Иммануэль Шило
Вырисовывающиеся результаты праймериз в США показывают, что нет смысла ждать дня «после Обамы»
Израиль не может полагаться на существенное улучшение отношения американской администрации после окончания каденции Обамы. Таков смысл ситуации в марафоне на пост президента в обеих партиях. Если не случится очень большой сюрприз, то за пост президента будут бороться Хиллари Клинтон от Демократической партии и Дональд Трамп от Республиканской. Независимо от того, кто из них изберется, мы обнаружим себя почти в той же ситуации, а то и худшей.
Что касается Клинтон, она изображает себя, с одной стороны, как продолжательницу Билла Клинтона, подписавшего с Рабином и Пересом провальное ословское соглашение, а, с другой стороны, как законную наследницу Барака Обамы — самого отчужденного по отношению к Израилю президента со времени Шестидневной войны. Может, Клинтон будет чуть лучше Обамы, а, может, будет оказывать бОльшее давление.
Дональд Трамп — загадка. Его капризность и агрессивность могут сработать против нас в неменьшей степени, чем на благо. Комментаторы затрудняются оценить какова будет его политика, если придет в Белый дом.
Все это означает, что именно в этом году, когда нынешний президент уже по дороге домой, а следующий еще не избран, возникло кратковременное окно возможностей. В это время Нетаниягу и его правительство могут вырваться из рефрижератора, в который забрались в годы отчужденного правления Обамы.
Слишком долго Нетаниягу придерживается тактики отодвигания неизбежного конфликта с администрацией Обамы по вопросу строительства в Иерусалиме, поселенческих блоках, в поселениях Иудеи и Самарии и в Иорданской долине. Он и его приближенные не раз объясняли, что Нетаниягу ожидает дружественную республиканскую администрацию, которая придет после Обамы.
Вначале Нетаниягу ожидал, что Обама проиграет после первой каденции. И после провала этой надежды Нетаниягу продолжил трюки по затягиванию и увиливанию, обозначая конец правления Обамы как дату после которой Израиль опять начнет вести себя как суверенное государство. И так тянулись годы засухи в строительстве, годы, в которые арабы — в нарушение закона и при поддержке зарубежных правительств — беспрепятственно строят в Иерусалиме, Иудее и Самарии в то время, как еврейское строительство находится в застое.
На этом фоне возникают мрачные демографические прогнозы об арабском большинстве в Иерусалиме и по следам этих прогнозов формируются планы левых передать ПА часть Восточного Иерусалима, якобы, из необходимости сохранения еврейского большинства в столице. В этом смысле то, что предыдущее и нынешнее правительства Нетаниягу почти не строили в Иерусалиме порождает планы Герцога по отступлению из Иерусалима.
Конфликт с администрацией Обамы даже в конце его каденции — это не детская игра. Но накапливающийся стратегический ущерб замораживания строительства подталкивает к дерзости и риску. Замораживание строительства сигнализирует арабам, что Израиль не намеревается оставаться в Иудее, Самарии и Вост.Иерусалиме, и укрепляет надежду и стремление арабов создать еще одно арабское государство. Эта надежда является горючим, которое движет арабский террор вообще и нынешнюю волну террора, в частности.
Закончились отговорки и нечего больше ждать.
В ближайший День Иерусалима начнется 50-й год возвращения Иудеи и Самарии под наш контроль. Это время выйти из пассивности и застоя, перейти к инициативе, которая даст стратегический ответ арабскому террору и сформирует будущее региона согласно нашей вере и нашим интересам.
Аруц шева, март 2016
Перевел Яков Халфин
Этот «момент истины» находится в периоде после оглашения результатов выборов и января следующего года.