Когда меня спрашивают, кто главный герой моих повестей, рассказов и пьес, я отвечаю: семья. Ибо через семью пролегают самые значительные проблемы века: социальные, нравственные, политические…
Анатолий Алексин
Мы вновь читаем и перечитываем любимые нами с юношества книги Анатолия Алексина. Они по-прежнему интересны нам, живущим в Америке немолодым людям. Потому что литературные образы, созданные писателем, показывают, как человек может противостоять не только одному мерзавцу, но и целой толпе, побеждая подлость, предательство, хамство…
Книги Анатолия Алексина действительно учат не просто абстрактной любви к людям, а и умению сострадать, сочувствовать и помогать. Именно поэтому мы, члены Клуба любителей книги Еврейского центра Бенсонхёрста, обратились к обсуждению его романа «Сага о Певзнерах».
Итак, 15 мая 2016 года. На экране — портрет писателя; это как эффект присутствия Алексина, которого мы знаем и по личному общению. Об этом с гордостью сказала Евгения Лебедева: «Анатолий Георгиевич был первым писателем, который в 1995 году, на заре зарождения нашего клуба, был его гостем. С тех пор он трижды выступал у нас. На одном из заседаний нашего клуба прошла презентация книги “Неужели это было?” Татьяны Алексиной, жены писателя. И мы благодарны газете “Еврейский Мир” за то, что более полугода из номера в номер публиковался обсуждаемый нами сегодня роман».
Открывая заседание, ведущая Нелли Сальникер напомнила присутствующим, что книги Анатолия Алексина переведены на 48 языков мира и изданы в разных странах общим тиражом более 120 миллионов экземпляров. Писатель — лауреат многих премий СССР, России, Израиля, а также международных премий. Его имя внесено в международную энциклопедию «Выдающиеся деятели литературы и искусства XX и XXI веков», а Кембриджский университет внес его имя в число «выдающихся интеллектуалов мира». Сегодня Анатолия Алексина называют классиком современности.
Все присутствующие в зале люди пережили советский режим со всеми его напастями: сталинскими репрессиями, антисемитизмом, лживой пропагандой и связанными с этим моральными уродствами. Поэтому коллизии романа так понятны и близки каждому.
«Сага о Певзнерах — роман-хроника. Начинается он с того, как накануне Дня Победы 1945 года в семье Героя Советского Союза Бориса Певзнера рождается тройня: два мальчика и девочка. И далее — судьба каждого члена семьи и всех вместе на фоне трагических событий, происходивших в Советском Союзе, а затем в Израиле…
Все выступавшие говорили о том, что роман многие перечитывали с большим удовольствием, взахлёб. И мы, авторы этой статьи, задумались о том, почему читатели так единодушны в восприятии этой книги.
Писатель Анатолий Алексин добивается высочайшего накала страстей и трагизма изображаемого. Это видно и в сцене, когда маленькая, хрупкая Юдифь спасает мужа во время похорон Сталина, и в сцене гибели Даши, и во многих других обстоятельствах. И вообще, все герои «Саги» или слишком добродетельны, или чересчур злобны. Наверное, ярче всего это видно в изображении Даши — красавицы, умницы, идеальной во всех отношениях. И её губят зависть, ревность, национализм в разных проявлениях: и государственном, и бытовом. Впрочем, не всегда ясно, где кончается одно и начинается другое.
Эдуард Васильев на примере образа Бориса Певзнера говорил о тяжелом пути прозрения человека, верившего в справедливость советского строя. Именно он, Герой Советского Союза, сказал своей семье, что нужно уезжать в Израиль. И это было окончательным отходом от святой для него веры в «светлые идеалы».
Ивена Новак с большой теплотой говорила о Юдифи, жене Героя. Это удивительно цельный и притягательный образ еврейской жены и матери. Она мудра и во всех обстоятельствах предоставляет мужу возможность чувствовать себя главой семьи. В сложных жизненных ситуациях она всегда становится как бы щитом для своей семьи. И погибает в израильском автобусе, взорванном террористами, именно она, Юдифь.
По мнению Майи Клейнберг, друг Певзнеров Абрам Абрамович — это царь Соломон нашего времени. Он является как бы антиподом Бориса: верно понимающий происходящее, он во многом помогает другу понять лживость и порочность советского строя. Абрам Абрамович всегда к месту приводит какой-нибудь еврейский анекдот (Анатолий Георгиевич как-то сказал, что их в книге 52!). Невозможно без слёз читать эпизод смерти Абрама Абрамовича. После фразы: «Я всю жизнь любил вашу маму», — следует: «Есть такой анекдот…» И это последняя неоконченная попытка как-то смягчить трагедию своего ухода.
Изабелла Фалькова обратила внимание на один из отрицательных образов романа. Нелли Красовская — так зовут ярую антисемитку, вставшую на пути Даши. Сам автор так говорит об этом персонаже: «Динамике характера Красовской можно было бы посвятить целую диссертацию, и этот научный труд был бы о том, как хороший человек постепенно превращается в свою полную противоположность». Изабелла вспоминала, что и у неё было немало эпизодов, когда антисемиты мешали её жизненным планам.
Сходство судеб Певзнеров и своей семьи отметила Соня Фридман. Она, как и Даша, испытала зависть, даже ненависть одноклассников только потому, что была еврейкой. Соня вспоминала, как в начале войны в её дом пришли полицаи-грабители, а с ними — её лучшая подруга, маленькая девочка, которая сказала: «Ты жидовка, я у тебя всё заберу и буду такая же красивая, как ты». Иосиф, муж Сони, чтобы спасти жизнь во время войны, сменил свою еврейскую фамилию на украинскую. За это советским судопроизводством он был обвинен в попытке изменить родине.
Сабина Готлиб вспоминала, как всегда с упоением читала рассказы и повести Алексина в журнале «Юность», членом редколлегии которого писатель был более двадцати лет. Как бы подытоживая сказанное ранее, Сабина высказала мысль, что «Сага о Певзнерах» — удивительно светлое, жизнеутверждающее произведение. А в образе Абрама Абрамовича Сабина увидела собирательный образ еврейского народа. Потому что евреи во все времена пытались в самых трудных обстоятельствах прикрывать беды шутками и смеяться даже над собой.
Начинается и заканчивается роман одними и теми же словами: «Стены смеха на свете нет. А Стена Плача пролегла от Иерусалима по всей земле». Эти слова прозвучали и в конце заседания Клуба любителей книги, которое надолго запомнится нам.
И тут неожиданно гость клуба Юрий Бунчик, поэт, эссеист, переводчик, прочитал свою «Песню об Израиле», которая как бы вернула нас в Иерусалим, где Анатолий Алексин оставил нас с последними страницами своего романа:
Я верю, что Израиль наш
не пропадёт,
Он всем врагам назло
живёт, живёт, живёт.
Он будет жить всегда —
Израиль золотой,
Давидова звезда,
Иерусалим святой.
Я верю, что к Израилю
придёт ещё покой,
Я верю в это сердцем,
всей моей душой!
Мы хотим передать нашу огромную благодарность Анатолию Георгиевичу Алексину за все его творчество и, в частности, за его замечательный, трогающий сердца людей роман «Сага о Певзнерах». Третьего августа этого года Анатолию Георгиевичу исполнится 92 года. Пожелаем же ему здоровья и благоденствия!
Роза БУНЧИК, Алекс ФИШЕР