса остерегавшийся, решил погладить его на прощание. Все случилось моментально. Конечно, без пары крепких слов в адрес четвероногого артиста не обошлось, но зла к нему Шнейдеров не испытывал, понимая, что это его ошибка.
Положив оттяпанную часть пальца в спичечный коробок и густо присыпав ее солью, он привез ее с собой с Памира в Москву. Жил он тогда в коммунальной квартире и по приезде положил коробок на общей кухне у газовой плиты. Первой жертвой стала его жена, открывшая коробок в желании достать спичку и зажечь плиту. Реакцию, сопровождавшуюся обмороком, представить может каждый. Испытать ее на себе довелось многим соседям по коммуналке, пытавшимся разогреть чаю.
С исследовательских и художественных фильмов в годы войны он переключился на фильмы инструкторские и агитационные, создав за четыре года 47 картин. А после войны ему удалось воплотить мечту, которую он лелеял уже много лет, — собрать команду для работы над серийными фильмами о путешествиях по СССР. Работая над фильмами, он исколесил десятки, если не сотни тысяч километров по всей стране. Шнейдеров был назначен руководителем творческого объединения географических фильмов студии «Центрнаучфильм», которое между собой все называли просто — Объединение Шнейдерова. Под его руководством по радио звучал «Клуб знаменитых капитанов», им же и придуманный, в кинотеатрах шли сериалы «Путешествия по СССР», киножурналы «На морях и океанах» и «Альманах кинопутешествий». А вся страна раз в неделю буквально прилипала к экрану телевизоров во время показа легендарной передачи «Клуб кинопутешествий», ведущим которой Владимир Шнейдеров оставался практически до самой смерти в 1973 году.
Алексей ВИКТОРОВ
http://www.jewish.ru