Выходцы с Северного Кавказа уезжают из Европы воевать в рядах ИГ

Фатима Тлисовa

ГОЛОС АМЕРИКИ

Выходцы с Северного Кавказа уезжают из Европы воевать в рядах ИГ

Северокавказская диаспора в Европе – это несколько сот тысяч человек, в основном мусульмане, рассеянные по всему региону. Сотни представителей этой диаспоры поехали на Ближний Восток, чтобы воевать там в рядах «Исламского государства». Хотя большинство из них стали лишь пушечным мясом для террористической группировки, некоторые дослужились до высоких должностей в иерархии ИГ.

«Как утверждают аналитики, многие чеченские боевики являются относительно опытными и боеспособными. Они воевали с российскими войсками на протяжении конфликта, который продолжается с 1990-х годов, — отмечается в недавно опубликованном докладе Исследовательской службы Конгресса США. — Поэтому чеченские боевики способны брать на себя роль лидеров в экстремистских группировках».

Согласно данным Европола, европейского правоохранительного агентства, до 5 тысяч граждан государств Евросоюза отправились воевать в Сирию и Ирак.

Поскольку ИГ все труднее контролировать захваченные территории в Сирии и Ираке, проблема возвращающихся боевиков представляет все более серьезную угрозу для безопасности европейских стран. ИГ все чаще совершает теракты в западных странах. Как показали недавние теракты в Брюсселе, проводя такие операции, ИГ обычно использует иммигрантов во втором или третьем поколениях, большинство из которых уже стали гражданами европейских стран. К этой категории относятся большинство членов северокавказской диаспоры в ЕС, и, как показали взрывы на Бостонском марафоне, Соединенные Штаты тоже не застрахованы от подобных терактов.

С войны в Чечне — на войну в Сирию

Поскольку многие чеченцы и представители других северокавказских народов, живущие в Западной Европе, относятся к России, мягко говоря, не очень хорошо, это облегчает их вербовку террористами «Исламского государства», говорит Петтер Нессер, старший научный сотрудник норвежского Института оборонных исследований и автор книги Islamist Terrorism in Europe.

«Многие из них выросли в семьях, пострадавших еще во время конфликтов в Чечне, преследовались российскими властями. Этим пользуются вербовщики-джихадисты в Европе, убеждая их ехать воевать в другие страны. Некоторые восхищаются чеченскими «моджахедами», воюющими в Сирии и Ираке», — говорит Нессер.

Российская колонизация Северного Кавказа породила две отдельные волны эмиграции. Первой из них были те, кто в массовом порядке бежали в Османскую империю в 19-го веке. В результате появилась целая диаспора на Ближнем Востоке. Сегодня это несколько миллионов человек. Потомков этой «старой» диаспоры довольно много среди членов различных группировок, воюющих с режимом Асада с начала гражданской войны в Сирии.

Следующая волна эмигрантов с Северного Кавказа, ставшая результатом двух войн в Чечне и того, что некоторые обозреватели называют репрессивной политикой Кремля, направилась в основном в Западную Европу и Соединенные Штаты.

По данным Маирбека Вачагаева, живущего в Париже эксперта из вашингтонского аналитического центра The Jamestown Foundation, oбщая численность чеченских общин в Европе сейчас превысила 200 тысяч человек.

Официально пока никто не подсчитывал, сколько живущих в странах ЕС представителей северокавказской диаспоры поехали воевать на стороне джихадистов в Сирии и Ираке. Однако по данным International Crisis Group, в Европе исламисты наиболее активно вербуют в свои ряды представителей именно чеченской диаспоры. По оценкам Вачагаева, под началом каждого из чеченских командиров, воюющего в рядах ИГ, «Джабхат ан-Нусра» и других террористических группировок, противостоящих правительству Асада, могут действовать до 250 чеченских боевиков.

Как отмечает Вачагаев, первая группа европейских чеченцев, отправившихся воевать в Сирию, были в основном образованными людьми, и это был их «осознанный выбор» — вступить в ряды джихадистов.

«Это не были какие-то необразованные молодые люди, которым промыли мозги. Это были вполне зрелые люди, многих из которых можно назвать представителями интеллигенции», — говорит Вачагаев.

Нессер считает, что после того как закончились войны в Чечне, многие чеченские боевики подались на Ближний Восток. «В целом приток чеченских джихадистов в Сирию усилился из-за того, что у себя дома их позиции существенно ослабли, а тут появилась возможность повоевать где-то еще», — говорит Нессер.

Пример аль-Шишани

Как отмечают эксперты, многие иностранные боевики из Европы присоединились к чеченским джихадистским группировкам в Сирии, таким как «Джейш-аль Мухаджирин валь-Ансар».

«Среди чеченцев больше всего тех, которые вступают в ряды таких группировок, поскольку иностранные боевики стараются объединяться по этнической или языковой принадлежности», — говорит Нессер.

Группировка «Джейш-аль-Мухаджирин валь-Ансар» одно время возглавлялась Абу Омаром аль-Шишани (Тарханом Батирашвили), родившимся в Грузии чеченцем, который служил в грузинской армии во время скоротечной войны с Россией в 2008 году, а затем поехал воевать в Сирию. Впоследствии он стал одним из главных полевых командиров ИГ.

Как сообщили представители американского военного ведомства, аль-Шишани, чей пример вдохновил многих уроженцев Северного Кавказа, поехавших воевать в Сирию, был ликвидирован ударом с воздуха в начале марта.

Вачагаев не верит в то, что Абу Омар аль-Шишани действительно мертв.

«Родной брат аль-Шишани, который всегда рядом с ним, часто связывается с их отцом, который живет в одном из селений в Панкисском ущелье (в Грузии). Если бы отец Тархана узнал о смерти своего сына, он был бы обязан объявить траур в деревне, но пока этого не происходило», — говорит Вачагаев.

Как отмечают эксперты, если смерть аль-Шишани будет подтверждена, может начаться борьба за власть, и, если вместо него лидером группировки будет назначен не чеченец, а представитель другой национальности, это восстановит против нее большинство чеченских боевиков.

В то время как тысячи боевиков с Северного Кавказа воюют в рядах ИГ в Сирии, некоторые влиятельные группировки в этой стране воюют одновременно с правительством Асада и с ИГ.

К числу таких группировок относится Кавказский эмират в аш-Шаме (Сирии) – многонациональная группировка, включающая многих представителей северокавказских народностей из числа тех, кто в 2007 году создал на территории России террористическую группировку «Кавказский эмират». К 2012 году она была практически полностью зачищена российскими силовиками.

Кавказский эмират в аш-Шаме «ненавидит ИГ. Они злейшие враги и ожесточенно воюют друг с другом», говорит Джанна Паращук, эксперт по исламистскому терроризму на «Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода». Для таких группировок главный враг – Россия.

Разочарование вернувшихся с войны боевиков

По словам Вачагаева, большинство живших в Европе чеченцев, отправившихся воевать в Сирию, были убиты, но некоторые вернулись, «глубоко разочаровавшись в несоответствии между их идеалистическими представлениями и тем, что происходило в действительности». Те, кто вернулся, стали наиболее активными активистами, противостоящими пропаганде ИГ. Истории о том, что им пришлось пережить в Сирии, быстро распространяются в чеченских общинах.

«То, о чем рассказывают те, кто вернулся, стало важнейшим фактором, замедлившим приток чеченских боевиков в ряды ИГ», — говорит Вачагаев. Некоторые европейские чеченцы все еще едут в Сирию, но их уже гораздо меньше.

Те иностранные боевики, которые, вернувшись из Сирии, стали частью международного терроризма, особенно опасны, потому что у них есть определенный опыт, считает Нессер. «Они также могут действовать в качестве вербовщиков и координировать целые сети, поскольку у них есть определенный опыт и статус», — говорит он.

Власти стран ЕС принимают различные меры, реагируя на угрозу, которую представляют для европейских стран возвращающиеся боевики. В частности, более активно осуществляется наблюдение за потенциальными террористами и их сообщниками. Некоторые страны-члены ЕС уже приняли законы, предусматривающие введение предложенной Европейским парламентом системы регистрации персональных данных пассажиров. В соответствии с этими законами авиаперевозчики обязаны предоставлять властям стран ЕС данные о пассажирах, что позволяет властям систематически анализировать всю информацию об авиапассажирах. Другие страны ЕС пока еще тестируют эту систему.

Маирбек Вачагаев говорит, что все живущие в Европе чеченцы находятся под постоянным наблюдением. «Люди боятся поехать в Турцию, чтобы навестить друзей и родственников, потому что это считается традиционным маршрутом в Сирию», — отмечает он. Насколько ему известно, ни один из чеченских боевиков, вернувшихся в Европу из Сирии, не ускользнул из поля зрения властей. «Все они были арестованы или задержаны», — добавляет Вачагаев.

Оцените пост

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (ещё не оценено)
Загрузка...

Поделиться

Автор Александр Штрайхер

писатель, одессит, проживает в Бруклине, Нью-Йорк
Все публикации этого автора