В феврале Маркин говорит, что экс-глава ЮКОСа объявлен в розыск по линии Интерпола, а оттуда, из штаб-квартиры в Лионе, немедленно сообщают, что это вранье. Запрос отклонен. Полтора месяца спустя Генпрокуратура РФ извещает о передаче «неких дополнительных материалов» в отношении Ходорковского, но ответа нет и никогда не будет.
В Москве не унимаются, и в конце апреля «источник, знакомый с ситуацией», уверяет нас, что после получения новых «сведений» отказ могут пересмотреть. Из Франции тут же пишут, что ничего у российских коллег не запрашивали.
История про Ходорковского и Интерпол — это детская игра в салочки и грубоватый взрослый анекдот. Российские обвинители гоняются за иностранными, пытаясь передать им бумаги, в которых сказана вся правда «по вновь открывшимся обстоятельствам», а те уклоняются и документов не берут. Если же переводить их диалог с языка межпрокурорского общения на общечеловеческий, то Интерпол прямо посылает Бастрыкина и Чайку куда подальше. Однако наши силовики — народ упорный, и детская площадка снова и снова оглашается отборнейшей руганью на безукоризненной бюрократической фене.
Впрочем, смешного в этом сюжете мало. Ясно, что власти российской с присущими ей прокурорами плевать, как она выглядит, а по ходу вялотекущего скандала задачи решаются самые разнообразные. Во-первых, помилованного Путиным практически объявляют вне закона, что адресуется прежде всего отечественной аудитории, но и самому Михаилу Борисовичу тоже. Во-вторых, Кремль таким образом реагирует на всякие новости, связанные с политической активностью эмигранта, и не только. В частности, очередная попытка как-то, что ли, достучаться до Интерпола была совершена вскоре после того, как Окружной суд Гааги отменил решение о выплате Россией 50 миллиардов долларов акционерам ЮКОСа.
Переварив эту счастливую новость, как было удержаться от соблазна еще раз обратиться в Лион: а вдруг повезет? Причем столь же внезапно и необъяснимо, как в Гааге. Странно даже, что не повезло.
Вчера «источник, знакомый с ситуацией», опять пробудился к жизни, и с тем же сообщением, что и всегда. В Интерпол направлен свежий эксклюзив по делу Ходорковского, причем на сей раз, с учетом прежних ошибок, «по договоренности с генеральным секретариатом», чтобы с ходу его, значит, не завернули. Данную информацию еще уточняет, если не опровергает, официальный представитель ГП РФ Александр Куренной. По его словам, в Лион пока «направлена лишь часть запрошенных дополнительных документов», а ежели возникнут вопросы, то «по результатам их рассмотрения планируется провести очередной раунд консультаций». Иными словами, в Москве теперь делают все возможное, чтобы растянуть во времени чудо человеческого общения с Интерполом. Сперва как бы заинтриговывают, потом терпеливо ждут, а после готовы вступить в переговоры, и чем дольше они продлятся, тем лучше. Желательно хотя бы до осени.
Тут имеются свои резоны.
Дело в том, что в ближайших парламентских выборах участвуют 25 кандидатов, которых поддерживает «Открытая Россия». Это очень разные люди, объединенные, в сущности, одной целью: стать политиками. Точнее, заставить говорить о себе, при том что реальных шансов на победу у них практически нет. Однако жизнь в стране едва ли завершится нынешней осенью, оттого политическое их будущее непредсказуемо. Всякое может произойти, и если в том нерушимом Союзе, который мы потеряли, народным депутатом стал академик Сахаров, то почему бы Марии, к примеру, Бароновой не быть председателем грядущей Думы? Разумеется, после ухода Путина, но кто даже сегодня может с уверенностью сказать, что этого не произойдет никогда?
Ходорковский играет вдолгую, а власть, озабоченная сиюминутными проблемами, старается эту игру пресечь. По-видимому, в том ныне и заключается смысл игры в салочки с Интерполом, чтобы Ходорковского обозвать убийцей, а людей из его списка причислить к пособникам. Как бы взять в заложники, пусть и не подвергая немедленным репрессиям. Выборы совсем скоро, предвыборная борьба уже фактически началась, достаточно вспомнить документальные, грубо говоря, фильмы про Навального и Касьянова, чтобы догадаться о том, что в Кремле думают о несистемной оппозиции и какими аргументами запасаются.
Готовятся к парламентским баталиям и в Следственном комитете, и в Генпрокуратуре, заваливая Лион своими «дополнительными материалами». Эта игра стоит свеч. Ведь, если дело выгорит и сотрудники Интерпола, отказавшись от прежней практики немедленного посылания в пешее эротическое путешествие, согласятся хотя бы ненадолго придержать у себя обвинительные тексты, тогда любой Киселев-Соловьев сможет возвысить свой гневный голос против «убийцы» и его «подручных». Тогда в борьбе с несогласными у кремлевских пропагандистов появится еще один довод — наряду с пулями, скрытыми камерами, тортами, зеленкой и другими средствами, при помощи которых телевизионщики и прочие неравнодушные граждане спасают Россию. Согласитесь, это будет сильный полемический ход: вот, мол, и в далеком Лионе все-таки вчитались в наши бумаги и того гляди объявят Ходорковского в розыск.
Главное, чтобы не отвергали их с порога. Согласились подержать у себя, хотя бы недельку, а там и свежая порция разоблачений подоспеет, за ней через месяц следующая. Это так важно, что не жалко никаких трудов и совсем не страшно выставлять себя на позорище. Когда-то, много лет назад, вероятно, еще слегка стыдились и национальный лидер, играя желваками, повелевал прекратить истерику, а теперь чего уж там. Теперь можно не прекращать.
Илья МИЛЬШТЕЙН
http://grani.ru