– В чем причина такого ажиотажа вокруг Стены Плача? Я, например, только раз был там, и меня туда не тянет. Многие мечтают там побывать и на мой отказ смотрят с недоумением. Мне положить записку с просьбой кажется странным.
Давид, Хайфа
– Ваш вопрос следует рассматривать в трех плоскостях. Первая, назовем ее так — общетуристическая. Вторая, условно говоря, — эмоционально-историческая. И третья — еврейская, в рамках наших традиций и законов.
1. Плоскость общетуристическая.
Как известно, есть люди, которые испытывают некую тягу к разнообразным достопримечательностям. Особенно — к известным, необычным, уникальным. Котель (Западная Стена, в нееврейском мире нередко — Стена Плача), безусловно, попадает под все эти определения. Однако это, разумеется, не означает, что всем людям это интересно и важно. Так что если Вы и Ваше окружение причисляете себя к категории любознательных туристов — все с Вами в порядке. Такая позиция в среде интересующихся достопримечательностями туристов не редкость.
2. Плоскость эмоционально-историческая.
Многие евреи, даже отдалившиеся от нашей традиции или еще не приблизившиеся к ней, инстинктивно или интуитивно ощущают, что Котель — некое олицетворение связи с глубинными корнями истории нашего народа. И действительно. Самые нижние, подземные слои Западной Стены (с площади перед Котелем они не видны), которые можно увидеть из расположенного рядом помещения, когда в него открыт доступ, — каменная кладка, относящаяся к временам строительства Первого Иерусалимского Храма. Кроме того, опять же на инстинктивном уровне люди могут чувствовать, что Котель — место, о праве и возможности молиться у которого мечтали десятки поколений в нашем народе (на протяжении полторы тысячи лет!). И многим хочется ощутить свою сопричастность к этому. Кто-то приходит к Западной Стене хотя бы раз в месяц, кто-то — раз в год или раз в несколько лет.
3. Плоскость еврейская — в рамках наших законов и традиций.
На данном уровне рассмотрения уже не должно быть разных категорий людей, поведение и реакции которых по отношению к обсуждаемому нами объекту можно было бы назвать нормативными. Ибо норма здесь определена достаточно четкими критериями, что предполагает, что еврей осознает себя евреем, стремится понять, что это означает на практике, знает, что есть Творец мира, Тора и наши, еврейские традиции. И на основе этого понимания и знания старается строить свою жизнь. Это с позиций рассмотрения затронутой Вами темы в третьей плоскости нормально. Если же всего этого в жизни человека нет, он — за пределами нормы. Что должно стать предметом его озабоченности.
Если же Вы на сегодняшний день еще не открыли для себя такую дорогу, то осознаваемое Вами равнодушие в отношении к Котелю, которое наслаивается на несоблюдение наших заповедей, традиций и обычаев, может быть сигналом, свидетельствующим о серьезном внутреннем недостатке — слабой душевной связи с собственным народом и собственной страной. И независимо от того, к какой из названных категорий людей Вы на данном этапе себя причисляете, мой ответ, надеюсь, будет Вам полезен.
Рав Элиягу ЭССАС
http://evrey.com