Примаковские развороты

Некоторых актеров узнаешь с первого взгляда и даже по голосу. А изменит голос – так по манерам. Некоторых авторов угадаешь по недомолвкам. Анонимщика можно узнать по почерку, иного хитреца – по повадкам, кого-то по походке. По всем признакам всегда узнаваем Евгений Максимович Примаков. Актер он неважный, всегда в одной привычной роли. Автор – предсказуемый, косный, склонный к лицемерию. Хитрец он скрытный.

Таковы мои о нем впечатления. На чем они основаны? Конечно, не на личном знакомстве. Зато на давнем. Он был корреспондентом Гостелерадио и газеты «Правда» в арабских странах и с 1956 года в течение 15 лет отравлял радиослушателей и читателей, в том числе и меня, тенденциозной ложью.

Человек скрываемого происхождения – для КГБ не было секретом, что еврейского, – он в 1948 году, в разгар развернутой Сталиным антисемитской кампании, поступил в опекаемый КГБ Московский институт востоковедения, практически недоступный абитуриентам со стороны. Сразу по окончании института он три года числился аспирантом МГУ, но защитой кандидатской диссертации аспирантура не завершилась. Значит, занимался не ею, а чем-то другим. Но это неважно, позже, поднявшись по служебной лестнице, он и без кандидатской стал доктором экономических наук, даже академиком.

Будучи корреспондентом «Правды», он выполнял «специальные поручения Советского правительства и советской разведки» (это из официальной его биографии), был также советником Политбюро ЦК КПСС по внешней политике на Ближнем Востоке. Значит, ко всем гадостям той политики он был причастен – к вооружению враждебных Израилю режимов, к соблазнению их лидеров подачками, вплоть до вручения им Золотых Звезд Героев Советского Союза (кстати, в ответ и сам Примаков стал лауреатом премии имени Насера), к направлению в арабские армии советников и военных специалистов, развязыванию войн, поддержке террора, воспитанию Арафата и Абу Мазена (причастен к диссертации последнего, отрицавшей Холокост), к подготовке террористов на российской территории и т. д. Причастен он, значит, и к провалам этой политики, но в советниках Политбюро держался долго – какое Политбюро, такой у него и советник, какой советник, такое и Политбюро.

Пребывал он больше за кулисами, а явственно предстал пред очи народа в 1989 году, когда Горбачев, ориентировавшийся на настроения старой советской номенклатуры, не нашел ничего лучшего, чем сделать этого воспитанного шпионским ведомством мелкого арабиста, журналиста-клеветника и провокатора председателем Совета Союза Верховного Совета СССР. Пожалуй, тогда уже можно было увидеть, что ничего хорошего у Горбачева с такими соратниками не выйдет. Задолго до ГКЧП он получил его маленькое подобие в лице Примакова.

В 1991 году герой этого повествования ушел в родную стихию – в КГБ, став там первым заместителем председателя, затем возглавил службу внешней разведки, но через пять лет вынырнул – старая номенклатура навязала его Ельцину сперва в роли министра иностранных дел, а в 1998-м уже в роли премьер-министра. За восемь месяцев пребывания в этой должности Евгений Максимович показал, что он расположен к возвращению порядков советских времен. Самым знаменательным событием того времени был случай, вошедший в историю как примаковский разворот. Почти долетев уже до США, Примаков вдруг развернул самолет и возвратился в Москву. Передам слово журналистке Елене Трегубовой, работавшей в ту пору в Кремле:

«Последним крупнобюджетным шоу в стиле «ретро», которое удалось поставить Евгению Примакову на российской политической сцене, стал разворот над Атлантическим океаном. Российский премьер, который из-за болезни Ельцина и недееспособности его окружения, по сути, уже выполнял президентские функции, истерично отказался лететь на важнейшие переговоры в США, как только узнал о начале бомбардировок позиций армии Милошевича в Югославии… По команде Примакова в российских СМИ разжигается антиамериканская истерия… Страна в тот момент, действительно, под предгробовое молчание Ельцина, зато с боевыми кличами Примакова, семимильными шагами двигалась назад, к холодной войне с Западом. Сжигать все худые и дряблые мостики, наведенные между Россией и Западом за постперестроечное десятилетие, оказалось делом куда более быстрым и нехитрым, чем их наведение… Единственным в России СМИ, жестко отреагировавшим на примаковский демарш, стала газета «Коммерсантъ». На следующий день она вышла с передовицей под названием «15 миллиардов долларов потеряла Россия благодаря Примакову», где детально подсчитывались убытки от несостоявшихся по капризу премьера переговоров в Штатах. «Вывод один, – констатировалось в статье, – поддержка близкого Примакову по духу режима Милошевича оказалась для него нужнее и понятнее, чем нужды собственной страны»…».

Зато газета «Правда» была от примаковского разворота в восторге: «Столь филигранно высчитать ход и взвесить последствия в ХХ веке смог только Примаков. Мы не видели поступка более решительного, сымпровизированного и в то же время не спонтанного, а тщательно взвешенного и просто красивого».

Однако «Кремль четко понял, – это снова цитата из книги Елены Трегубовой, – что для него примаковский разворот над океаном – последний рубеж, за которым бездна».

Самолет он развернул 24 марта 1999 года, а 12 мая указом президента Ельцина Примаков был отправлен в отставку. Обиженный, он вскоре по уговорам Лужкова возглавил список предвыборного блока «Отечество – вся Россия» («Отечество минус вся Россия», как издевался над ним телеведущий Сергей Доренко). Потом Примаков еще объявил о намерении баллотироваться на пост президента России, но с Путиным он соперничать не стал и на некоторое время удалился от софитов.

Казалось, что его политической карьере пришел конец. Однако нет, жив курилка! В конце 2001 года он стал президентом Торгово-промышленной палаты РФ. В тайных советниках Кремля по сей день состоит и узнаваем по разворотам. Последний по времени разворот, инициированный им, – проарабский и антиизраильский.

Суть, полагаю, в следующем. В России есть промышленные круги, заинтересованные в том, чтобы альтернативой «Газпрому» и нефтедолларам было развитие в других сферах, особенно в наукоемких технологиях. Эти круги хотели бы более тесного сотрудничества с Израилем, чьи успехи в высоких технологиях общепризнанны. И к этому шло: 4 сентября в Тель-Авиве должна была открыться большая российская выставка-ярмарка с демонстрацией образцов экспортной продукции. По взаимной договоренности была составлена программа деловых встреч российских представителей с их израильскими коллегами для переговоров о расширении взаимовыгодного сотрудничества. Всё уже было подготовлено, выставочные экспонаты доставлены на место, заинтересованные российские предприниматели уже расположились в тель-авивских гостиницах, включая и высокопоставленных российских чиновников, которые должны были участвовать в церемонии открытия выставки.

Увы, в последний момент российская сторона отменила открытие выставки, самолет российско-израильского сотрудничества развернулся на 180 градусов и улетел назад в прошлое. Причем, что особенно поразительно, всем прибывшим в Тель-Авив россиянам была передана директива МИДа России – никаких деловых встреч с израильскими коллегами не проводить. Ошеломленные хозяева и гости пребывают в полном замешательстве, подсчитывают убытки (на экспозицию затрачено 300 тысяч долларов) и упущенные возможности. Точно так же, как было после примаковского разворота в 1999 году.

Как и в 1999 году, нынешний разворот поддержала газета «Правда». «Мы удовлетворены этим решением, – заявил зампред ЦК КПРФ Мельников. – В связи с военной агрессией Израиля в отношении Ливана коммунисты настаивали именно на таком решении… Мы понимаем, в каком сложном положении оказались организаторы и участники с российской стороны, но участие в выставке было бы цинизмом, который исторически не присущ российской внешней политике». Ну, что касается российской внешней политики, особенно в последние годы, то ей как раз присущ цинизм, чему можно привести много примеров: приглашение лидеров ХАМАСа в Москву, защита Ахмадинеджада, вооружение опасных диктаторских режимов и через них террористов «Хизбаллы».

А обвинение Израиля в агрессии – это вечная песня КПРФ и ее предшественницы КПСС. Кстати, пока шла война в Ливане и Израиль обстреливался ракетами террористов, об отмене выставки речи не было. Наоборот, к ней шла активная подготовка, и российские представители ее анонсировали. Отменили выставку, когда, в соответствии с резолюцией ООН, наступило перемирие.

Осведомленные люди поведали прессе, что отмена выставки произведена по личному указанию Примакова, но сам он предпочитает по этому поводу не высказываться, хотя, будучи президентом Торгово-промышленной палаты России, отмолчаться, казалось бы, не может. Казалось бы, но в той среде совсем другие нравы.

Примаков неоднократно заявлял, что не считает ХАМАС, как и «Хизбаллу», террористическими организациями. По его мнению, это организации благотворительные. Это ли не верх цинизма, возведенного в ранг государственной политики России?

Непонятно, почему он выступает с такими заявлениями – ведь он уже давно не министр иностранных дел и не премьер-министр, а в компетенцию президента Торгово-промышленной палаты ни общение с подобными организациями, ни такие политические заявления не входят. Вот и министр иностранных дел Сергей Лавров вслед за Примаковым взялся за отмывание черных кобелей терроризма.

Между тем, в тот же понедельник, 4 сентября, когда должна была открыться выставка в Тель-Авиве, в Санкт-Петербурге под председательством того же Примакова началось совместное заседание Российско-арабского делового совета. Это уже шестое заседание данного совета, учредителем которого в 2002 году стала Торгово-промышленная палата РФ в лице Е. М. Примакова. В заседании участвуют с российской стороны высокопоставленные чиновники из администрации президента, представители бизнеса во главе с председателем совета директоров акционерной финансовой корпорации «Система» Владимиром Евтушенковым и т. д., а с арабской стороны – более двадцати руководителей торгово-промышленных и сельскохозяйственных палат, в том числе представители Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Йемена, Ливана и других арабских стран.

Заинтересованность России в сотрудничестве с арабскими странами вполне понятна, но удивляет назначенная, очевидно, Евгением Примаковым дата заседания Российско-арабского совета – именно на 4 сентября. Совпадение дат начала этих двух мероприятий случайным быть не могло, такие форумы планируются заранее. Значит, в отношении российско-израильского форума заранее планировался и разворот. Планировался он в угоду ретроградам, чье влияние в Кремле, очевидно, восстанавливается. Пока советами Евгения Максимовича Примакова пользуются в Кремле, от России можно ждать подобных разворотов в любой момент и повсюду.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Редакция сайта

Все публикации этого автора