Майкл Вейсс
The Daily Beast
«Мало кто называет Россию «террористическим государством» и остается безнаказанным», — пишет The Daily Beast. «Но президент Литвы Даля Грибаускайте отказалась прибегнуть к дипломатическим эвфемизмам при описании агрессии Владимира Путина на Украине», — отмечает журналист Майкл Вейсс, предваряя ее интервью. Вейсс напоминает, что в ноябре 2014 года Грибаускайте заявила: «Если не остановить террористическое государство, которое практикует открытую агрессию против соседа, то эта агрессия может распространиться дальше, вглубь Европы».
The Daily Beast взяло интервью у Грибаускайте по электронной почте, сообщает журналист.
«Что именно из пережитого Литвой за период вашего президентства сделало вас громогласным критиком Путина и его политики?» — спросил Вейсс.
«Мы не критики, мы просто называем действия России их реальными именами. Кремль проводит политику конфронтации, нарушает международное право, разрушает глобальную и региональную архитектуру безопасности, а также стремится разобщить Европу и ослабить трансатлантические структуры. Для Кремля молчание — знак согласия. Мы не можем быть соучастниками или создавать атмосферу безнаказанности, поощряющую опасное поведение. Поэтому говорить правду — наш долг», — заявила президент Литвы.
«Обвинение крупной державы в терроризме наводит на мысль, что для борьбы с ней требуется что-то большее, чем санкции», — заметил журналист.
«Очевидно, то, что постоянный член Совета Безопасности ООН оккупирует и аннексирует территории своих соседей, несет серьезную угрозу системе международной безопасности», — заявила Грибаускайте.
«Мы не можем смириться с «новыми критериями нормы» в отношениях с Россией. В ситуации, когда на Восточной Украине продолжается война, Крым оккупирован, а Кремль напрямую помогает кровавому режиму Асада остаться у власти в Сирии, сотрудничество не может строиться на шантаже и угрозах. ЕС и НАТО должны раскусить кремлевскую пропаганду. ЕС и НАТО должны иметь свою программу в отношении России вместо того, чтобы участвовать в кукольном спектакле Кремля. Это означает, что нужно расширять наше влияние в окрестностях, укреплять нашу оборону, разрушать барьеры в торговле и защищать международный порядок, основанный на правилах», — написала Грибаускайте.
«Пытается ли российское правительство добиться смены режима в Литве?»
«Пропаганда и информационные атаки — элемент гибридной войны», — заявила Грибаускайте. По ее словам, «самая опасная цель информационной войны — сломить волю людей к сопротивлению и защите их государства, а также создать благоприятную среду для возможного военного вмешательства. А пример Украины доказывает, что война обычными вооружениями в Европе — больше не теоретическое предположение».
«Возможны ли новые санкции в отношении России?» — поинтересовался журналист. По его впечатлениям, у некоторых европейских стран крепнет желание свернуть уже существующие санкции.
«Европейский Совет пришел к договоренности, что срок действия санкций в отношении России увязан с полной имплементацией Минских соглашений. К этой имплементации мы далеко не приблизились. Россия продолжает отправлять в Донбасс свои войска и военную технику, прямо нарушая Минские соглашения. Поэтому я не вижу резонов обсуждать отмену или сворачивание санкций. Наоборот, санкции — единственное, что может принудить Россию серьезно относиться к ее обязательствам по Минским соглашениям. А если ситуация на Украине ухудшится, ЕС следует рассмотреть все варианты повышения издержек России за ее вмешательство», — ответила Грибаускайте.
«Действительно ли мы сейчас участвуем в новой холодной войне, как сказал Дмитрий Медведев на Мюнхенской конференции по безопасности? Если да, то что это значит для оборонной политики Запада? Нужна ли нам стратегия сдерживания в отношении России?» — спросил журналист.
«Поскольку с тех пор, как два года назад начался конфликт, на Украине погибли более 9 тыс. человек, война вовсе не холодная. А агрессивные действия России начались не с Украины. Мы не должны забывать о ее роли в замороженных конфликтах по всей Восточной Европе и о войне 2008 года в Грузии. Единственная стратегия сдерживания состоит в том, чтобы не недооценивать характер угрозы и быть готовыми действовать в порядке самообороны», — заявила Грибаускайте.
Gribauskaite — ty lutshe zaimis’ b’eshennym Antisemitizmom i rusofobami v tvoiey malen’koy Litv’e —
i ostav’ russkovo medv’edia v pokoye…
Ефим , не вдаваясь в обсуждения личностей Меркель и Грибаускайте, скажу, не вижу ничего зазорного в том, что бывшие партийные и другие функционеры, превратились в критиков режима. А кто же еще? И Сталина убрали его подельники. И Путина будут снимать не пришельцы из Америки. Так и евреев, покидавших Россию, называли предателями родины. Человеку не предписано, кем быть и не меняться.
Помню, был я комсомольским вожаком в школе, институте, армии. И речи писал, да, да, писал речи первому секретарю обкома комсомола и партии. Правда, это были местные, далекие от Москвы дела, но вспомнить приятно. Ефим, серебряников мне не платили. В партию не приняли. Отец сказал: «Не дури, эта партия не для тебя?» Было мне 19 лет. Кстати этот факт и заложил первое зерно моего неприятия режима.
Но годы были чудесные…
Ну, не совсем все было так хорошо. Идиллия закончилась, как только я подал документы на выезд из СССР. Дальше был отказ на 4, 5 года, исключения, осуждения, увольнения, состояние врага народа, контакты с КГБ, но уже по разные стороны баррикады. Были и два ареста за нахождение в запрещенной закрытой зоне без разрешения. Были угрозы, провокации. Давно это было. Но не забылось.
Интересно, кто поставил за статью единицу? Я поставил «5». И вы — спорщики, не пожалейте автору статьи хорошие оценки. Ефима «Очень умиляет критика Путина со стороны бывших комсомольских и коммунистических функционеров и, естественно, агентов служб безопасности мадам Грибаускайте и не менее мадам Меркель». Ефим, вы напрасно ёрничаете по поводу всех функционеров без разбора. Стеклов вам ответил правильно! В советское время расти в административной должности, зачастую и в технической должности, с определенного уровня можно было только при наличии партбилета. Либо, при подаче заявления о приёме в КПСС. Причём, для интеллигенции было заведомо многолетнее ожидание квоты из райкома партии на право принятия первичной организацией в партию интеллигента. Поэтому коммунисты в верхах были очень разными, особенно в Прибалтийских республиках.
Прошу прочесть этот небольшой рассказ:
Дед Соломон
— Соломон Абрамович, зайдите ко мне, пожалуйста, — сказал начальник отдела кадров обувной фабрики Иван Васильевич Мирошниченко. Дед Соломон отработал здесь 30 лет. Был бригадиром, потом мастером, начальником цеха. Он давно уже был на пенсии по возрасту, но, как коммунист, продолжал состоять в партийной организации фабрики. Коммунистом танкист Соломон Гольдин стал в 1943, под Курском.
В те времена начальниками отделов кадров всех предприятий назначали отставных военных. «Черные полковники» — так называли их люди. Они безоговорочно и рьяно проводили политику партии коммунистов в жизнь. Это была своего рода полиция нравов. То нельзя, и это нельзя.
-Я видел ваше заявление с просьбой исключить вас из рядов коммунистической партии Советского Союза в связи с выездом на постоянное место жительства в государство Израиль. Это правда? – тоном надсмотрщика спросил Мирошниченко.
— Да, моя дочь и внучка с семьей уезжают. Я стар, мне 82 года, мне уже трудно жить одному, — тихо отвечал дед.
— Вы не один. С вами наша партия. Как вы можете? Как вам не стыдно? — в своей правоте Мирошниченко был непоколебим. – Ну, что же. Один решить этот вопрос я не имею права. Соберем партийное собрание. Послушаем, что скажут остальные коммунисты. Там и решим.
В четверг в актовом зале обувной фабрики состоялось открытое партийное собрание. На повестке дня был один вопрос: исключение коммуниста С. Гольдина из рядов коммунистической партии Советского Союза в связи с выездом на ПМЖ в государство Израиль.
Дед закрыл глаза и представил себе это собрание. Там будут все: его друзья, его ученики, которых он обучал сапожному делу, там будет лучший друг Гриша. Наглотавшись валерьянки и надев белую рубаху, дед пошел на собрание, как на казнь.
— Дедушка, — говорила внучка Анна, провожая его, — перестань нервничать, пошли их всех к чертям собачьим. Закрой уши и не слушай.
— Да, да, — шептал старый Соломон,- я не буду слушать. Я закрою уши…
…Товарищи! — открыл собрание председатель Мирошниченко. – Сегодня мы исключаем из наших рядов Соломона Абрамовича Гольдина. Я прямо назову его уже бывшим коммунистом. Забыв все, что дала господину Гольдину советская власть — квартиру, бесплатное образование, хорошую зарплату, этот человек решил предать родину. Прошу коммунистов высказываться. Вот вы, Григорий Моисеевич, вы, кажется, дружили с Гольдиным.Что вы думаете о поступке Гольдина, о его желании уехать из СССР в Израиль?
Гриша встал. Опустив глаза и, не глядя на Соломона, Гриша сказал:
— Я безоговорочно осуждаю поступок Гольдина. Мне стыдно за дружбу с ним. Трудно поверить, что этот человек, коммунист, мой бывший друг, решил предать родину. Предлагаю немедленно исключить его из коммунистической партии. Пусть убирается в свой Израиль.
После этого собрание закрыли. Соломона исключили. Заявление на выезд в Израиль подписали. Люди, русские, украинцы, молдаване выходили из зала, не глядя друг на друга. Стыдно-то как за этот спектакль.
Вернувшись домой, дед Соломон пролежал весь вечер на диване, отвернувшись к стене. Анна просила его попить хотя бы чаю.
Вечером следующего дня Гриша встречал Соломона на улице.
— Прости меня, Соломон. Ты же знаешь, с ними нельзя иначе… Ты уезжаешь, а мне — оставаться…
Дед ничего не ответил. Не пожав Грише руки, ушел.
Через несколько лет они опять встретились в Нью-Йорке. Между собой не разговаривали.
Насколько я разбираюсь в китайском киноискусстве, «(б)» отменил еще Сталин в 1952 г. (19 с.), а «развернутое строительство коммунизма» началось не ранее 1961 г. (22 с.). Так что, у вас какая-то асинхронность с официальной хронографией. Впрочем, в вашем возрасте можно и перепутать?
В СССР всё делалсь через «известное» место. Наверное поэтому у советских врачей и учителей была самая маленькая зарплата, и мало возможностей приработка даже при весьма высокой квалификации. После развала СССР часть врачей, у кого была бизнес-хватка, сумели разбогатеть. Собственно говоря, когда при Горбачеве появилась возможность создавать кооперативы, появилась возможность хорошего заработка и для врачей, и учителей, и у инженеров и т.д. Правда, весьма возросло число грабежей и убийств очень и не очень «богатых». Вован Путин преобразовал грабительско-киллерский «бизнес» в государственную политику. Поэтому я рад, что вовремя унес «оттуда ноги».
Мои родители — из Литвы, а я родился перед войной в Гомеле.
Мы успели эвакуироваться. Но большинство евреев — не успели….
Об их судьбе и мне, и вам больно вспоминать.
Госпожа президент Грибаускайте (в последнем абзаце) сказала,
что она (они) не должны забывать о роли России… .
Напрашивается мой вопрос, а должна ли президент забывать
о роли Литвы ?…
Поголовное уничтожение оставшихся евреев — от стариков до
младенцев — это «действия в порядке самообороны» ? (использую
её слова).
А парады пособников нацистов и их потомков в нынешней
Прибалтике и в Украине президент не замечает ?
Её хватает лишь на произнесение не требующих смелости
прописных истин, от которых России ни тепло, ни холодно,
потому что ВСЕ сильные — такие же.
***
«А потом опять повторится, всё, как раньше. Во все века»…………
«Вернутся Боги из прописей, а с ними — террор и резня».
(Редьярд Киплинг) из эпиграфа к статье Владимира Янкелевича
«Боги прописных истин».
Советую вспомнить и ещё раз прочитать на этом сайте.
Да, все мы ЗЕМЛЯКИ !
Я — харьковчанин, а службу в армии (первые пол-года, в учебке РВСН) проходил в Мышанке (под Калинковичами), потом на Украине, в родных местах Анатолия.
И, мои родные (по линии отца) все из Бобруйска …
Ех, мужики !
Всех нас разбросало чёрте-куда !
Собраться бы нам всем, за одним столом, за рюмкой чая,
и молча, просто посмотреть друг-другу в глаза …
Вы совершенно правы, Моисей. Но она говорит о современных делах, о сегодняшнем поведении России. Семья моего дяди Лазаря с 6-ю детьми из Вильнюса погибла в Холокосте. Литва, конечно , антисемитская страна. Но виноваты были все-таки немцы. Она должна говорить о роли Германии в этом случае. Но можно продолжить о роли Литвы в жизни евреев. Уверен, Вам известно, что именно Вильнюс (наряду с еще несколькими городами Польши), в котором в одно время жило больше евреев, чем литовцев, стал столицей Идишевской культуры. Именно литваки были наиболее просвещенными евреями Европы. Там работали Еврейские университеты, печатались книги на Идиш. Можно ли говорить о роли Литвы в этом расцвете еврейской жизни?