И пусть испытания сулит нам дорога,
Пусть новым прогнозом пугают умы,
Но дьявола всё-таки меньше, чем Б-га,
И Света на свете, чуть больше, чем тьмы…
Пусть зло проползло из столетья в столетье,
И небо опять закрывают дымы,
Но Жизни на свете чуть больше, чем смерти,
И Света на свете, чуть больше, чем тьмы.
Андрей Макаревич
Одним из главных сегодняшних, а впрочем, не только сегодняшних противоречий человечества является вопрос: каким образом Б-г допускает зло? Причем сегодня люди до такого договорились, что многие считают: так как в мире много зла, то Его никогда не было, никогда нет и никогда не будет. А впрочем, не было и не надо. Потому что если бы Он был, то Он бы плохим людям, то есть, всем, кроме меня, дал бы по шапке, а ко мне «прилетел на голубом вертолёте и подарил 500 эскимо». На палочке.
Представители многих религий согласны, что дьявол есть, но он борется с Б-гом, как Прометей или Геракл. Почти на равных. Крепкий парень, наверное. Для дуалистов шансы вообще равны — у зороастрийцев «мудрый бог Ахура Мазда» состязается со своим врагом «разрушителем — Ангра Маиньё» и результат матча заранее не просчитан. На войне как на войне.
В Мидраше указано, что ангел, боровшийся с праотцом Яковом (с человеком боровшийся, а не с Б-гом!) , был духовным руководителем его брата Эсава. Имя этого ангела Сатан – «обвинитель, противник». Это один из высших ангелов, которому поручено соблазнять людей на грех, чтобы предоставить им возможность получить награду за верный выбор.
Выбор – то, что делает человека человеком. И хотя Сатан способен действовать только в рамках порученной ему миссии, в своих помыслах он восстал против Творца: решил, что ему сам Б-г – не пан, что рано или поздно он обретет независимость.
Я думаю, он сделает с ней то же, что натворили большинство руководителей освобожденных народов Африки. А впрочем, не только Африки. Капитаны успешно натравили народы друг на друга. То есть «Сатана там правит бал». Тройка, семёрка, туз. И у него на руках всегда пиковая дама из рукава.
К ошибке Сатана привело ограниченное понимание подлинного устройство мира. Если бы Сатан совершал все поступки без примеси мятежных мыслей, он был бы свят так же, как и ангелы, отвечающие за силу электромагнитную, трения, гравитации и так далее. Уверен, даже больше, так как задача у него более трудная. А в конце дней, когда мир придет к окончательному исправлению, его просто уберут, как будто его никогда и не было. Говорят, так вообще поступают с гордецами.
Я точно не знаю, какова роль дьявола в мусульманстве, не знаком с источниками. Но в христианстве роль дьявола преувеличена за счет того, что Сатан выдвинул лозунг по отношению к Б-гу – «Свобода, равенство и братство». Я хочу быть честным и думаю, что вторую часть статьи во многом расширит мой друг Арье Юдасин, который обучал шахматам даже арабских шейхов. Он, в отличие от меня, и Коран почитывал. Впрочем, я тоже могу что-то сказать.
Впервые в своей практике я решил процитировать целую статью светского комментатора. О Сатане он не говорит, но выводы говорят сами за себя. Делайте их самостоятельно.
Статья
Скрываемая правда ислама: Земля Израиля принадлежит еврейскому народу
Несколько месяцев назад высокопоставленный востоковед проф.Нисим Дана бросил теологическую бомбу в сердце ислама, главным образом, фанатичного ислама. В то время, как нынешние исламские законоучители занимаются в мечетях и на массовых демонстрациях подстрекательством против еврейского народа и говорят о «святом долге освободить Палестину от сионистов», проф. Дана, основательно знакомый с Кораном и исламскими комментариями, доказывает, что и Коран, и другие исламские источники видят в Эрец Исраэль землю еврейского народа — и только его.
Результаты своих исследований проф. Дана представил в своей последней книге «Кому принадлежит эта Страна?» (издательство Ариэльского университета) — книге, которая еще до выхода в свет вызвала немало религиозных и политических волн.
Свои первые шаги в этом исследовании Нисим Дана сделал, еще когда был государственным служащим, ответственным за различные общины и религиозные группы.
«С течением времени я обратил внимание, что существует большое различие между написанным в Коране и других древних мусульманских рукописях и тем, что проповедуют в мечетях. Это заинтересовало меня и подтолкнуло основательно исследовать период зарождения ислама, Коран, первых комментаторов, Хадис, их устные предание и так далее, чтобы найти ответ.
Чем больше я продвигался в исследовании, тем больше находил различий — гораздо больше, чем полагал вначале. Например, выяснилось, что Иерусалим, являющийся центром спора между Израилем и исламским миром, ни разу не упоминается в Коране. Там есть лишь один отдаленный намек — да и то за счет отрицания. Видно, в течение определенного времени Иерусалим служил направлением молитв мусульман и в главе 2 стих 142 Корана есть намек на это, но отрицательный: «Не поворачивайте лица (во время молитвы) к тому месту, к которому поворачивались раньше, а поворачивайтесь к Мекке». В продолжение в их устной традиции и исторической литературе есть свидетельства, как второй халиф, правивший через 6 лет после смерти Мохаммеда, порицает мусульманина, придававшего святость Храмовой Горе, — порицает, так как считает, что это святое место для евреев, а не для мусульман».
— Почему вначале мусульмане обращались к Иерусалиму?
— В их традиции и литературе есть немало намеков, что обращение к Иерусалиму во время молитвы было своего рода шагом навстречу евреям, предназначалось показать евреям, что новая религия — ислам — перенимает ряд их символов, все это с целью привлечь евреев в ислам; но евреи не ответили на этот призыв Мохаммеда и поэтому у него больше не было причины пытаться приблизить их. Поэтому в Коране направление молитвы установлено на Мекку.
На протяжении лет у Нисима Дана набралось достаточно данных о скрываемой правде отношения ислама к Земле Израиля, Иерусалиму и Храмовой Горе. Со временем это сформировалось в книгу, представляющую правду всему миру. Но и раньше ему приходилось вступать в диспуты с высокопоставленными исламскими деятелями — в этих диспутах он говорил о базовых принципах их религии (проф. Нисим Дана в совершенстве знает арабский). Он рассказывает:
«В 2002г. я уволился с государственной службы и начал продолжающуюся до сегодняшнего дня университетскую карьеру. После ряда исследований я опубликовал статью, после которой дал интервью и представил данные, легко доказываемые на основании мусульманских источников. Согласно принятому сейчас в исламском мире утверждению, Мохаммед поднялся на небо через Храмовую Гору. Мусульмане верят в это, хоть это вообще не фигурирует в Коране, а более поздние классические исламские комментарии не относятся всерьез к этой идее. Например, когда спросили жену Мохаммеда об этой идее (подъеме на небо через Храмовую Гору), она ответила, что это был ночной сон, а не настоящий случай. Один из крупнейших исламских теологов, говоря об этом и об утверждении, что на Храмовой Горе есть признаки того возношения на небо, заявил, что это все ложь. Второй халиф, который был правой рукой Мохаммеда, порицал мусульманина, относившегося со святым почтением к Храмовой Горе, и сказал тому, что Храмовая Гора свята только для евреев. Я опубликовал статью об этом и получил отклики из Египта, Иордании, ПА и других мест — в течение 6 месяцев бушевала небольшая буря вокруг моего утверждения.
Спустя 6 месяцев, в течение которых были опубликованы около 20 статей, спорящих со мной, в египетской газете «аль Каира» появилась статья, анализирующая приведенные мной факты, в конце статья подытоживала, что то ночное восхождение на небо не было из Мекки через Храмовую Гору, а из Мекки через Медину. Это очень существенная деталь для ислама».
Религиозные деятели ни разу не читали тексты по первоисточникам.
— Как же получилось, что такие ясные факты «перевернулись» и «святость Иерусалима для ислама» стала фокусом подстрекательства против еврейского народа? Кто скрыл правду и почему?
— Есть очень странная вещь. Я расскажу Вам историю, из которой можно понять ответ на это и на другие вопросы, возникающие из исследования: В прошлом я пользовался услугами одного мусульманского религиозного деятеля для своей работы. Он заинтересовался моей работой. Я рассказал ему, что преподаю арабский язык в университете, — он удивился. Я сказал ему, что преподаю также Коран, — это поразило его еще больше. А когда я сказал, что у меня есть студенты-мусульмане, его удивлению не было предела. Это было непостижимо для него. Мы договорились встретиться, чтобы обменяться мнениями о дилемме вокруг Эрец Исраэль, которую они теперь называют Палестиной. В время встречи я привел ему несколько цитат из Корана, в которых Аллах ясно заявляет, что Землю Израиля он дает евреям. Я указал ему 7-8 таких цитат. Услышав это, он попросил меня показать ему Коран, в котором я нахожу такие тексты. Я принес ему Коран, он начал листать книгу. Когда я спросил, что он ищет, он ответил, что хочет узнать, где напечатали этот Коран. Я указал ему последнюю страницу, где указывалось, что книга напечатана в Мекке в Саудовской Аравии. После этого он сказал мне поразительную фразу, особенно учитывая, что речь идет о религиозном деятеле: «Я первый раз читаю эти стихи Корана». В этом заключается ответ на Ваш вопрос. Я не знаю почему это так, но факт, что мусульмане не углубляются в свои базовые принципы и не прилагают усилий, чтобы разобраться в них, а полагаются на более позднюю «религиозную публицистику».
Границы Земли Обетованной для евреев — версия Корана
Дополнительная интересная деталь, обнаруженная проф. Нисимом Дана, — деталь, которую он сам определяет как «одну из самых захватывающих вещей, с которыми я встречался», — это границы Эрец Израэль, предназначенной еврейскому народу, границы согласно Корану. «В одном из стихов (глава 7 стих 137) Корана говорится, что Аллах завещает Эрец Исраэль еврейскому народу, восточную и западную ее части; и этим он выполняет свое обещание евреям. Мусульманские комментаторы пытались объяснить, что такое восток и запад Страны. Им было понятно, что речь идет об огромной территории, но они хотели понять о какой точно территории идет речь. Один из крупнейших исламских комментаторов Чабари приводит несколько ответов от имени других, а затем подытоживает в своем ответе, который приняли большинство исламских богословов:
земля, которую Аллах дает евреям, простирается от Евфрата до восточного берега Нила!»
Как сказано, книга проф. Нисима Дана привлекла большое внимание ученых востоковедов. Дана убежден, что книга будет иметь последствия и на международной политической арене, если только стоящие у руля сумеют воспользоваться ей. Он рассказывает, что книга уже поступила к нескольким министрам. Часть из них уже прислали свои отклики. Остается только узнать, как они смогут направить факты в нужное русло.
(Перевел Яков Халфин, МАОФ)
Упомяну ещё только факт, который светскому автору не очень хочется указывать: мусульманские источники говорят о связи Земли Израиля и народа Израиля, живущего по закону Торы. Не могу исключить, что, когда наконец весть наш народ вернётся к своим корням, мусульмане вдруг обнаружат в своём каноне «пропавшие тексты» и отношения с евреями станут у них совсем другими. Ведь тогда «наш лучший друг» изрядно потеряет силу, которую с таким энтузиазмом дают ему атеисты,- и натравливать народы друг на друга станет много сложнее. Впрочем, вернёмся к нашей основной теме.
Интересно, что в исламе конфликт Сатана с Б-гом заключается в том, что Сатан отказывается поклониться человеку, считая это идолопоклонством. Все-таки он религиозный, но только слишком уж страсти захлестывают.
Нечто подобное у христиан. Танах, который они (с небольшими добавками) принимают в свой канон под названием «Ветхого Завета», землю Израиля с народом Израиля связывает совершенно однозначно. В Пятикнижии прямым текстом — 22 раза, и ещё множество раз в других книгах Святого Писания. И сегодня есть десятки миллионов христиан, принимающих это как несомненную данность. Читающих книгу так или почти так, как она написана. В частности, таковы евангелисты Америки, которых 40-60 миллионов, в основном в южных штатах, и которые куда больше, чем пресловутое «еврейское лобби», влияют на поддержку Америкой государства Израиль. Или, скажем, баптисты Северной Европы, оказывавшие большую материальную и моральную помощь евреям, улетавшим в Израиль из СССР и позднее из России. В их идеологии собирание евреев на своей Святой Земле — важнейший признак наступления мессианской эры. Но как же веками получалось, что христианские теологи настаивали на разрыве связи «проклятого народа» (не «благословенного», как в «Старом Завете»!) и «Святой Земли», которую, мол, «Всевышний за грехи иудеев отдал истинно праведным — «Новому Израилю», церкви? Удивительно это напоминает беседу профессором Дана с шейхом, не так ли?
Интересно, что мы, евреи, читая текст Торы, данный нам белым огнем по черному огню, поднимаем пальцы, указываем на Свитки. И торжественно все вместе заявляем: «Это та самая Тора, которую дал нам Всевышний через пророка Моше на горе Синай».