Илья Мильштейн
Я все равно богаче! Я владею талантами России!.. Сергей Ролдугин заговорил, и речи его, а также и облик артиста чисто внешне вызывают бесконечное доверие. Ибо высказывается он исключительно о музыке, о лучших в мире инструментах и молодых дарованиях, а сам похож на доброго волшебника из ласковой детской сказки. Сергей Павлович заговорил, исповедуясь корреспонденту «Вестей недели», и мир, погруженный в грязные тайны Панамских архивов, как бы обретает первозданную чистоту и гармонию.
Давний друг Путина, он рассказал свою версию происхождения таинственных офшорных счетов. Сперва Ролдугин, худрук Санкт-Петербургского дома музыки, «ходил и клянчил у всех, у кого мог, потому что инструменты стоят дорого». Потом некие «меценаты предложили» ему «небольшую долю в бизнесе, чтобы уже не клянчить», и кум президента стал, по свидетельству другого независимого источника, Владимира Владимировича, «миноритарным акционером в одной из наших компаний». Ну, а дальше была Панама, удачное такое вложение на радость музыкантам и слушателям, и потекли из офшоров денежные потоки, и «наполнили», вообразите себе, «спасенный дворец лучшими в мире преподавателями… и усадьба на реке Мойке закипела российскими талантами». Вот оно как было, а вы и не знали.
Простая, в общем, обозначилась финансовая схема, связующая труд подвижника и капитал. Сперва клянчишь деньги у спонсоров. После, конечно, получаешь у них долю, положенную всякому куму, а там уж подключаешь лоеров из Mossack Fonseca, и никакая это не коррупция, а служенье муз, слегка суетливое на посторонний взгляд, но и величавое, если всмотреться. «Помочь сотням молодых музыкантов обрести счастливую жизнь, кто это может? А я могу. Разве это не счастье?» — интересуется Сергей Ролдугин у корреспондента. Такие вопросы еще называют риторическими.
Короче, ситуация полностью разъяснилась, а тем, кто еще в чем-то сомневается, «Вести недели» раскрывают глаза на злодейскую сущность платных агентов Госдепа из журналистского консорциума, проводящего свои так называемые расследования. Попутно разоблачаются и другие козни американских спецслужб, которые еще в 2008 году пытались завладеть нашими «Национальными коммуникациями», и тут российские бизнесмены продемонстрировали высокое искусство солидарного управления офшорными средствами, отстояв стратегический ресурс. Вообще оказывается, что вложения средств в офшоры — это полезные, надежные, выгодные для России вложения.
Правда, президент Путин некоторое время назад призывал к деофшоризации отечественной экономики, но понимать его, видимо, следовало двояко. Диалектично, что ли, и на примере Сергея Ролдугина мы видим, что далеко не всякие активы, уведенные за бугор и отмытые, должны вызывать подозрения. Напротив, сегодня на фоне разразившегося скандала мы наблюдаем процесс реабилитации уведенного за бугор и отмытого. И все это под музыку, преимущественно виолончельную, что особенно услаждает слух.
Однако звучит посреди дивного концерта и внезапная грозная нота. Погромыхивает, словно тема возмездия, тревожный аккорд. Возникает такая мысль: если Госдеп в своем стремлении досадить России не щадит уже и артистов, то чем эти происки завтра обернутся для Сергея Ролдугина? На пустом же месте могут придраться к человеку.
Почему, спросят, вы заключили с «Роснефтью» одновременно два соглашения — на покупку акций и на прекращение сделки, наварив на этом 750 тысяч долларов? А как получилось, что «Северсталь» дала вам в долг 6 миллионов «зеленых» и уже через два месяца долг простила, удовлетворившись отступным в один доллар? А Сулейману Керимову с чего вдруг захотелось обменять свои 4 млрд рублей и 200 млн долларов на ваши два бакса? И отчего вы скрыли, что дружите с Путиным, отвечая на вопрос о связях с сильными мира сего в анкете швейцарского филиала Газпромбанка?
Немало подобных заковыристых вопросов могут задать музыканту следователи, если он снова поедет на Запад за какой-нибудь скрипкой. Понятно, что это все подлые придирки, основанные на русофобии, но ведь могут, не дай бог, и арестовать. Так что лучше пока и не выезжать никуда, дабы не стать жертвой провокации.
Складывается парадоксальная ситуация. Мир после выступления Сергея Ролдугина явно изменился к лучшему, и сам он, святой по виду человек, предстал в образе истинного альтруиста. А вот личная его судьба, чтобы не сказать кредитная история, задокументированная в Панамских архивах, внушает нешуточную тревогу. Причем упрекнуть за доставленные музыканту хлопоты хочется не только американцев (что с них взять — звери), но и его давнего друга Владимира Владимировича. Ясно, что он желал Сергею Павловичу только добра, призывая своих олигархов скинуться на Страдивари в широком смысле, но в итоге сильно Ролдугина подставил.
В итоге артист сыграл сразу несколько ролей, одна другой печальней. Роль попрошайки, использующего знакомство с первым лицом в целях обогащения российской культуры. Роль финансового агента, через фирмы которого проходят какие-то мутные транзакции. Невольно он еще и отомстил другу-покровителю, поскольку Путин в этой истории выглядит совсем уж нехорошо. Имя его, как справедливо указывает президент, нигде не всплывает, но догадываются же все, начиная с врагов, что никакой Мордашов не стал бы дарить свои миллионы первому попавшемуся виолончелисту. Виолончелистов много, а денег человеку всегда не хватает.
Деньги дарили президенту, и это, если рассуждать о чистом искусстве, звучит довольно обидно. Получается, кто платит, тот и заказывает музыку. Даже хуже. Кто заказывает, тому и платят. А потом хороший человек, чисто внешне вызывающий бесконечное доверие, должен оправдываться и не может оправдаться. Хорошего человека выставляют на посмешище, и нелегко постичь, что он думает в эти минуты о своем задушевном старом друге. Какие чувства испытывает и какие звуки издает, когда телевизионщики сматывают аппаратуру и он остается наедине с нечеловеческой музыкой, которая отныне сопровождает каждый его шаг.