Виталий Портников
Крым — это единственное место, где Путин может ощущать себя Путиным. По крайней мере в своих фантазиях, в истеричных криках согнанной массовки, в угодливых улыбках местных предателей, переквалифицировавшихся из украинского ворья в российских бандитов. Здесь, в Крыму, он собиратель земель, новый князь Владимир, сакральный и мужественный, спасший исконно русскую землю от «бандеровцев» и неведомого «Правого сектора». Здесь, в Крыму, он может вспоминать, как разбудил в своем народе все самое отвратительное, самое мерзкое, что дремало на дне выгребной ямы, — чувство превосходства заплеванного грязного забулдыги, не имеющего сил подняться на ноги после попойки, но радующегося, что «его» танки утюжат чужую землю.
Здесь, в Крыму, Путин — это снова Путин. Где еще он может почувствовать себя Путиным? В России, жители которой с каждым днем ощущают, как меньше в их жизни остается воздуха, денег и перспектив, как не хватает уже на самое необходимое, как приходится выбирать между лекарствами и продуктами, — что теперь всем этим людям c того, что Крым наш и в Крыму Путин? В Донбассе, часть жителей которого, может, и мечтала, что будет «как в Крыму», да так и застряла на «ничейной земле», между кровью и нищетой, бедностью и смертью, пустыми надеждами и безысходностью, — что теперь всем этим людям с того, что в Крыму получилось и теперь там Путин? В алавитских анклавах Сирии, жители которых с ужасом ждут возмездия за российские бомбардировки школ и больниц, — незваный «защитник» оказался мелким наперсточником, и что теперь этим несчастным обреченным людям с того, что из Крыма он пока что не уходит? Он может уйти откуда угодно и крымчан оставит на произвол судьбы точно так же, как и алавитов. А что по другую сторону Перекопа нет никаких страшных «бандеровцев», а есть такие же украинцы, как и сами крымчане, — так это жителям аннексированного полуострова просто повезло. Потому что он бросит их на произвол судьбы в любом случае.
А пока что тут, в Крыму, он Путин. В любой другой точке земного шара — только тень Путина. Неприметный человечек, личность которого обсуждают только с точки зрения перспектив его ухода и краха. Дворцовый переворот? Социальный бунт? Развал государства? И когда? Было бы красиво в 2017-м, на столетие бесславного краха предыдущей империи. Но история не космический корабль, чтобы запускать ее к датам. Она готовит нам такие сюрпризы, от которых вздрогнет даже тень прежнего Путина.
Путин, едва став президентом России, захотел иметь резиденцию в Крыму. После долгих проволочек, прикрывшись решением суда, украинские власти отказали Вовану в предоставлении права на покупку земли и зданий под резиденцию. Но для уголовников возможность добиться своих желаний превыше всего. Кроме того, захватив Крым, Вован-пахан стал еще большим героем русского «народа».