Во мне как будто лед и пламя,
Восторг с презрением слились,
И Сатана играет нами,
Обманом подменяя жизнь.
Сергей Трофимов
Казни в Египте служили нескольким целям. В отличие от земных правителей, которые бьют своих, чтобы чужие боялись, Всевышний бьет чужих – египтян, чтобы испугались свои – евреи.
Обратим внимание на седьмую казнь, град. Чем она отличается? Важнее всего, что египтяне, подобно фараону, были патриоты. На всякие еврейские штучки – кровь, жабы, саранча – внимания не обращали. «Жила бы страна родная, и нету других забот». Должно быть, думали, что Моше – обычный колдун, просто очень продвинутый. Поэтому его силы ограничены. А непатриотизм для сохранения имущества считался государственной изменой. Египтян бы просто раскулачили и послали по местам ссылки Йосефа.
Моше объявляет, что завтра будет тяжелый град, которого никогда не было в Египте. Что такое град – знаю не понаслышке. У меня лучший друг работал в окрестностях Тбилиси в организации «Грузинское активное воздействие на облака». Можете не расшифровывать. Град в Грузии частенько уничтожал виноградники.
Впервые во время седьмой казни египтяне испугались Б-га больше, чем доносчиков фараона — и спрятали скот и рабов. Это потому что «своя рубашка ближе к телу». Потом, когда страх прошел, те же «богобоязненные» люди привели спасенных коней к фараону для погони за отпущенными еврееями. Поэтому Тора говорит о них пару очень «теплых» слов.
Чем отличалась эта казнь от остальных? Моше простер руку к небу,- а Мидраш утверждает, что Пресвятой поднял Моше выше небес. Град был необычный, огонь и лёд вместе. Лёд и пламя, исполняя волю своего Творца, заключили между собой мир. Наверняка, точно так в мире между собой могут быть только семьи и народы, если все их члены и граждане будут выполнять волю Творца. Наверное, так крепка моя дружба с Арье Юдасиным, потому что у нас с ним воистину один Б-г.
В данном случае фараон сознается Моше, что он и его народ грешны, а Г-сподь – праведник. Просит, пусть Моше помолится — и евреи могут уходить. Моше должен был бы обрадоваться, тут же начать молиться. Однако он просит разрешение выйти из города, потому что в городе полно идолов.
НаЦиВ задает вопрос: «А что, раньше – идолы не мешали?» Сам же отвечает: «Раньше Моше заходил в синагогу и там молился». Теперь же потребовалось подняться на Небеса. Или даже выше. Поэтому Моше должен был молиться вне стен синагоги. Почему — у меня не спрашивайте. Звоните НаЦиВу.
Если бы я такое объяснение услышал от представителей хасидута Бреслав, у меня не было бы вопросов. Наоборот, я попытался бы отыскать подробности — как молиться, когда тебя поднимают на Небеса, но не для личной надобности? Мне бы дай Б-г в синагоге научиться молиться…
Просто интересно, что об этом заговорил ученик школы Виленского Гаона – НаЦив (рав Нафтали Цви Иеуда Берлин). Правда, при этом он добавил, что это огромная тайна. И давать подробности он не будет. И все-таки мы надеемся.
«Ты… тянешь руки в небеса.
Ты… вдруг услышишь голоса:
«Потерпи еще чуть-чуть,
Мы тебе укажем путь».
Дорога не длинна,
Хоть и тяжело идти,
Над тобою глубина
Ярким светом впереди.
Превращается в полет,
Что так легок и лучист,
Глубина не предает,
если светел ты и чист».
(Наталья Семагина).