В 1966 году я учился в иешиве Rabbi Jacob Joseph School, известной во всем мире как RJJ, которая тогда находилась в нижнем Ист-Сайде, в Манхэттене. Мой партнер по учебе Александр Стерн был как-то связан с «Хабадом» и постоянно предлагал мне посетить фарбренген, который вел Ребе. Наконец на Йуд Шват я принял его приглашение.
Йуд Шват, десятое число месяца швата, — очень важная дата для хабадников. В этот день предыдущий Любавичский Ребе, известный как Ребе Раяц, вернул свою святую душу Создателю, а ровно через год его зять рабби Менахем Мендел Шнеерсон официально принял на себя руководство Любавичским движением.
Фарбренген мне очень понравился, но домой я вернулся очень поздно и на следующее утро опоздал на занятия. Наш учитель, реб Шая Шимоновиц, один из великих раввинов прославленной иешивы города Мир, в Белоруссии, моментально вычислил, почему мы припозднились. Войдя в класс, он строго отчитал нас: «Вы что, не понимаете важности Торы?! Вы потеряли время, которое могли посвятить изучению Торы… Вы пропустили урок!» В общем, выдал он нам по первое число, и, сказать по правде, меня это сильно задело. До сих пор я думал, что у нас с ним очень хорошие отношения. Первый раз я получил от него такую взбучку.
Когда урок закончился и пора было уходить из учебного зала, учитель попросил Алекса и меня остаться. Я уже ожидал второй серии нравоучений, но ничего подобного не случилось.
Когда все остальные вышли и остались только реб Шая и мы, он рассказал нам потрясающую историю. Похоже, он понимал, насколько нас огорчил его нагоняй, и решил развеять нашу обиду, намекнув заодно, что время, которое мы провели у Любавичского Ребе, на самом деле не было потеряно.
Как я понял, в 1937 году, когда Ребе еще не был Ребе и учился в университетах Берлина и Парижа, он выполнял также различные миссии для предыдущего Ребе. В тот раз он собирал подписи известных знатоков Торы к письму предыдущего Ребе. С этой целью он приехал в Вильно — один из главных центров изучения Торы, где жил знаменитый раввин Хаим Озер Гродзинский.
В тот день, когда Ребе приехал, реб Хаим Озер принимал именитого гостя, другого светоча Торы — реб Боруха Бера Лейбовица, главу Каменецкой иешивы, лучшего ученика реб Хаима Брискера. Ребе ждал окончания этой встречи в учебном зале, и те, кто там находился, догадавшись, что он любавичский хасид, начали приставать к нему с заковыристыми вопросами на различные темы из Талмуда. Но Ребе не отвечал.
Наш учитель, реб Шая, все это видел, так как сопровождал тогда реб Боруха Бера, и рассказал нам, что некоторые из присутствующих донимали Ребе просто безжалостно. Но тот не отвечал, просто молчал. А потом оказалось, что реб Хаим Озер случайно стал свидетелем этой сцены. Наконец он жестом пригласил Ребе войти к себе. Когда Ребе вошел внутрь, он начал отвечать на все вопросы, которые были заданы ему снаружи. И его ответы, как рассказал реб Шая, были ясные и глубокие. Ребе с легкостью цитировал ранних и поздних комментаторов Торы.
Реб Хаим Озер спросил его:
– Почему же вы не ответили на все эти вопросы снаружи, когда они вас донимали?
– Я приехал сюда не для дебатов, — ответил Ребе. — Однако я заметил, что вы слушаете их вопросы, и испугался, что, если не отвечу на них, это отрицательно скажется на моей миссии, порученной мне моим тестем.
Реб Хаим Озер взял письмо и начал его читать, а тем временем с Ребе продолжил разговор реб Борух Бер. Уже через несколько минут он сказал ему: «Если вы приедете учиться в мою иешиву, я гарантирую вам, что вы станете лидером всего литовского ученого мира!» Ребе вежливо отказался. Он сказал, что у него свой путь и ему есть перед кем отвечать, имея в виду предыдущего Любавичского Ребе. И тогда реб Борух Бер заплакал.
Реб Шая, который оказался свидетелем этой сцены, сказал, что раньше никогда и никому об этом не рассказывал. Ему нелегко было признаться, что Ребе, хасид, если бы захотел, мог стать лидером другой части еврейского мира.
Рав Йосеф КРУПНИК
Перевод Якова ХАНИНА